Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена
Авторы: Кузнецова Лейла Эдуардовна, Косинова Дарья Сергеевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 24.09.2017
Статья просмотрена: 755 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Л. Э. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена / Л. Э. Кузнецова, Д. С. Косинова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12957/ (дата обращения: 17.12.2024).
В системе образования РФ в последнее время произошло большое количество изменений. Основное значительное преобразование — это введение единого государственного экзамена.
Единый государственный экзамен можно считать особым тестом достижений школьников, проверкой знаний, умений и навыков учащихся, полученных за годы обучения в школе. В тоже время экзамен оценивает психологическую, социальную и культурную готовность старшеклассников к условиям реальности, которые постоянно меняются в современном мире.
Для многих старшеклассников единый государственный экзамен становится трудной жизненной ситуацией, подготовка к которой на протяжении многих лет вызывает хронический стресс. В связи с чем, вопрос о необходимости оказания психологической помощи детям в процессе подготовки к ЕГЭ на сегодняшний день достаточно актуален.
Многие исследователи занимаются изучением экзамена как одного из сильнейших источников стресса: Д. Брайт, Дж. Гринберг, С. А. Гапонова, Ю. В. Щербатых и другие.
Исследования, представляющие экзаменационный стресс как фактор, влияющий на протекание познавательных процессов и на результативность учебной деятельности представлены в работах Э. А. Голубевой, Н. Б. Пасынковой, Я. Рейковского и других.
Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день имеется недостаток психологических исследований, касающихся влияния на сдачу единого государственного экзамена индивидуальных особенностей школьников, не разработаны программы психологического сопровождения старшеклассников в процессе сдачи ЕГЭ.
Единый государственный экзамен вызывает тревогу, растерянность, страх у школьников, приводит к накоплению нервно-психического напряжения и нервному срыву. Вследствие этого, подготовка старшеклассников к экзамену не может проходить без специальной психологической подготовки. Поэтому формирование уверенного поведения, стрессоустойчивости личности учащихся является одним из основных показателей, помогающих успешно сдавать экзамен в виде единого государственного экзамена.
Подготовка к единому государственному экзамену, ведется уже в течение более десяти лет. Главная цель, стоящая перед старшеклассниками, которые готовятся сдавать единый государственный экзамен — это сдача самого единого государственного экзамена и в дальнейшем поступление в среднее профессиональное учебное заведение или высшее учебное заведение. Уровень тревоги у выпускников остается высоким, а это ведет к понижению организованности деятельности и внимания. Когда ребенок тратит много энергии на тревогу, тогда у него остается мало энергии на деятельность в учебном процессе.
Современные старшеклассники нуждаются в оказание им психологической поддержки со стороны педагогов, родителей и квалифицированной психологической помощи психологов. Именно совместные усилия педагогов, родителей и психологов способны сформировать у старшеклассников психологическую готовность к сдаче ЕГЭ.
Формирование психологической готовности определяют как формируемый психологом процесс, направленный на организацию ситуаций, предоставляющих школьнику решение появляющихся трудностей собственными силами или вместе с психолого-педагогическим коллективом при подготовке к единому государственному экзамену [1].
Процесс формирования психологической готовности к единому государственному экзамену включает следующие направления.
Индивидуальная и групповая психодиагностическая работа со старшими школьниками. Эффективность формирования психологической готовности к единому государственному экзамену старшеклассника зависит от особенностей развития познавательных процессов, прежде всего мышления, памяти, внимания; учебной мотивации и таких эмоционально-личностных особенностей как стрессоустойчивость, уверенность в себе, оптимизм, эмоционально-волевой самоконтроль, локус контроля, мотивация достижения.
Проведение диагностики старшеклассников позволяет выявить школьников «группы риска», установить уровень тревожности и степень эмоциональной напряженности. Результаты диагностической работы позволяют психологу подобрать эффективную форму и стратегию психологической поддержки школьников, которые испытывают трудности в подготовке к единому государственному экзамену.
Психодиагностика может включать в себя следующие методики изучения психологической готовности к единому государственному экзамену: методику «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса; методику «Уровень тревожности» Дж. Тейлора; методику «Диагностика уровня самооценки личности» Н. Г. Казанцевой; методику «Локус контроля» Дж. Роттера; «Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона.
Следующим направлением формирования психологической готовности школьников является индивидуальная и групповая консультативная работа.
Консультативная работа по формированию психологической готовности к единому государственному экзамену — это оказание помощи обучающимся, направленной на формирование у них знаний о трудностях, которые возникают при подготовке к экзамену; активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрети уверенность в возможности преодоления трудностей; выработку продуктивных стратегий совладания с возможными стрессами и возникающими в процессе экзамена трудностями. В процессе этой работы происходит снижение уровня ситуативной и личностной тревожности, обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции, формирование уверенного поведения.
В процессе консультативной деятельности психолог выявляет учеников с затруднениями в обучении и разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей по психологической коррекции трудностей в обучении, учету индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения.
Консультативная работа включает: методические приемы «Давай думать вместе!» или «Человечек», которые влияют на аналитическую проработку проблемы сдачи единого государственного экзамена; методы беседы и анализа, влияющие на выбор альтернатив решения проблем школьника, возникающих при подготовке к экзамену [2].
Коррекционно-развивающая работа при формировании психологической готовности школьников к единому государственному экзамену состоит в том, что идет работа с учениками, которые испытывают трудности в обучении. Эта работа направлена на развитие памяти, внимания, мышления, навыков самоорганизации и самоконтроля у школьника, на снятие тревожности и формирование уверенного поведения [2].
В процесс коррекционно-развивающей деятельности по формированию психологической готовности к единому государственному экзамену включаются обучение способам снятия эмоционального напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, развитие навыков эмоциональной и физиологической саморегуляции, активизация внутренних ресурсов и поддержания позитивного образа «Я».
Коррекционно-развивающая работа включает следующие группы методов: методы арт-терапии, включающие сказкотерапию, музыкотерапию и изотерапию; методы мышечной и дыхательной релаксации; методы, помогающие справиться с внутренним сопротивлением и способствующие развитию рефлексивных навыков и позитивного мышления, например, упражнения «Ресурсное место», «Сведение рук» и др.
Методы арт-терапии ставят целью гармонизацию личности старшеклассника с проблемами через развитие способностей самопознания, самопонимания, самовыражения и саморефлексии.
Метод сказкотерапии решает следующие задачи: понижение уровня тревожности и психоэмоционального напряжения у школьников, обеспечение чувства психологической безопасности, осознание собственных страхов, активизация своих личностных ресурсов, необходимых при сдаче единого государственного экзамена.
Метод музыкотерапии решает следующие задачи: активизация творческих проявлений, помогающих при подготовке к единому государственному экзамену; регуляция психоэмоционального состояния; снижение тревожности и напряжения; повышение уверенности в себе и своих силах.
Метод изотерапии включает следующие задачи: развитие межличностных навыков; укрепление самооценки и уверенности в себе; снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности; избавление от негативных переживаний по поводу неудачной сдачи экзамена.
Психопрофилактическая работа по формированию психологической готовности к единому государственному экзамену включает групповые психологические занятия. Одним из методов такой работы является социально-психологический тренинг. В процессе тренинговой работы происходит формирование уверенного поведения, осознание личностной успешности в преодолении трудностей и личностных ценностей, выработка продуктивных стратегий совладания со стрессом.
Психологическое просвещение при формировании психологической готовности к единому государственному экзамену заключается в формировании у школьников, педагогов и родителей интереса к психологическим знаниям и готовности использовать их в собственном развитии.
При выборе направления и формы формирования психологической готовности к единому государственному экзамену для работы с выпускниками необходимо основываться на индивидуальном подходе к каждому школьнику, который является ведущим в процессе образования и учитывает личностные особенности старшеклассников.
Возможно использование различных стратегий формирования психологической готовности к единому государственному экзамену: единовременной, пролонгированной (в течение продолжительного срока), дискретной (прерывистой, состоящей из отдельных частей), непосредственной, опосредованной и др.
На основе этих видов стратегий и осуществляется формирование психологической готовности к единому государственному экзамену, каждая из этих стратегий имеют свое определенное значение в организации процесса подготовки школьников к единому государственному экзамену.
Таким образом, можно выделить следующие направления формирования психологической готовности школьников к единому государственному экзамену:
- Психологическую диагностику, позволяющую выявить уровень развития познавательных процессов, учебной мотивации школьника, таких эмоционально-личностных особенностей как стрессоустойчивость, уверенность в себе, оптимизм, эмоционально-волевой самоконтроль, локус контроля, мотивация достижения.
- Психологическое консультирование, направленное на формирование у старшеклассников знаний о трудностях, которые возникают при подготовке к экзамену; активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрети уверенность в возможности преодоления трудностей; выработку продуктивных стратегий совладания с возможными стрессами и возникающими в процессе экзамена трудностями.
- Коррекционно-развивающую работу, проводимую со старшеклассниками, имеющими трудности в усвоении общеобразовательной программы и направленную на обучение их способам снятия эмоционального напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, развитие навыков эмоциональной и физиологической саморегуляции, активизацию внутренних ресурсов и поддержание позитивного образа «Я». Основными методами, используемыми в работе, являются: метод арт-терапии, ролевая игра, дыхательная гимнастика, глубинная мышечная релаксация, аутогенная тренировка и др.
- Психологическое просвещение, заключающееся в формировании у школьников, педагогов и родителей интереса к психологическим знаниям и готовности использовать их в собственном развитии.
- Психологическую профилактику, направленную на формирование уверенного поведения старшеклассников посредством их участия в социально-психологических тренингах.
Литература:
- Меттус, Е. В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ / Е. В. Меттус // Справочник классного руководителя. — 2008. — № 4. — С. 28–34.
- Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2004. — 136 с.