Итоговые экзамены (ОГЭ и ЕГЭ) как причина тревожности современных родителей старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Жевлакова, В. М. Итоговые экзамены (ОГЭ и ЕГЭ) как причина тревожности современных родителей старшеклассников / В. М. Жевлакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 463-464. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109236/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается одна из проблем тревожности современных родителей старшеклассников. Даётся сравнение понятий «тревога» и «тревожность», описаны факторы тревожности. Авторами обосновывается значимость психологического сопровождения снижения тревожности родителей учащихся 9–11 классов в период подготовки к итоговым экзаменам в форматах ОГЭ и ЕГЭ.

Ключевые слова: тревога, тревожность, старшеклассники, ОГЭ, ЕГЭ, психологическое сопровождение.

Психологи давно занимаются проблемой тревожности, и она не потеряла своей актуальности и сейчас. В XXI веке это явление приобрело огромные масштабы. Мы живем в быстро меняющемся круговороте событий, более того, мы живем в ожидании и прогнозировании различных изменений и испытываем дискомфорт от неопределенных ситуаций.

Понятие «тревожность» иногда отождествляют с понятием «тревога». Однако, существует разница между этими явлениями. Она заключается в том, что тревога является реакцией на конкретные опасности, а тревожность является более длительным, иногда необоснованным чувством беспокойства.

Тревога — это кратковременная реакция на актуальную угрозу или опасность, которая заставляет нас быстро действовать. Например, это может быть чувство тревоги при увиденном аварийном случае или задымлении здания. Тревога помогает нам быстро принимать решения и действовать, чтобы сохранить свою безопасность.

Тревожность — это более длительное и необоснованное чувство беспокойства, напряжения и страха, которое может не иметь четкой причины. Человек может чувствовать тревожность на протяжении длительного времени, которое может сказаться на его психологическом и физическом здоровье. Тревожность может привести к проявлению различных физических симптомов, таких как повышенное сердцебиение, потливость, дрожь и т.д. [3, с. 75–84].

Тревожность людей в современном мире — это состояние нервозности, страха, беспокойства, вызванное рядом факторов, таких как:

  1. Политическая нестабильность и напряженность во всем мире, выражающаяся в международных конфликтах, террористических угрозах, военных конфронтациях и т. д.
  2. Экономические трудности, такие как безработица, инфляция, растущие цены, глобальные экономические кризисы, которые могут привести к финансовому краху и потере средств к существованию.
  3. Социальное неравенство и дискриминация, вызванные расизмом, сексизмом, гомофобией и другими формами ущемления прав людей, которые могут привести к чувству беспомощности и тревоги.
  4. Климатические изменения и экологические проблемы, такие как глобальное потепление, загрязнение воздуха и воды, недостаток пищи и воды, которые могут привести к катастрофическим последствиям, включая массовые беженцы.
  5. Информационная перегрузка и зависимость от технологий, повышенная экспозиция к различным средствам массовой информации, риск онлайн-жестокости и кибератак, которые могут привести к ухудшению психического здоровья.

В целом, тревожность людей связана с неопределенностью и нестабильностью, которые характерны для современного мира. Это вызывает у людей множество эмоциональных и психологических проблем, которые могут привести к ухудшению их жизни и благосостояния [4, с. 42-52].

Что касается современных родителей старшеклассников, то они часто испытывают тревогу и беспокойство. Основными факторами их тревожности являются: безопасность детей, физическое и психологическое здоровье, влияние социальных сетей, качество образования, выбор профессионального пути. Согласно опросу Исследовательского центра портала SuperJob, проведенному в 2022 году среди 1,6 тысячи родителей старшеклассников, повышенную тревогу вызывают отношение детей к спорту и пагубным привычкам (20 % опрошенных родителей), зависимость от Интернета (19 %), отсутствие жизненных ориентиров и учебного интереса у старшеклассников (11 %), перепады настроения подростков (7 %), ленность (6 %), упрямство (5 %), апатия (4 %), забывчивость и агрессивность (3 %), а также несамостоятельность (2 %). Что касается будущего учеников, то каждый четвертый опрошенный родитель спокоен и уверен в успешном выборе профессии [2].

Чувство тревоги возникает у родителей и при подготовке к итоговым экзаменам. Отчасти это связано с тем, что они сами не сдавали итоговые экзамены в таких форматах как ОГЭ и ЕГЭ, соответственно поделиться своим опытом с детьми они не могут. Недостаточная информированность родителей относительно структуры и особенностей заданий вызывает беспокойство. Стоит заметить, что среди родителей могут быть те, кто испытывает тревогу, но почти не осознают ее, другие — осознают, но не могут справиться с ней самостоятельно. И лишь у некоторых родителей тревога не является проблемой [6, с. 80-85].

Тревожность может приводить к более пристальному контролю и более ограниченной свободе для детей. Именно родители во многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Основная задача родителей — создание эмоционально-спокойной, доверительной атмосферы. Спокойствие родителей — залог того, что их дети полноценно подготовятся и наилучшим образом продемонстрируют свои знания на экзаменах. Поэтому родителям важно быть спокойным и уверенным, демонстрируя это словами и всем поведением своему ребенку [1].

После введения итоговых экзаменов в форматах ОГЭ (2014 г.) и ЕГЭ (2009 г.) в обязательную школьную программу многие психологи и учёные занялись исследованием тревожности старшеклассников [5]. Однако, научные работы уделяли мало внимания проблеме тревожности родителей учащихся старших классов в период подготовки к итоговым экзаменам.

Сейчас школьные психологи утверждают, что ОГЭ и ЕГЭ — общие задачи семьи и школы. Психологической работы со старшеклассниками по снижению тревожности во время подготовки к итоговым экзаменам недостаточно, для положительных результатов необходима также работа с родителями. Семья должна осознавать важность образования для успеха и будущего ребенка. Родители должны поддерживать своих детей, обеспечивать их полноценным питанием, здоровым сном и помогать им с организацией времени для учебы. Педагоги могут проводить встречи с родителями, где будут разъяснять процедуры и правила ОГЭ и ЕГЭ, а также давать подсказки по организации работы с ребенком. Психологическое сопровождение должно помочь ученикам и родителям справиться со стрессом и тревожностью, которые могут возникнуть перед экзаменами. Следует научить их методам релаксации и снятия напряжения.

В целом, психологическое сопровождение перед итоговыми экзаменами должно быть комплексным и ориентированным на все стороны образовательного процесса: родителей, учеников и учителей. Это поможет детям получить максимальные результаты в экзаменах и заложить прочный фундамент для дальнейшего образования и карьеры.

В современных реалиях родители старшеклассников имеют немало причин для тревоги и тревожности, стоит уделить большее внимание исследованию и решению проблемы тревожности на фоне итоговых экзаменов. Школы должны активно работать с родителями и поддерживать их в решении проблем такого характера. Это может включать в себя проведение консультаций, регулярный обмен информацией о прогрессе учебы и поведения, а также участие в совместных проектах и мероприятиях, которые будут способствовать укреплению отношений между школой, родителями и детьми.

Литература:

  1. Абдурагимова, Д. З. ЕГЭ — основной источник стресса для школьников и их родителей / Д. З. Абдурагимова. — Текст: электронный // Медицина обо мне: [сайт]. — URL: https://medaboutme.ru/articles/ege_osnovnoy_istochnik_stressa_dlya_shkolnikov_i_ikh_roditeley/ (дата обращения: 05.04.2023).
  2. Иванова, Е. Родители старшеклассников назвали главные причины беспокойства за будущее своих детей / Е. Иванова. — Текст: электронный // Учительская газета: [сайт]. — URL: https://ug.ru/roditeli-uchenikov-starshih-klassov-nazvali-glavnye-prichiny-bespokojstva-za-ih-budushhee/ (дата обращения: 20.03.2023).
  3. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н. Д. Левитов. — Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В. М. Астапов. — Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. — С. 75–84.
  4. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 2, 2013. — С. 42–52.
  5. Сорокин, Д. Единый государственный экзамен. Досье / Д. Сорокин. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/info/1988393 (дата обращения: 10.04.2023).
  6. Шевкун, А. В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом. — Гуманитарный научный журнал № 1, гор. Орск, Россия. — АНО «Пресс-Лицей», 2017. — С. 80–85
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, экзамен, психологическое сопровождение, ребенок, тревога, тревожность, необоснованное чувство беспокойства, период подготовки, современный мир, современный родитель старшеклассников.


Похожие статьи

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»

В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме тревожности учеников младшего школьного возраста в психологической литературе, сущность понятия тревожность и рассмотрено влияние «физминуток...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Естественнонаучная грамотность младших школьников

В статье рассматриваются актуальные теоретические подходы к формированию естественнонаучной грамотности обучающихся младшего школьного возраста. Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что государство предъявляет особые требов...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Похожие статьи

Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток»

В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме тревожности учеников младшего школьного возраста в психологической литературе, сущность понятия тревожность и рассмотрено влияние «физминуток...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Естественнонаучная грамотность младших школьников

В статье рассматриваются актуальные теоретические подходы к формированию естественнонаучной грамотности обучающихся младшего школьного возраста. Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что государство предъявляет особые требов...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Задать вопрос