Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации
Авторы: Кузнецова Лейла Эдуардовна, Косинова Дарья Сергеевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 24.09.2017
Статья просмотрена: 2552 раза
Библиографическое описание:
Кузнецова, Л. Э. Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации / Л. Э. Кузнецова, Д. С. Косинова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 42-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12958/ (дата обращения: 16.11.2024).
Затруднения в обучении, подготовка к сдаче единого государственного экзамена способны привести к возникновению эмоционального стресса и ухудшению психического здоровья старшеклассников. В связи с чем, представляется актуальным изучение психологических аспектов успешной переработки стрессогенных событий и формирования психологической готовности к преодолению стрессовой жизненной ситуации, а также разработка на этой основе психопрофилактических и психокоррекционных программ для выпускников школ.
К факторам, способствующим переживанию эмоционального стресса старшеклассниками, относятся: несоответствие их знаний и навыков предъявляемым требованиям; низкая познавательная активность и учебная мотивация; неправильный педагогический подход и игнорирование индивидуально-психологических особенностей старшеклассников. Ключевое место среди стрессогенных факторов занимает процесс подготовки и сдачи единого государственного экзамена.
В многочисленных исследованиях показано негативное влияние экзаменов на эмоциональное и функциональное состояние школьников (Дж. Гринберг, В. А. Доскин, В. В. Плотников, Ю. В. Щербатых и др.). Экзаменационный стресс рассматривается как фактор, влияющий на протекание познавательных процессов, прежде всего мышления и памяти и на результативность учебной деятельности в целом (Э. А. Голубева, Н. Б. Пасынкова, Я. Рейковский и др.) [1].
Во время подготовки к сдаче единого государственного экзамена старшеклассники переживают негативные эмоциональные состояния: тревогу, обусловленную страхом неудачи и потери возможности дальнейшей самореализации; нервно-психическое напряжение; снижение настроения; хроническую усталость. Длительные и интенсивные переживания способны привести к ухудшению соматического состояния, снижению познавательной активности, продуктивности учебной деятельности учащихся и как следствие снижению результатов сдачи ЕГЭ.
Характер реакции организма на экзаменационный стресс зависит как от самого стрессового фактора: борьба за хорошую успеваемость, необходимость выполнять значительный объем самостоятельной работы, ситуации экзаменов, так и от эмоционально-личностных особенностей (стрессоустойчивость, тревожность, самооценка, локус контроля), учебной мотивации, социального статуса учащихся.
На сегодняшний день проводятся многочисленные исследования влияния объективных и субъективных факторов на психологическую готовность личности к сдаче единого государственного экзамена, разрабатываются диагностические материалы для измерения ее компонентов.
М. Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к единому государственному экзамену как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче единого государственного экзамена [9, с. 95].
Психологическая готовность к единому государственному экзамену включает три компонента (процессуальный, познавательный и личностный), каждый из которых рассматривается с разных точек зрения.
Процессуальный компонент мы рассматриваем с точки зрения знаний старшеклассника о процедуре предстоящего экзамена. Единый государственный экзамен отличается от других экзаменов самой процедурой его организации, количеством времени, которое отводиться на сдачу, заполнением бланков, типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе). Незнание процедуры может повышать тревожность выпускника в несколько раз.
Познавательный компонент мы рассматриваем с точки зрения умения старшеклассника работать с различного рода информацией, для этого необходимо наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание очень важно при выполнении письменных заданий, особенно в тестовой форме. Логическое мышление помогает не только правильно и связно выражать мысли в вопросах, которые требуют развернутого ответа, но и способно помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов. Память в огромной степени помогает в формировании готовности к экзамену, когда школьник запоминает материал, а также помогает работать с информацией, которая может быть получена непосредственно на самом экзамене.
Личностный компонент включает в себя эмоционально-личностные особенности старшеклассников: уровень тревожности, стрессоустойчивость, локусконтроля, уровень самооценки, уровень учебной мотивации, преобладание мотивации достижения и др.
Для выявления общего уровня психологической готовности к единому государственному экзамену используют тест «Психологическая готовность к единому государственному экзамену», разработанный Чибисовой М. Ю., в котором оцениваются такие показатели как «Знакомство с процедурой», «Уровень тревоги», «Владение навыками самоконтроля» и выводится интегральный показатель психологической готовности к сдаче единого государственного экзамена. Перед прохождением теста школьники заполняют анкету «Итоги единого государственного экзамена», в которой указывается опыт сдачи единого государственного экзамена или общего государственного экзамена (тренировочный тест или реальный экзамен) [9, c. 115].
При формировании психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену необходимо проводить психологическую работу, направленную на проработку всех ее компонентов. Однако особенно стоит обратить внимание на личностный компонент, который является ключевым.
Произошедшие изменения в условиях организации итоговой аттестации, которая теперь реализуется в формате единого государственного экзамена, это сильный дополнительный стрессовый фактор для старшеклассников. В связи с чем, стрессоустойчивость личности может рассматриваться как основная составляющая личностного компонента психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена.
Е. А. Серегина определяет стрессоустойчивость как «совокупность личностных качеств, позволяющих старшему школьнику переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки и перегрузки, возникающие вследствие интенсивной подготовки к единому государственному экзамену, без особо опасных последствий для деятельности и своего здоровья» [7, с. 172].
Стрессоустойчивость зачастую отождествляется с эмоциональной устойчивостью и способностью личности контролировать свои эмоции, способностью переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в стрессовых ситуациях, способностью преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.
Чтобы выявить уровень стрессоустойчивости необходимо использовать тест «Самооценка стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона [4, с. 97].
Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является локус контроля. Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам [2, с. 58].
Доказано, что личности, которые обладают внутренним локусомконтроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели. Склонность к внешнему локусу контролю, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность и др.
Таким образом, понятие локуса контроля позволяет проследить значимые моменты проявления активности в поведении, отношениях, ориентации и деятельности людей.
Для определения локусконтроля создан специальный вопросник — методика «Локус контроля» Дж. Роттера [9, с. 125].
Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является тревожность. На сегодняшний день увеличилось число тревожных старших школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [4, с. 85–93]. Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил остается на учебную деятельность. Если раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что во многом способствовало снижению тревоги при поступлении в институт, то сейчас единый государственный экзамен — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что способствует повышению уровня тревоги учащихся [3, с. 28–34].
Для изучения уровня тревожности у старшеклассников можно использовать методику «Уровень тревожности» Дж. Тейлора (адаптация В. Г. Норакидзе) [9, с.124].
Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является самооценка. Наиболее часто экзаменационные переживания старшеклассников связаны с неверием в свои силы, что проявляется в заниженной самооценке.
Когда в самооценке сталкиваются очень высокие притязания и сильная неуверенность в себе, то в результате проявляются острые эмоциональные реакции (нервозность, истерики, слёзы). В психологии этот феномен получил название «аффекта неадекватности». Личности с аффектом неадекватности хотят во всём быть первыми, даже тогда, когда первенство не имеет никакого принципиального значения. Аффект неадекватности не только препятствует правильному формированию отношения личности к себе, но и искажает связи с окружающим миром. Любая ситуация проверки компетентности — экзамен, тест — для таких людей оказывается просто непереносимой [5, с. 80].
Исследования, проведённые психологами, показывают, что наиболее продуктивными следует считать высокую самооценку и высокий уровень притязаний учащихся. Важен при этом лишь один момент: способность дифференцированно оценивать свои достижения в разных областях, не настаивать на одинаково сверхвысоком уровне притязаний во всем [1, с. 96]. Таким образом, речь идет о поведенческой гибкости личности старшеклассников.
Заниженная самооценка влечет за собой обесценивание результата деятельности. Учащиеся с соревновательной самооценкой (быть самым лучшим несмотря ни на что) рискуют снизить результаты деятельности вследствие перемотивации. Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) не в полной мере реализуют свои возможности, т. к. при достаточно высоком уровне амбиций не верят в свои силы. Вместе с тем повышенные показатели уровня притязаний и самооценки учащихся способствует повышению эффективности сдачи единого государственного экзамена [6, с.123].
Для изучения уровня самооценки у старшеклассников может использоваться методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г. Н. Казанцевой [9, с.121].
Еще одной составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является уровень мотивации.
Мотивация успеха и избегания неудач — это две ведущие тенденции в деятельности, обеспечивающие во многом ее качество и эмоциональные переживания относительно достигаемого успеха. Таким образом, мотивация избегания неудач способствует восприятию единого государственного экзамена как тяжелого испытания с ожиданием негативного результата. Мотивация достижения успеха, несомненно, способствует получению высокого результата на любом экзамене. Однако в полной мере это происходит при средней сложности задания и при адекватной оценке своих возможностей. В ситуации заданий повышенной сложности у учащихся может происходить явление перемотивации, связанное с чрезмерным сосредоточением и желанием достичь успеха в любом случае, что может повлечь за собой снижение результата деятельности. Происходит сдвиг с процесса деятельности на ее итог, а это влечет за собой различные ошибки [8, с.29–30].
Говоря об уровне притязаний и самооценке, необходимо отметить их общую значимость для результата любой деятельности. А в ситуации экзамена знание своих возможностей и умение правильно их оценивать играет важную роль.
Чтобы изучить уровень мотивации у старшеклассников можно использовать методику «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса [9, с.117–119].
Итак, эффективность психологической подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену определяется сформированностью процессуального, познавательного и личностного компонентов психологической готовности. У старшеклассников должен быть высокий показатель информированности о процедуре единого государственного экзамена; должна быть выражена способность самостоятельно работать с материалом и информацией, планировать свое время, строить четкий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий. Общему достижению успеха старшеклассников при сдаче единого государственного экзамена способствуют высокая стрессоустойчивость и самооценка личности, низкая тревожность, внутренний локус контроля, преобладание мотивации достижения.
Литература:
- Крюкова, Т. Л. Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности / Т. Л. Крюкова, В. Д. Сапоровская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Матер. Всерос. симпоз. Кострома: Изд-во КГУ, РПО, 2000. — С. 95–98.
- Леонова, А. Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дис. на соиск. ст. докт. психол. наук / А. Б. Леонова. — М.: Изд-во ИП АН СССР, 1988. — 170 с.
- Меттус, Е. В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ / Е. В. Меттус // Справочник классного руководителя. — 2008. — № 4. — С. 28–34.
- Павлова, М. А. «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» / М. А. Павлова, О. С. Гришанова — М.: Волгоград: Учитель, 2009. — 106 с.
- Пасынкова, Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — С. 78–91.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. — 288 с.
- Серегина, Е. А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену / Е. А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 10. — С. 170–174.
- Степанский, В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности» / В. И. Степанский // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 24–32.
- Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2009. — 130 с.