В статье автор исследует психологические аспекты педагогического сопровождения школьников перед выпускными экзаменами.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, школьник, экзамены, готовность.
Автором был проведен анализ литературы, который показал, что на сегодняшний день вопрос психологической готовности старшеклассников к государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ — 9 класс) и единого государственного экзамена (ЕГЭ — 11 класс) является достаточно актуальным в системе образования Российской Федерации. Это связано с тем, что унифицированная форма проведения экзамена в виде тестов несет дополнительную психологическую нагрузку для выпускников 9, 11-х классов образовательных организаций и требует формирования принципиально новых подходов к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Процедура ОГЭ и ЕГЭ может вызвать тревожность, неуверенность, различные психологические проблемы, что, в свою очередь, негативно отражается на сдаче экзаменов. Успешность сдачи ОГЭ и ЕГЭ зависит не только от уровня знаний старшеклассника (предметной подготовки), но и от психологической готовности (психологической подготовки). В связи с этим повышение качества подготовки обучающихся к экзамену невозможно без осуществления целенаправленной психолого-педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Достаточный уровень психологической готовности учащихся старших классов является одной из важнейших составляющих успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, что не только повышает эффективность подготовки учащихся к экзаменам, но и способствуют наиболее уверенному и результативному их поведению на экзамене. Психологически подготовленные школьники могут вовремя мобилизоваться во время сложной тестовой ситуации, взять контроль над эмоциями.
Исследованием психологической готовности выпускников к государственным экзаменам занимались исследователи Е. Е. Герасимович, Т. Ю. Горшкова, В. Г. Граница, Л. А. Камлевская, А. Ю. Качимская, М. Ю. Чибисова, А. С. Шубина и др. Их публикации раскрывают структуру психологической готовности к экзаменам, сложности, переживаемые школьниками в ходе экзаменов, индивидуально-психологические особенности выпускников и способы оказания им психолого-педагогического содействия.
Ряд авторов выделяет экзамен как один из сильнейших источников стресса (Д. А. Ачох, М. В. Верещагина, М. Т. Хасханова, Т. А. Юрченко и др.). В исследованиях показано негативное влияние экзаменов на эмоциональное и функциональное состояние школьников. Экзаменационный стресс рассматривается как фактор, влияющий на протекание процессов мышления и памяти и на результативность учебной деятельности в целом. Отмечается важность своевременной диагностики психологической готовности обучающихся к экзаменам.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к экзаменам рассматривают исследователи П. В. Галимьянова, В. Г. Граница, А. Г. Каменюкин, Д. В. Ковпак, Е. А. Кедярова, Д. С. Савенко, М. Ю. Уварова, Н. И. Чернецкая и др. По мнению данных исследователей, психолого-педагогическое сопровождение направлено на формирование психологической готовности к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, развитие психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче экзамена.
Несмотря на значимость данной проблемы, вопросы психолого-педагогического сопровождения остаются актуальными, требуются новые подходы, методы и приемы работы с обучающимися старших классов на этапе подготовки к экзаменам.
Старший школьный возраст приходится на этап подготовки к выпускным экзаменам. В современных условиях экзамен осуществляется в виде итоговой государственной аттестации, включающей ОГЭ (основной государственный экзамен) и ЕГЭ (единый государственный экзамен). Важное значение приобретает проблема организации этапа подготовки старшеклассников к данным экзаменам, организации мероприятий, которые будут способствовать формированию психологической готовности к экзаменам, умениям справляться с эмоциями, стрессом, мотивации успеха.
Этапом называют отдельный момент, период в какой-либо деятельности, который по своему характеру и результатам отличается от предыдущих и последующих периодов этой деятельности. Этап подготовки к экзаменам — это предэкзаменационный период, который направлен на формирование у старшеклассников психологической готовности к экзаменам. Т. А. Титеева отмечает, что этап подготовки у обучающихся — это период, когда формируются представления о процедуре экзамена, обобщаются и закрепляются знания по учебным предметам, создаются условия для психолого-педагогического сопровождения, целью которого является развитие психологической готовности к выпускным экзаменам [1].
Этап подготовки учащихся старших классов к ОГЭ и ЕГЭ А. С. Шубина, В. Г. Граница определяют как период, в ходе которого осуществляется процесс специально организованного систематического взаимодействия педагога-психолога с учащимися, направленный на создание условий, способствующих повышению уровня их психологической готовности к государственному экзамену, на получение необходимого опыта, на помощь в сложных ситуациях, связанных с подготовкой и прохождением ОГЭ и ЕГЭ [2].
Е. А. Мартынова, Г. Ю. Енчин определяют этап подготовки к экзаменам как многокомпонентный и сложный процесс, основанный на понимании психологических особенностей обучающихся старшего школьного возраста, и включающий комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на снижение эмоциональной тревожности, развитие самооценки, стрессоустойчивости, профессиональное и личностное самоопределение [3].
Рассмотренные определения этапа подготовки к экзаменам показывают, что все авторы указывают на конечный результат данного процесса — формирование психологической готовности обучающихся старших классов к экзаменам. Далее рассмотрим, что понимается под психологической готовностью.
Готовность в психологии рассматривается как состояние «настроенности» человека на деятельность (Н. Д. Левитов, К. К. Платонов). Готовность к деятельности как особое состояние психики, которое будучи сформированным, обеспечивает более высокий уровень достижений в соответствующей деятельности [4].
В работах Л. С. Выготского психологическая готовность понимается как некоторый уровень зрелости личности для освоения необходимой деятельности и соответствующего поведения [5].
Существуют различные виды психологической готовности — готовность к обучению в школе, готовность к профессиональной деятельности, готовность к экзаменам.
Е. А. Мартынова, Г. Ю. Енчин определяют психологическую готовность к экзаменам как эмоционально-побудительную психологическую силу человека, наличие индивидуально-психологических особенностей. Для этой трактовки понятия характерно указание на избирательную активность на стадии подготовки к решению тех или иных задач, настраивающих на предстоящую деятельность. Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать полученные знания, опыт, личные качества (мотивация, эмоциональное спокойствие, внимание и т. д.), сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий [6].
М. Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к ЕГЭ как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ [7].
На процесс формирования психологической готовности к экзаменам оказывают влияние различные факторы. К внутренним факторам относят личностные особенности выпускников, в частности: уровень тревожности, общительность, эмоциональную стабильность и др., к внешним — психологическую обстановку в семье выпускника и в школе. Несмотря на то, что психологическая готовность к ЕГЭ формируется достаточно длительное время, педагоги и старшеклассники часто сталкиваются с неготовностью к экзамену именно в психологическом плане. Незнание особенностей психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников, специфики уровня развития ее структурных компонентов, своеобразия связи с внешними и внутренними факторами может приводить к снижению эффективности психологического и педагогического воздействия [8].
Т. А. Титеева выделяет следующие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в период подготовки к экзаменам: когнитивные, личностные и процессуальные трудности. Когнитивные (познавательные) трудности связаны с особенностями переработки информации, со спецификой работы с заданиями: трудности, связанные с несформированностью предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, трудности, связанные с несформированностью универсальных учебных действий. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. К личностным трудностям относится высокий уровень тревоги, под которой понимается отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, трудноопределимые предчувствия, ожидание плохих событий. Стрессовой для ученика является сама ситуация экзамен. Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, появляется страх «не успеть». Еще одной важной личностной трудностью для учащихся является ценностно-смысловое отношение к экзамену: наличие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем он сдает экзамен); высокий уровень учебной мотивации; принятие на себя ответственности за подготовку к экзамену и его результат. Психологические трудности ученика в ситуации ЕГЭ усугубляет, прежде всего, отсутствие полной и четкой информации о процедуре Единого государственного экзамена. Процессуальные трудности связаны с процедурой выпускного экзамена. И письменный, и устный экзамен предъявляют высокие требования к умению ученика планировать свое время, причем продолжительность экзамена отличается от привычного для учащегося урочного формата [1].
Л. Э. Кузнецова, Д. С. Косинова считают, что ключевым компонентом в структуре психологической готовности к экзаменам является личностный компонент, включающий стрессоустойчивость, локус контроля, тревожность, самооценка, мотивация [9].
Стрессоустойчивость — это совокупность личностных качеств, позволяющих старшему школьнику переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки и перегрузки, возникающие вследствие интенсивной подготовки к единому государственному экзамену, без особо опасных последствий для деятельности и своего здоровья. Стрессоустойчивость зачастую отождествляется с эмоциональной устойчивостью и способностью личности контролировать свои эмоции, способностью переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в стрессовых ситуациях, способностью преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности [10].
Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Личности, которые обладают внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели. Склонность к внешнему локусу контролю, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность и др. Понятие локуса контроля позволяет проследить значимые моменты проявления активности в поведении, отношениях, ориентации и деятельности людей [11].
Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является тревожность. На сегодняшний день увеличилось число тревожных старших школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Высокий уровень тревоги, может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил остается на учебную деятельность. Если раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что во многом способствовало снижению тревоги при поступлении в институт, то сейчас единый государственный экзамен — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что способствует повышению уровня тревоги учащихся.
Следующей составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является самооценка. Наиболее часто экзаменационные переживания старшеклассников связаны с неверием в свои силы, что проявляется в заниженной самооценке. Когда в самооценке сталкиваются очень высокие притязания и сильная неуверенность в себе, то в результате проявляются острые эмоциональные реакции (нервозность, истерики, слёзы). В психологии этот феномен получил название «аффекта неадекватности». Личности с аффектом неадекватности хотят во всём быть первыми, даже тогда, когда первенство не имеет никакого принципиального значения. Аффект неадекватности не только препятствует правильному формированию отношения личности к себе, но и искажает связи с окружающим миром. Наиболее продуктивными следует считать высокую самооценку и высокий уровень притязаний учащихся. Важен при этом лишь один момент: способность дифференцированно оценивать свои достижения в разных областях. Заниженная самооценка влечет за собой обесценивание результата деятельности. Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) не в полной мере реализуют свои возможности, т. к. при достаточно высоком уровне амбиций не верят в свои силы. Вместе с тем повышенные показатели уровня притязаний и самооценки учащихся способствует повышению эффективности сдачи единого государственного экзамена [12]. Еще одной составляющей личностного компонента психологической готовности к единому государственному экзамену является уровень мотивации. Мотивация успеха и избегания неудач — это две ведущие тенденции в деятельности, обеспечивающие во многом ее качество и эмоциональные переживания относительно достигаемого успеха. Мотивация избегания неудач способствует восприятию единого государственного экзамена как тяжелого испытания с ожиданием негативного результата. Мотивация достижения успеха, несомненно, способствует получению высокого результата на любом экзамене [13].
Литература:
- Титеева, Т. А. Психолого-педагогическая готовность старшеклассников к выпускному экзамену / Т. А. Титеева // Сахалинское образование XXI век. — 2019. — № 2. — С. 30–33.
- Шубина, А. С. Психолого-педагогическая готовность к сдаче единого государственного экзамена: изучение и пути формирования / А. С. Шубина, В. Г. Граница // Тенденции развития науки и образования. — 2016. — № 12–5. — С. 61–63.
- Мартынова, Е. А. Психолого-педагогическая поддержка процесса подготовки к единому государственному экзамену учащихся старших классов / Е. А. Мартынова, Г. Ю. Енчин // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2020. — № 2–3 (10–11). — С. 85–88.
- Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. — Москва: РИМИС, 2011. — 146 с.
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2015. — 1008 с.
- Мартынова, Е. А. Формирование психологической готовности учащихся старших классов в процессе подготовки к единому государственному экзамену / Е. А. Мартынова, Г. Ю. Енчин // Гуманитарный научный вестник. — 2020. — № 9. — С. 56–60.
- Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. — Москва: Генезис, 2009. — 168 c.
- Крылова, Н. Г. Особенности психологической готовности к ЕГЭ старшеклассников, использующих услуги репетитора / Н. Г. Крылова, Е. В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. — 2024. — № 1 (136). — С. 207–217.
- Кузнецова, Л. Э. Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации / Л. Э. Кузнецова, Д. С. Косинова // Современная психология: материалы V Международной научной конференции. — Казань, 2017. — С. 42–49.
- Мамбеталина, А. А. Стрессоустойчивость учащихся в учебном процессе и способы преодоления стресса / А. А. Мамбеталина, А. К. Шакиржан, А. Ш. Шалаева // Человеческий потенциал: личность, деятельность, образование: сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2023. — С. 28–31.
- Кузинина, А. С. Особенности формирования саморегуляции в старшем школьном возрасте / А. С. Кузинина, Е. В. Безносюк // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2024. — С. 103–107.
- Герасимович, Е. Е. К вопросу о психолого-педагогической готовности учащегося к выпускному экзамену в современной школе / Е. Е. Герасимович // Научные исследования: от теории к практике. — 2016. — № 3 (9). — С. 91–93.
- Карлина, К. А. Особенности психологической готовности юношей и девушек в период сдачи ЕГЭ / К. А. Карлина // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 135–140.