Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки экспериментальных данных с помощью Т-критерия Вилкоксона.
Ключевые слова: тревожность, родители, ОГЭ, ЕГЭ, психологическое сопровождение.
Современное общество предъявляет высокие требования к образованию и успеваемости школьников. Итоговые экзамены (ГИА и ЕГЭ) являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Они позволяют оценить уровень знаний учащихся и определить их готовность к дальнейшему обучению. Однако, экзамены могут вызывать у учащихся и их родителей значительный стресс и тревогу. Необходимо отметить, что среди родителей могут быть те, кто испытывает тревогу, но почти не осознают её, другие — осознают, но не могут справиться с ней самостоятельно. И лишь у некоторых родителей тревога не является проблемой [2, с. 80–85].
Необходимость психологического сопровождения родителей старшеклассников во время подготовки к экзаменам обусловлена несколькими факторами: стресс и тревога, недостаток информации, отсутствие поддержки, различия в подходе к обучению, трудности с управлением эмоциями [1].
Нами проводилось эмпирическое исследование проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Целью исследования стала проверка эффективности разработанной программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников. Объект — особенности проявления тревожности родителей школьников старшего школьного возраста во время подготовки к экзаменам. Предмет — программа психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников.
В качестве основной гипотезы выдвигается предположение о том, что тревожность родителей снижается при использовании разработанной программы психологического сопровождения в образовательном учреждении.
Данное эмпирическое исследование состояло из трех этапов:
- Подготовительный. На данном этапе подбирались методики для проведения исследования, подготавливались материалы, планировался график проведения исследования;
- Основной. На этом этапе проводилось собственно исследование — тестирование, опрос среди испытуемых. Затем реализация программы психологического сопровождения снижения тревожности;
- Заключительный. Основная цель данного этапа — подведение итогов исследования. Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики, выявляющей эффективность программы по снижению тревожности родителей старшеклассников.
Методики исследования: анкета для оценки уровня тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ (ОГЭ); методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина (компьютерный вариант); личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина); методика диагностики профессиональной и родительской тревожности (Форма «Б») А. М. Прихожан.
Практическая значимость работы заключается в учёте результатов исследования для разработки программ психологического сопровождения родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам для использования в образовательных учреждениях.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Брянска среди родителей учеников 9 и 11 классов. В исследовании уровня тревожности родителей старшеклассников приняли участие 34 родителя.
На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика уровня тревожности родителей старшеклассников по выбранным методикам. В целом, результаты исследования указывают на то, что уровень тревожности родителей старшеклассников перед итоговыми экзаменами достаточно высок.
На следующем этапе нашего исследования нами была составлена и апробирована программа психологического сопровождения по снижению тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам.
Цель программы: снизить повышенную тревожность родителей, а так же развить качества, входящие в процессуальный и личностный компоненты психологической готовности к ЕГЭ.
В качестве основных задач программы можно выделить следующие:
— повышение уровня стрессоустойчивости;
— научение способам эффективного расслабления;
— создание ситуации эмоционального комфорта;
— развитие навыков самоконтроля.
Программа рассчитана на 8 занятий по 60–90 минут. Занятия с родителями старшеклассников проводились в форме тренингов раз в неделю.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика по методикам.
Затем была проведена математико-статистическая обработка экспериментальных данных с помощью Т-критерия Вилкоксона. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Название методики исследования уровня тревожности |
Полученное p -значение |
Полученное значение Тэмп |
1 |
Анкета для оценки уровня тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) |
0.00372 |
100.5 |
2 |
Методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина (компьютерный вариант); Шкала ситуативной тревожности |
0.00005 |
31.5 |
3 (1) |
Методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина (компьютерный вариант); Шкала личностной тревожности |
0.0007 |
61.5 |
3 (2) |
Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина) |
0.0 |
16.5 |
4 |
Методика диагностики профессиональной и родительской тревожности (Форма «Б») А. М. Прихожан |
0.00002 |
37.5 |
Значение Tэмп превышает критическое значение, определенное статистическим распределением, которое мы используем для проверки нулевой гипотезы. Мы можем сделать вывод, что различие между показателями уровня тревожности данной выборки до и после проведения программы не является случайным, а имеет реальное значение.
Программа психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам является эффективным инструментом для достижения поставленных целей. Результаты исследования показали, что данная программа помогает снизить уровень тревожности родителей, повысить уверенность в своих силах и способностях своих детей, улучшить отношения между родителями и детьми, а также увеличить количество успешных результатов экзаменов.
В целом, программа психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам является необходимой и полезной для современного общества.
Литература:
- Каминская, Т. П. Источники тревожности в разных возрастных группах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Дата доступа: 11.05.2020https://www.b17.ru/article/1117/
- Шевкун, А. В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом. — Гуманитарный научный журнал № 1, гор. Орск, Россия. — АНО «Пресс-Лицей», 2017. — С. 80–85.