Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену / Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13921/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения старшеклассников в период подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, уверенное поведение, развитие, старшеклассники, единый государственный экзамен.

Значительным достижением системы образования РФ является введение единого государственного экзамена. Данное нововведение было направлено на стимулирование познавательной активности старшеклассников, повышение уровня их ответственности за качество своих знаний и профессиональное самоопределение. К сожалению, не любые инновации позитивно сказываются на процессе образования и психическом здоровье старшеклассников.

За последние годы произошло снижение среднего тестового балла сдачи единого государственного экзамена у старшеклассников на 30 %. Ухудшение показателей знаний, умений и навыков учащихся, полученных за годы обучения в школе, во многом определяется психологической неготовностью старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена. Подготовка к сдаче и сам процесс сдачи единого государственного экзамена стал для старшеклассников не только периодом интенсивной работы, но и эмоциональным стрессом, способным привести к ухудшению психического здоровья [1, с. 37]. Данный факт показывает актуальность изучения методов и основных направлений оказания психологической помощи старшеклассникам в процессе подготовки к единому государственному экзамену. Психологами признается, что наиболее эффективным методом развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к Единому государственному экзамену является психологическое сопровождение. Именно уверенное поведение старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена становится залогом успешного преодоления стрессовой ситуации и достижения, адекватных полученным знаниям, результатов. Успешная сдача единого государственного экзамена обеспечивает благоприятный старт для профессиональной самореализации личности старшеклассника.

Изучением уверенности как состояния личности, участвующего в процессе принятия решения занимались такие зарубежные психологи как Д. Викерс, И. Галантер, А. Гаррига-Трилло, М. Гонзалиса-Лабр, Д. Канеман, Р. Одли, М. Ушер, У. Феррель и др.

Дж. Вольпе, А. Лазарус, А. Сальтер, Р. Ульрих рассматривают уверенность как личностную характеристику.

А. Бандура, В. Вендландт, Дж. Вольпе, Л. Краппманн, А. Ландж, А. Лазарус, А. Сальтер, М. Селигман, В. Хеферт, Р. Ульрих, П. Якубовски рассматривают уверенность в себе в качестве сложного многоуровневого процесса, включающего как личностные компоненты, так и взаимосвязанные с ними переменные социальной ситуации и особенности поведения личности.

В отечественной психологии проблеме формирования уверенного поведения личности уделяли внимание К. А. Абульханова-Славская, Н. Ю. Будич, В. Б. Высоцкий, Ф. И. Иващенко, Т. Д. Корчагина, Ю. М. Орлов, А. С. Прангишвили, В. Г. Ромек, Е. А. Серебрякова, И. Г. Скотникова, Е. П. Щербаков и др.

Анализ данных исследований показывает, что уверенность — это свойство личности, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлеченность. Уверенность формируется в процессе воспитания и научения. В основе неуверенности лежат социальные страхи, отсутствие социальных навыков, негативные самовербализации и самооценки, нерациональные убеждения.

Исследования А. И. Крупнова и М. А. Селиверстовой показывают, что уверенность относится к базовым интегральным системным свойствам личности, она является основой социальной компетентности и обеспечивает эффективность деятельности и общения, успешность адаптации в социальной среде.

Исследования К. А. Абульханова-Славской, Ю. А. Александровского, В. А. Бодрова, А. Г. Караяни, Л. А. Китаев-Смык, О. В. Красновой, Р. Лазарус, В. Л. Марищук, В. Д. Трошина и др. рассматривают уверенность в себе как интегральное свойство личности, помогающее справиться с трудными жизненными ситуациями. В основе формирования уверенного поведения лежат такие особенности личности как стрессоустойчивость, ответственность, активность, поведенческая гибкость, соотношение уровня притязаний и возможностей, внутренний локус контроля, выраженность мотивации достижения и др. [2, с. 42].

Проблеме формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена посвящены исследования В. А. Бодрова, И. Г. Малкина-Пых, В. Л. Марищук, Н. Г. Осуховой, В. К. Ромек, М. Е. Сандомирского, Е. Т. Соколовой, Ю. В. Щербатых и др.

Под уверенным поведением старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена мы понимаем способность к мобилизации внутренних ресурсов и нормализации психоэмоционального состояния путем использования методов саморегуляции, позитивного рационального настроя на сдачу экзамена с учетом адекватного оценивания своих возможностей и потребностей.

Формирование уверенного поведения у старшеклассников во время сдачи экзамена должно основывать на активизации их личностных ресурсов: повышение самооценки, формировании мотивации достижения, внутреннего локуса контроля, стрессоустойчивости, снижения тревожности, нервно-психического напряжения и профилактику развития хронической астенизации. Реализация данной задачи возможна путем психологического сопровождения развития уверенного поведения старшеклассников в период подготовки к Единому государственному экзамену.

Наиболее эффективным видом психологической помощи старшеклассникам в трудной жизненной ситуации подготовки и сдачи единого государственного экзамена, является психологическое сопровождение, так как оно носит пролонгированный характер и включает в себя различные методы гармонизации системы отношений личности, активизации личностных ресурсов и повышения стрессоустойчивости. Восстановление внутренней гармонии личности старшеклассника в процессе психологического сопровождения помогает ему мобилизовать все внутренние ресурсы, контролировать свое психоэмоциональное состояние и уверенно справляться с трудной жизненной ситуацией сдачи единого государственного экзамена.

Целью исследования стало изучение эффективности психологического сопровождения развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену в процессе разработки и апробации программы «Я — лучший».

На первом этапе исследования было проведено психодиагностическое обследование учащихся 11 классов в количестве 60 человек с целью изучения психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена.

Основными критериями психологической готовности старшеклассников к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена стали такие личностные составляющие как:

  1. Эмоционально-волевая устойчивость. Использовался Фрайбургский личностный опросник FPI (форма В).
  2. Стрессоустойчивость. Продуктивность стратегий совладания со стрессом. Использовались методика «Прогноз» В. В. Бойко, методика «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнер, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн в адаптации Т. А. Крюковой.
  3. Уровень тревожности. Использовалась методика «Актуальные эмоциональные состояния» Л. В. Куликова.
  4. Уровень самооценки. Использовалась методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г. Н. Казанцевой.
  5. Выраженность мотивации к успеху. Использовалась методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.
  6. Уровень субъективного локуса контроля. Использовался опросник УСК Е. Ф. Бажина.

Субъективная оценка готовности к сдаче единого государственного экзамена изучалась с помощью теста «Психологическая готовность к единому государственному экзамену» М. Ю. Чибисовой.

Аналитический этап исследования включал обработку полученных результатов, которая позволила выделить две группы испытуемых: старшеклассников с низким уровнем психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена и старшеклассников, с высоким и средним уровнем психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена. Показана роль личностных детерминант в формирование уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена.

Психокоррекционный этап исследования включал разработку и апробацию программы психологического сопровождения развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену, направленную на активизацию личностных ресурсов, повышение стрессоустойчивости.

В процессе создания программы психологического сопровождения использовались индивидуальные и групповые методы работы. Индивидуальные консультации для старшеклассников были направлены на проработку личных проблем, приводящих к нарушению социально-психологической адаптации. Социально-психологический тренинг был направлен на развитие уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену в процессе активизации личностных ресурсов, повышение стрессоустойчивости.

Проведенное психодиагностическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. У 63 % старшеклассников выявлен низкий уровень психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена. На фоне выраженного процессуального компонента психологической готовности к сдаче единого государственного экзамена, свидетельствующей о хорошей осведомленности старшеклассников по поводу процедуры проведения экзамена, наблюдается значительное снижение личностного и эмоционально-волевого компонентов психологической готовности к сдаче единого государственного экзамена, что говорит о высокий предэкзаменационной тревоге, недостаточном уровне развития навыков эмоционально-волевого самоконтроля и самоорганизации деятельности у старшеклассников.

У 37 % старшеклассников выявлен высокий и средний уровень психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена, достигающийся благодаря достаточно высокой выраженности процессуального, личностного и эмоционально-волевого компонент психологической готовности. Старшеклассники хорошо осведомлены по поводу процедуры проведения экзамена, осознают свои возможности, ставят реальные цели, владеют навыками эмоционально-волевого самоконтроля и самоорганизации деятельности, уверены в успешной сдаче единого государственного экзамена.

2. Психологическая готовность к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена детерминирована личностными особенностями старшеклассников.

Эмоционально-личностные особенности старшеклассников с низким уровнем психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена характеризуются: низкой стрессоустойчивостью, эмоциональной лабильностью, умеренной общительность, поведенческой ригидностью, неадаптивностью, избирательной пассивностью, зависимостью, тревожностью, пессимистическим отношением к возможности разрешения предстоящих трудностей, преобладанием мотивации избегания неудач. Наблюдается повышение невротичности, раздражительности, агрессивности в поведение.

Для старшеклассников с низким уровнем психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена, характерен внешний локус контроля. В учебной деятельности склонны искать причину событий во внешних обстоятельствах — педагогах, родителях, одноклассниках, везение-невезение.

Уровень самооценки у старшеклассников с низким уровнем психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена снижен. Старшеклассники не верят в свои силы, неадекватно оценивают свои возможности, в ситуации неудач проявляют чувствительность, обидчивость.

Для неуверенных в себе старшеклассников ситуация сдачи единого государственного экзамена имеет высокий уровень стрессогенности. Характерно снижение нервно-психической устойчивости к стрессу, снижение активности, неуверенность в своих силах, тревожность, повышение эмоциональной возбудимости и фрустрационной напряженности. Эмоциональный тонус, работоспособность низкие, физическое самочувствие неблагоприятное.

У старшеклассников с низким уровнем психологической готовности к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена выявлена высокая чувствительность к трудным жизненным ситуациям. В трудных ситуациях они предпочитают использовать стратегию избегания, представляющую усилия человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее; стратегию дистанцирования, которая заключается в отделение испытуемого от проблемы, попытке забыть о ней; стратегию противостояния, которая состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

Таким образом, личностными детерминантами формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена являются: стрессоустойчивость, интернальный локус контроля, самопонимание и самопринятие, активность, оптимистичность, самостоятельность, поведенческая гибкость, эмоционально-волевая устойчивость, выраженная мотивация к успеху, продуктивность совладающего поведения в стрессовых ситуациях с преобладанием копинга, ориентированного на решение задачи.

3. Проведенное исследование показало, что старшеклассникам в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена требуется психологическая помощь. По результатам исследования на психокоррекционном этапе, была разработана и апробирована программа психологического сопровождения развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену, направленная на активизацию личностных ресурсов, повышение стрессоустойчивости.

Можно говорить об эффективности проведенной программы психологического сопровождения. У старшеклассников, прошедших курс психологического сопровождения, произошло значительное снижение невротичности, депрессивности, раздражительности, эмоциональной лабильности, спонтанной агрессивности, реактивной агрессивности и повышение нервно-психической устойчивости к стрессу, продуктивности копинг-стратегий совладания со стрессом, что говорит о стабилизации эмоционально-волевой сферы и повышение стрессоустойчивости.

Старшеклассники стали более осознанно и рационально относиться к процессу сдачи единого государственного экзамена, осознали свои возможности, выстроили конкретные цели, более ответственно и самостоятельно приступили к их реализации, значительно повысилась мотивация к успеху.

У старшеклассников, прошедших курс психологического сопровождения, улучшилось психоэмоциональное состояние: значительно повысилась активность, жизненный тонус, улучшилось физическое самочувствие, снизилась тревога и эмоциональное возбуждение. Они стали воспринимать ситуацию сдачи единого государственного экзамена как менее стрессовую.

Таким образом, активизация личностных ресурсов старшеклассников, а именно стрессоустойчивости, эмоционально-волевой устойчивости, активности, ответственности, поведенческой гибкости, продуктивности совладающего поведения, оптимизма, мотивации достижения, улучшение психоэмоционального состояния способствовало снижению стрессогенности ситуации единого государственного экзамена и формированию психологической готовности старшеклассников к уверенному поведению в процессе сдачи единого государственного экзамена.

Можно утверждать, что постоянное психологическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена, будет способствовать сохранению их психического здоровья и повышению эффективности учебного процесса.

Литература:

  1. Кузнецова Л. Э., Косинова Д. С. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф.(г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Издательство «Бук», 2017. — С. 37–41.
  2. Кузнецова Л. Э., Косинова Д. С. Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф.(г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Издательство «Бук», 2017. — С. 42–49.
Основные термины (генерируются автоматически): единый государственный экзамен, процесс сдачи, уверенное поведение, психологическая готовность, психологическое сопровождение, уверенное поведение старшеклассников, период подготовки, старшеклассник, психологическое сопровождение развития, уверенное поведение личности старшеклассника.

Похожие статьи

Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ

В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ

В данной статье рассматриваются особенности обучения письменной речи на иностранном языке в процессе подготовки к ЕГЭ. Наиболее эффективно такое обучение будет реализовываться в рамках личностно-ориентированного подхода, который учитывает индивидуаль...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Исследование готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: психологическая подготовка педагога

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования через проверку овладения трудовых действий, умений и знаний, содействующих формированию развивающих функций обучающихся.

Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области

В статье рассмотрены результаты анкетирования учителей биологии по проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся средствами школьного курса биологии.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Похожие статьи

Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ

В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ

В данной статье рассматриваются особенности обучения письменной речи на иностранном языке в процессе подготовки к ЕГЭ. Наиболее эффективно такое обучение будет реализовываться в рамках личностно-ориентированного подхода, который учитывает индивидуаль...

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Исследование готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: психологическая подготовка педагога

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования через проверку овладения трудовых действий, умений и знаний, содействующих формированию развивающих функций обучающихся.

Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области

В статье рассмотрены результаты анкетирования учителей биологии по проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся средствами школьного курса биологии.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...