Несмотря на то, что сдача в обязательном порядке Единого Государственного Экзамена была введена в школах с 2001 года, тем не менее каждый год практически для каждого выпускника это достаточно серьезная стрессовая ситуация. В период подготовки к Единому Государственному Экзамену у выпускников часто повышается уровень тревожности.
Целью исследования стало изучение взаимосвязи ответственности и тревожности у выпускников школ в период подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена. Изучением ответственности занимались Н. А. Головко [1], А. И. Крупнов [2], Н. А. Минкина [3] и др. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Тревожность исследовали Е. П. Нуйкина, В. Г. Петровская [4], А. М. Прихожан [5] и др. В свою очередь чрезмерно высокий уровень тревожности может существенно снизить работоспособность школьников и ослабить подготовку, а затем негативно отразиться на самом процессе и результате сдачи экзамена.
Гипотеза исследования: существуют особенности взаимосвязи ответственности и тревожности у девушек и юношей выпускников школ в период подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Эмпирические исследование проведено с методик: «Бланковый тест –Ответственность» А. И. Крупнова; методика «Шкала тревожности» Дж.Тейлора; методика определения ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным. Математической обработки данных: непараметрический rs-критерий Спирмена.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Лицей № 96» г. Уфа.В качестве испытуемых выступили 60 выпускников школ, из которых 32 девушки и 28 юношей в возрасте 16–17 лет.
На этапе статистической обработки данных выделены связи между проявлениями ответственности и тревожности юношей и девушек. В результате проведенного исследования были выявлены следующие значимые связи в группе девушек (табл. 1): прямая корреляционная связь между предметной сферой и личностной тревожностью (rs=0,527), ситуационной тревожностью (rs=0,501), тревожностью (rs=0,553); обратная корреляционная связь между субъектной сферой и личностной тревожностью (rs=-0,451), ситуационной тревожностью (rs=-0,478), тревожностью (rs=-0,466).
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа ответственности итревожности вгруппе девушек (n=32 человека)
Переменные |
Личностная тревожность |
Ситуационная тревожность |
Тревожность (Дж.Тейлор) |
|
|
0.176 |
0.146 |
0.165 |
|
|
0.184 |
0.184 |
0.166 |
|
|
-0.126 |
-0.074 |
-0.119 |
|
|
0.111 |
0.125 |
0.128 |
|
|
-0.193 |
-0.182 |
-0.180 |
|
|
-0.160 |
-0.159 |
-0.131 |
|
|
0.527* |
0.501* |
0.553* |
|
|
-0.451* |
-0.478* |
-0.466* |
|
|
-0.014 |
-0.048 |
-0.039 |
|
|
0.108 |
0.127 |
0.060 |
|
|
-0.157 |
-0.165 |
-0.124 |
|
|
0.150 |
0.150 |
0.133 |
|
|
0.022 |
-0.008 |
0.030 |
|
|
-0.255 |
-0.236 |
-0.266 |
|
|
0.241 |
0.274 |
0.288 |
|
|
-0.048 |
-0.062 |
-0.020 |
Примечание: знаком «*» отмечены статистически значимые связи, р≤0,05.
Переменная предметная сфера связана со всеми видами измеренной тревожности прямым способом, что говорит о том, что чем чаще девушкам проявление ответственности помогает в период подготовки к ЕГЭ быстрее достичь поставленные цели, успешнее выполнить намеченные планы, получить то, что положено по праву, тем чаще они испытывают личностную и ситуационную тревожность. Это может быть связано с тем, что девушки переживают, что не в полной мере проявляют ответственность, что не позволит им в конечном счете достигнуть цели.
Переменная субъектная сфера связана со всеми видами измеренной тревожности обратным способом, что говорит о том, что чем чаще девушкам проявление ответственности помогает выстраивать позитивные взаимоотношения в коллективе, тем реже девушки испытывают личностную и ситуационную тревожность. Это объясняется тем, что девушки, у которых выстроены хорошие взаимоотношения в коллективе одноклассников не испытывают тревожности, поскольку знают, что при необходимости одноклассники их поддержат.
В группе юношей по результатам проведенного исследования были выявлены другие значимые связи (табл. 2): прямая корреляционная связь между общественно-значимыми целями и личностной тревожностью (rs=0,424), ситуационной тревожностью (rs=0,408), тревожностью (rs=0,431); прямая корреляционная связь между экстернальностью и личностной тревожностью (rs=0,501), ситуационной тревожностью (rs=0,501), тревожностью (rs=0,519).
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа ответственности итревожности вгруппе юношей (n=28 человек)
Переменные |
Личностная тревожность |
Ситуационная тревожность |
Тревожность (Дж.Тейлор) |
|
|
0.424* |
0.408* |
0.431* |
|
|
-0.036 |
-0.056 |
-0.049 |
|
|
0.064 |
0.087 |
0.107 |
|
|
-0.225 |
-0.223 |
-0.222 |
|
|
0.011 |
0.026 |
0.039 |
|
|
-0.182 |
-0.164 |
-0.152 |
|
|
-0.123 |
-0.155 |
-0.160 |
|
|
0.258 |
0.226 |
0.221 |
|
|
-0.210 |
-0.210 |
-0.228 |
|
|
-0.186 |
-0.219 |
-0.201 |
|
|
-0.342 |
-0.322 |
-0.318 |
|
|
0.138 |
0.147 |
0.144 |
|
|
-0.071 |
-0.027 |
-0.056 |
|
|
0.501* |
0.501* |
0.519* |
|
|
-0.058 |
-0.044 |
-0.023 |
|
|
0.043 |
0.056 |
0.040 |
Примечание: знаком «*» отмечены статистически значимые связи, р≤0,05.
Переменная общественно-значимые цели связана со всеми видами измеренной тревожности прямым способом, что говорит о том, что чем чаще юноши проявляют ответственность для того, чтобы достичь цели важные для всего коллектива, тем чаще они испытывают личностную и ситуационную тревожность. Это может быть связано с тем, что юноши боятся подвести свой коллектив.
Переменная экстернальность связана со всеми видами измеренной тревожности прямым способом, что говорит о том, что чем чаще юноши полагают, что проявление ответственности зависит от воздействия внешних факторов, тем чаще испытывают ситуационную и личностную тревожность. Это может быть связано с тем, что юноши переживают, что в нужный момент не на них не будет оказано должного влияния, что не позволит им проявить ответственность и достичь цели.
На основе полученных данных, мы можем отметить, что в группе девушек увеличению всех видов тревожности приводит повышение уровня значимости предметной сферы ответственности и снижение уровня значимости субъектной сферы ответственности. В группе юношей к увеличению всех видов тревожности приводит повышение уровня общественно-значимых целей и экстернальности при проявлении ответственности.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют особенности взаимосвязи ответственности и тревожности у выпускников школ в период подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена, нашла свое подтверждение.
Литература:
- Головко Н. А. Свобода и моральная ответственность [Текст] / Н. А. Головко. –М.: Знание, 1973. — 61 с.
- Крупнов А. И. Системно-функциональный подход к изучению личности и еесвойств // Комплексное изучение свойств личности: коллективная монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Урал. ин-т ГПС МЧС России, 2010. С. 4–12.
- Минкина Н. А. Воспитание ответственностью [Текст] / Н. А. Минкина. — М.: Высш.шк., 1990. — 144 с.
- Нуйкина Е. П., Петровская В. Г. Психологический тренинг как средство коррекции предэкзаменационной тревожности [Текст] / Е. П. Нуйкина, В. Г. Петровская // учебно-методическое пособие для студентов / Новосибирск, 2019. — 210 с.
- Прихожан A. M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инт-т, изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 210 с.