Взаимосвязь тревожности и ответственности у выпускников школ в период подготовки к сдаче единого государственного экзамена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Никогосян, Р. К. Взаимосвязь тревожности и ответственности у выпускников школ в период подготовки к сдаче единого государственного экзамена / Р. К. Никогосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 481-484. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70785/ (дата обращения: 17.12.2024).



Несмотря на то, что сдача в обязательном порядке Единого Государственного Экзамена была введена в школах с 2001 года, тем не менее каждый год практически для каждого выпускника это достаточно серьезная стрессовая ситуация. В период подготовки к Единому Государственному Экзамену у выпускников часто повышается уровень тревожности.

Целью исследования стало изучение взаимосвязи ответственности и тревожности у выпускников школ в период подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена. Изучением ответственности занимались Н. А. Головко [1], А. И. Крупнов [2], Н. А. Минкина [3] и др. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Тревожность исследовали Е. П. Нуйкина, В. Г. Петровская [4], А. М. Прихожан [5] и др. В свою очередь чрезмерно высокий уровень тревожности может существенно снизить работоспособность школьников и ослабить подготовку, а затем негативно отразиться на самом процессе и результате сдачи экзамена.

Гипотеза исследования: существуют особенности взаимосвязи ответственности и тревожности у девушек и юношей выпускников школ в период подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Эмпирические исследование проведено с методик: «Бланковый тест –Ответственность» А. И. Крупнова; методика «Шкала тревожности» Дж.Тейлора; методика определения ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным. Математической обработки данных: непараметрический rs-критерий Спирмена.

Эмпирическая база исследования: МБОУ «Лицей № 96» г. Уфа.В качестве испытуемых выступили 60 выпускников школ, из которых 32 девушки и 28 юношей в возрасте 16–17 лет.

На этапе статистической обработки данных выделены связи между проявлениями ответственности и тревожности юношей и девушек. В результате проведенного исследования были выявлены следующие значимые связи в группе девушек (табл. 1): прямая корреляционная связь между предметной сферой и личностной тревожностью (rs=0,527), ситуационной тревожностью (rs=0,501), тревожностью (rs=0,553); обратная корреляционная связь между субъектной сферой и личностной тревожностью (rs=-0,451), ситуационной тревожностью (rs=-0,478), тревожностью (rs=-0,466).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа ответственности итревожности вгруппе девушек (n=32 человека)

Переменные

Личностная тревожность

Ситуационная тревожность

Тревожность (Дж.Тейлор)

Общественно-значимые цели

0.176

0.146

0.165

Личностно-значимые цели

0.184

0.184

0.166

Социоцентричность

-0.126

-0.074

-0.119

Эгоцентричность

0.111

0.125

0.128

Осмысленность

-0.193

-0.182

-0.180

Осведомленность

-0.160

-0.159

-0.131

Предметная сфера

0.527*

0.501*

0.553*

Субъектная сфера

-0.451*

-0.478*

-0.466*

Энергичность

-0.014

-0.048

-0.039

Аэнергичность

0.108

0.127

0.060

Стеничность

-0.157

-0.165

-0.124

Астеничность

0.150

0.150

0.133

Интернальность

0.022

-0.008

0.030

Экстернальность

-0.255

-0.236

-0.266

Операциональные трудности

0.241

0.274

0.288

Эмоционально-личностные трудности

-0.048

-0.062

-0.020

Примечание: знаком «*» отмечены статистически значимые связи, р≤0,05.

Переменная предметная сфера связана со всеми видами измеренной тревожности прямым способом, что говорит о том, что чем чаще девушкам проявление ответственности помогает в период подготовки к ЕГЭ быстрее достичь поставленные цели, успешнее выполнить намеченные планы, получить то, что положено по праву, тем чаще они испытывают личностную и ситуационную тревожность. Это может быть связано с тем, что девушки переживают, что не в полной мере проявляют ответственность, что не позволит им в конечном счете достигнуть цели.

Переменная субъектная сфера связана со всеми видами измеренной тревожности обратным способом, что говорит о том, что чем чаще девушкам проявление ответственности помогает выстраивать позитивные взаимоотношения в коллективе, тем реже девушки испытывают личностную и ситуационную тревожность. Это объясняется тем, что девушки, у которых выстроены хорошие взаимоотношения в коллективе одноклассников не испытывают тревожности, поскольку знают, что при необходимости одноклассники их поддержат.

В группе юношей по результатам проведенного исследования были выявлены другие значимые связи (табл. 2): прямая корреляционная связь между общественно-значимыми целями и личностной тревожностью (rs=0,424), ситуационной тревожностью (rs=0,408), тревожностью (rs=0,431); прямая корреляционная связь между экстернальностью и личностной тревожностью (rs=0,501), ситуационной тревожностью (rs=0,501), тревожностью (rs=0,519).

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа ответственности итревожности вгруппе юношей (n=28 человек)

Переменные

Личностная тревожность

Ситуационная тревожность

Тревожность (Дж.Тейлор)

Общественно-значимые цели

0.424*

0.408*

0.431*

Личностно-значимые цели

-0.036

-0.056

-0.049

Социоцентричность

0.064

0.087

0.107

Эгоцентричность

-0.225

-0.223

-0.222

Осмысленность

0.011

0.026

0.039

Осведомленность

-0.182

-0.164

-0.152

Предметная сфера

-0.123

-0.155

-0.160

Субъектная сфера

0.258

0.226

0.221

Энергичность

-0.210

-0.210

-0.228

Аэнергичность

-0.186

-0.219

-0.201

Стеничность

-0.342

-0.322

-0.318

Астеничность

0.138

0.147

0.144

Интернальность

-0.071

-0.027

-0.056

Экстернальность

0.501*

0.501*

0.519*

Операциональные трудности

-0.058

-0.044

-0.023

Эмоционально-личностные трудности

0.043

0.056

0.040

Примечание: знаком «*» отмечены статистически значимые связи, р≤0,05.

Переменная общественно-значимые цели связана со всеми видами измеренной тревожности прямым способом, что говорит о том, что чем чаще юноши проявляют ответственность для того, чтобы достичь цели важные для всего коллектива, тем чаще они испытывают личностную и ситуационную тревожность. Это может быть связано с тем, что юноши боятся подвести свой коллектив.

Переменная экстернальность связана со всеми видами измеренной тревожности прямым способом, что говорит о том, что чем чаще юноши полагают, что проявление ответственности зависит от воздействия внешних факторов, тем чаще испытывают ситуационную и личностную тревожность. Это может быть связано с тем, что юноши переживают, что в нужный момент не на них не будет оказано должного влияния, что не позволит им проявить ответственность и достичь цели.

На основе полученных данных, мы можем отметить, что в группе девушек увеличению всех видов тревожности приводит повышение уровня значимости предметной сферы ответственности и снижение уровня значимости субъектной сферы ответственности. В группе юношей к увеличению всех видов тревожности приводит повышение уровня общественно-значимых целей и экстернальности при проявлении ответственности.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют особенности взаимосвязи ответственности и тревожности у выпускников школ в период подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена, нашла свое подтверждение.

Литература:

  1. Головко Н. А. Свобода и моральная ответственность [Текст] / Н. А. Головко. –М.: Знание, 1973. — 61 с.
  2. Крупнов А. И. Системно-функциональный подход к изучению личности и еесвойств // Комплексное изучение свойств личности: коллективная монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Урал. ин-т ГПС МЧС России, 2010. С. 4–12.
  3. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью [Текст] / Н. А. Минкина. — М.: Высш.шк., 1990. — 144 с.
  4. Нуйкина Е. П., Петровская В. Г. Психологический тренинг как средство коррекции предэкзаменационной тревожности [Текст] / Е. П. Нуйкина, В. Г. Петровская // учебно-методическое пособие для студентов / Новосибирск, 2019. — 210 с.
  5. Прихожан A. M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инт-т, изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 210 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуационная тревожность, личностная тревожность, Единый Государственный Экзамен, период подготовки, проявление ответственности, измеренная тревожность, тревожность, предметная сфера, прямая корреляционная связь, прямой способ.


Похожие статьи

Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена

Важность внедрения в профессиональную деятельность учителя методик диагности-ки и урегулирования конфликтов в семьях обучающихся

Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов

Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации

Технологии отбора и презентации учебного материала в медицинском вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Инновационный подход формирования ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности у старшеклассников

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Похожие статьи

Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена

Важность внедрения в профессиональную деятельность учителя методик диагности-ки и урегулирования конфликтов в семьях обучающихся

Программа психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче экзаменов

Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации

Технологии отбора и презентации учебного материала в медицинском вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Инновационный подход формирования ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности у старшеклассников

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Задать вопрос