Ключевые слова: психологические особенности, личностное развитие, младший школьник, адаптация, средняя ступень обучения, обучающийся, социальный статус, мотивация, самореализация.
Переход из начального звена школьного обучения на его средний этап характеризуется как переход детей из младшего школьного возраста в подростковый, а также период адаптации к новым условиям образовательного процесса на средней ступени обучения. Именно в этот период необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой — с особенностями организации обучения на средней ступени.
Под понятием «кризис» в данном конкретном случае подразумевается переходный периоды от одной ступени развития личности к другой. Возникновение кризисов характерно для стыка двух возрастов и означает не что иное, как окончание одного этапа развития и старт другого. Возможность успешного продвижения школьника на новом этапе образовательного процесса зависит, зачастую, от его способности удачным образом адаптироваться к изменениям условиям образовательного процесса.
Высоко поднятая планка требований основной школы к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников зачастую не принимает во внимание возрастные особенности школьников младшей ступени обучения и оказывает отрицательное воздействие на эмоциональную составляющую большинства учеников.
В критические периоды дети становятся непослушными, капризными раздражительными; часто вступают в конфликт с окружающими их взрослыми людьми, как правило, с родителями и учителями; у них возникает негативное отношение, порой достигающее упрямства и негативизма к ранее выполняемым требованиям.
Такая реакция на стыке двух возрастов проявляется у детей, имеющих новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа развития вместе с центральным образование чего-либо нового соответствующего возраста, не удовлетворяются или даже активно подавляются [1, с. 26–27, 75].
Актуальность данной проблемы состоит в том, что социально-психологические особенности школьников 10–12 летнего возраста, нередко игнорируются при построении образовательной среды школьников среднего звена, и нередко служат почвой для возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и обучающимися.
Цель данной статьи обозначена как раскрытие тех психологических особенностей развития школьников начального этапа обучения в период их перехода из младшего школьного возраста на среднюю ступень обучения, рассмотрение которых позволило бы решить широкий ряд проблем при организации детей в учебной деятельности в адаптационный период средней ступени обучения.
Переход к подростковому возрасту характеризуется серьезными трансформациями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются
- физиологии организма;
- отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками;
- уровня развития когнитивных процессов и способностей. [5, c.27–48].
Возрастной особенностью можно назвать особенность, обладающую тенденцией к проявлению в поведенческих действиях всех представителей того или иного возрастного этапа развития. С этой точки зрения возрастными особенностями младшего подростка (от 11–12 лет) можно признать лишь те его особенности, которые соответствующим образом проявляются в поведении всех его сверстников [4, C.11].
В процессе анализа литературы выявляется тот факт, что основным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых людей в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.
Исследования Д. Б. Эльконина выявили характерные черты чувства взрослости, его содержание и формы проявления.
Формирование объективной взрослости наблюдалось в
- социально-моральной сфере (относительная независимость от взрослых, наличие собственных точек зрения и суждений);
- интеллектуальной деятельности (самостоятельность в усвоении знаний);
- интересах и предпочтениях;
- характере развлечений;
- во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым) [9, с.268–269].
Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослой личности и желании объективно утвердить свою взрослость. Подросток претендует на соответствующее отношение к нему со стороны окружающих его людей, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от интерференции взрослых, отстаивать собственные взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых [9].
Следует заметить, что пренебрежение требованиями школьников к их взрослости и самостоятельности, неудовлетворенность этой потребности обостряет отрицательные качества подросткового кризиса. Если образовательное учреждение не предоставляет ученикам средства реализации их собственного, индивидуального чувства взрослости, оно в любом случае появится, но отнюдь не в выгодном плане, уверенностью подростка в несправедливости и необъективности педагога.
А. Н. Леонтьев полагает, что развитие личности ребенка находит свое выражение в изменении иерархии мотивов деятельности. Прежние мотивы уже не обладают, как ранее, побудительной силой; возникают новые мотивы, приводящие к переосмыслению и переосознанию отношений с людьми и собственного поведения. Те виды деятельности и формы общения, которые прежде играли основную роль, теперь отодвигаются на второй план. Меняются интересы, цели, смысл жизни для ребенка; наступает новая стадия его личностного развития [6].
Исследования мотивов учебной деятельности показывают, что на смену основному, характерному для младшего школьного возраста мотиву учебной деятельности, — занимать социальное положение школьника, в младшем подростковом возрасте приходит еще один важнейший мотив — завоевать определенное положение непосредственно внутри школьного коллектива.
Самоутверждение в младшем подростковом возрасте сводится практически к стремлению любым доступным (эффективным к тому же) путем добиться признания со стороны окружающих права занимать в классе, семье и любом другом коллективе такое же положение, какое подобает занимать любому другому члену каждого из этих коллективов [4, C.23]. Единым понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие ''позиция''. В нём воедино соединены объективные факторы положения личности.
Л. И. Божович, представляет собой систему, которая ''складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция определяет определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе [2, С.247–248].
Поскольку статус является социальным понятием, позиция индивида в обществе может быть определена только на основе правильным образом установленных взаимоотношений между ним и теми, кто занимает другие позиции.
Таким образом, многое в поведении человека, в определенном смысле, направлено на то, чтобы сохранить и повысить собственный социальный статус.
В настоящее время, в большинстве случаев, применяется специальная терминология, описывающая уровни статуса, выработанная Х. Й. Лийметсом и И. П. Волковым. Термином ''звезда'' обозначают индивидов, которые получающих наибольшее число выборов. По выражению Морено, эти люди ''привлекают столько выборов, что они захватывают центр сцены, подобно звезде''.
Если количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории ''пренебрегаемых''. К ''изолированным'' относят не получивших ни одного выбора. Это вовсе не означает, что данный член группы реально не общается со сверстниками. Обозначенный статус символизирует лишь то, что в ситуации выбора ни у кого из товарищей по группе по отношению к нему не выявлено симпатии [3, C.190].
Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как ''уровень благополучия взаимоотношений'' [3, C.194].
Если большая часть школьников оказываются в благоприятных статусных категориях, то это позитивным образом влияет на адаптационный процесс школьников младшей возрастной категории к новым условиям обучения на средней ступени. В среднем звене школы выявление общего положения дел в межличностных отношениях обучающихся и выяснение зависимости статуса отдельного взятого ученика в классе должно быть авангардной задачей, поскольку именно от этого зависит успешность адаптации школьников к средней ступени обучения.
Необходимо принять во внимание и то, что в младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования ребенка через регуляцию его отношений с окружающими, особенно с педагогами и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это даёт возможность взрослым развивать и применять в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него воздействия, носящего позитивный характер. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны авторитетных для него взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряд других, не менее значимых мотивационных факторов [7;8].
К концу младшего школьного возраста повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками. Обучающимся открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях через публичное одобрение (в присутствии сверстников) его поступков и достижений, как через соревнование со сверстниками, так и посредством многих других действия и ситуаций, затрагивающих социальный престиж и значимость отдельно взятого обучающегося.
Таким образом, стоит отметить, что для безболезненного перехода детей с начальной на среднюю ступень обучения необходимо:
- учитывать психологические особенности личностного развития младших школьников и специфику адаптационного процесса;
- выявлять картину межличностных отношений учеников в классе;
- удовлетворить потребность каждого ученика в общении и достойном положении в коллективе.
Литература:
1. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 365с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,- 1968.
3. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- М.: Тетра Системс, 2000. — 432с.
4. Краковский А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). — М.: Педагогика, 1970. — 271с.
5. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т.1.
7. Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002
8. Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.