Ключевые слова: адаптационный процесс, педагогический коллектив, индивидуальные особенности, среднее звено школьного образования, старшее школьное звено, адаптация, педагогическое взаимодействие, обучающийся, факторы адаптации.
Переход младшего школьника в среднее звено учебного заведения влечет за собой изменение старых стереотипов поведения в связи с меняющимися условиями обучения. У школьника вполне закономерно возникает необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему педагогами основной школы. В этот период и протекает адаптационный процесс.
Рассматривая проблему адаптации школьников среднего звена обучения, необходимо учитывать факторы, лежащие в основе проблемы адаптации.
Среди них можно обозначить факторы
- внутренние:
· возраст
· состояние здоровья
· индивидуально-психологические качества
· физическое развитие
· функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием;
- внешние:
· условия жизни в семье
· правильный распорядок дня
· питание
· организацию учебных занятий в школе и дома [9].
На наш взгляд, следует особое внимание уделить внешним факторам, влияющим на процесс адаптации, поскольку данный вопрос менее всего рассмотрен в психолого-педагогической литературе.
Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что в своей практической деятельности педагоги испытывают трудности в организации обучающихся в адаптационный период не только по причине индивидуальных особенностей приспособления к новым условиям обучения каждого ученика, но и ввиду нечастого сотрудничества педагогов и родителей в решении проблемы адаптации школьников среднего звена обучения.
Следовательно, возникает необходимость изучения специфики вхождения ребенка в новый этап обучения и то содействие, которое могут оказать родители при взаимном сотрудничестве с педагогами для обеспечения наименее болезненного перехода обучающихся из начальной в основную школу и успешной адаптации на среднем этапе школьного обучения.
Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в воспитании ребенка и становлении его личности, можно найти уже в древнейших произведениях человечества.
В одном из важнейших произведений древнерусской литературы ''Домострой'' также уделено много внимания семье и ее роли в формировании личности ребенка [1].
О важности родительского влияния на детей в семье много говорится и в педагогических сочинениях XVIII в. в России (Н. И. Новиков, Н. Н. Поновский, А. А. Прокопович-Антонский и др.) [4].
На современном этапе развития общества существуют обозначаются проблемы в обучении, воспитании и развитии детей, и одной из таких актуальных проблем является проблема перехода детей из начальной в основную школу и их адаптации к новым условиям среднего этапа школьного обучения. В связи с этим меняются ситуации и задачи, поставленные перед родителями.
В современная семья подвержена развитию процессов кризисных явлений. По мнению многих авторов, в семье настоящего времени наблюдается преобладание среди различных моделей семей нуклеарного типа, дезорганизация факторов семейной связи и на этой почве ее нестабильность, которая может привести к
- разводам;
- коренным изменениям в сфере экономической функции;
- смене эмоционально-психологических проявлений;
- увеличение числа неполных семей;
- изменение социального статуса [4;7].
Вышесказанное свидетельствует о
- неполноценности семейного воспитания;
- возможных конфликтных ситуациях между родителями и детьми;
- низкой психолого-педагогической культуре родителей.
Данное положение дел сказывается на процессе адаптации школьников среднего звена и указывает на небольшую способность родителей помочь своим детям в столь сложный период [6;8].
Для четкого представления о возможностях каждого типа семьи в оказании помощи детям в адаптационный период необходимо рассмотрение типологии семей.
В. С. Мухина выделяет следующие типы семей:
- семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений.
К младшему подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы.
- семья отчужденная.
В этой семье к младшему подростку относятся так же, как и в детстве, — им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Младший подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении.
- семья авторитарная предъявляющая младшему подростку те же жесткие требования, что и в детстве.
В такой семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве.
- семья с попустительским отношением.
В такой семье продолжает господствовать принцип абсолютной вседозволенности: младший подросток уже давно манипулирует родителями. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст — уже кризис личностного развития плюс ко всему накладываются еще и недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.
- семья гиперопекающая
Ребенок в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса собственных личностных проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов [2;3;5].
С младшим подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевным миром и личностными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, не уверен в себе. Он пассивен и инфантилен по своим социальным реакциям.
Описанные стили отношений в семье школьников среднего этапа обучения (младший подростковый возраст) демонстрируют лишь тенденции развития личности.
Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию.
Из вышесказанного можно представить, какие же сложности возникают у педагогов при организации учебно-воспитательной работы с младшими подростками, если при этом еще и взаимодействие учителей с родителями достаточно формальное.
Принимая во внимание все ранее сказанное, следует отметить, что
- Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, которые должны активно способствовать личностному развитию ребенка.
- Необходимость учитывать психологические особенности 10–12 летних детей, вступающих в подростковый период развития.
- Целенаправленная работа педагогического коллектива и родителей в процессе обучения и воспитания должно перерасти в социально-педагогическое партнерство, где создается положительная мотивация в содействии школе в решении проблемы адаптации, выстраивается стратегия взаимодействия обеих сторон, направленная на достижение общей цели [3;4;7].
Влияние же родителей на процесс адаптации школьников среднего этапа обучения, знание всего того, что поможет педагогам и родителям в процессе совместного сотрудничества осуществить более полноценно организацию процесса обучения и психолого-педагогической поддержки учащихся среднего звена обучения в столь сложный адаптационный период жизни ребёнка [6;8].
Литература:
1. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. — Минск: Харвест, 2003. — 976 с.
2. Домострой // Семья. Т. 1. — М., 1991. — 237 с.
3. Дорофеева Г. А. Психо-эмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь. — Дисс. Канд. Псих. Наук. — Ростов н/Д, 2001. — 161с.
4. Зидер Р. Социальная история семьи. — М.: Владос, 1997. — 302 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия. — 432 с.
6. Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1233–1235.
7. Основы социальной работы /Отв. ред. П. Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 395 с.
8. Ростова Е. С., Тумакова Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.
9. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.