В статье говорится о проблеме тревожности учащихся старших классов в период подготовки к единому государственному экзамену и о её профилактике.
Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, профилактика, единый государственный экзамен
Одной из актуальных проблем в современной психологии является проблема тревожности. Изучение тревожности у человека на разных этапах его развития помогает раскрыть сущность этого явления, изучить возрастные закономерности развития мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Первым понятие «тревожность» выдвинул и ввел в научный оборот австрийский психолог Зигмунд Фрейд, сравнивая его с готовностью индивида к опасности: повышенное «…сенсорное внимание и моторное напряжение, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности» [2, с. 13].
Первоначально тревожность учеными трактовался как «боязливость», «страх», «тревога». В наши дни однозначного взгляда на понятие тревожности не выработано: его часто рассматривают как характеристику эмоционально-чувственной сферы субъекта, как состояние напряженности или как свойство личности.
Российский психолог А. М. Прихожан сравнивает тревожность с тревогой, считает, что последняя ощущается как напряжение, беспокойство, чувство неопределенности, беспомощности, незащищенности, одиночества и т. п. [6, с.38]. Ученый тревожность объясняет как «…переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6, с. 125]. С этих позиций ученый различает тревогу — эмоциональное состояние и тревожность — устойчивое свойство личности или темперамента [6, с. 125].
Р. С. Немов, российский и советский психолог, к тревожности относит «…постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [5, с. 220].
Анализ разных точек зрения известных психологов позволяет сделать вывод: психологи единодушно характеризуют тревожность как состояние человека с повышенной склонностью к отрицательно окрашенным переживаниям или беспокойству.
Не вызывает сомнения, что каждый человек имеет в той или иной степени уровень тревожности, которую ученые характеризуют как естественную и обязательную особенность деятельности человека. У разных людей имеется свой оптимальный уровень тревожности, в психологии его называют — полезная тревожность. Повышенная тревожность — это механизм приспособления, суть которого в ответственности человека перед принятыми в обществе требованиями, что свидетельствует о социальной природе тревожности.
Как отмечают психологи, «тревожному» мышлению присуща селективность: человек, испытывающий тревогу, выбирает определенные темы для доказательства, обоснования, что он прав в оценке ситуации как устрашающей, или, наоборот, что тревога не оправдана.
Тревожность в психологии не всегда расценивается как отрицательное явление. Будучи сигналом об опасности, тревожность приводит к мобилизации сил для противостояния негативной ситуации. Именно поэтому определенный уровень тревожности, по мнению психологов, необходим для адаптации человека к действительности.
Дж. Тейлор, измеряя индивидуальные различия в характере тревожности людей, выяснила, что у людей отмечается два вида тревожности: один из них, личностная тревожность — относительно устойчивая черта личности, второй вид — ситуативная тревожность — как реакция на опасную ситуацию.
Личностная тревожность выступает как постоянная категория и зависит от типа высшей нервной системы, темперамента человека, его характера, воспитания и особенностей его реагирования на внешние ситуации. Ситуативная тревожность обусловлена временными внешними факторами, проблемами людей [1].
Личностная тревожность у человека проявляется постоянными переживаниями в самых разных жизненных обстоятельствах, даже в тех случаях, когда объективно нет для этого оснований. Она сопровождается чувством необъяснимого страха, ощущениями угрозы и опасности, оценкой любого события как неблагоприятного.
Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Наоборот, вне нормы будет снижение или отсутствие ситуативной тревожности у человека, когда он в серьезной ситуации ведет себя безответственно — что его жизненную позицию характеризует как инфантильную.
Несмотря на то, что эти два типа тревожности являются самостоятельными категориями, между ними прослеживается связь. Как указывал немецкий психолог Х. Хекхаузен, в угрожающей ситуации различия между людьми с высоким уровнем тревожности и людьми со слабым уровнем тревожности становятся более ощутимыми [8, с. 51].
Наиболее острой проблема тревожности становится в подростковом возрасте, что обусловлено возрастными психологическими особенностями подростка. Учащиеся в этот период развития стремятся к самоактуализации, критически осмысливают окружающий их мир. Становление образа Я и «внутренней позиции» личности подростка также являются основанием для развития у него тревожности. Для старшего подростка ситуация дискомфорта — частое явление, его эмоциональная сфера остро реагирует на это переживаниями, формирующими тревожность, которая может со временем в структуре личности закрепиться как устойчивая характеристика.
Подростку, имеющему тревожность, присуща неадекватная самооценка: она может быть заниженной, завышенной, но всегда противоречивой, конфликтной. Такие школьники, как правило, неуверенны, даже боязливы, малоинициативны, общаются с трудом, не имеют интереса к учебе, самореализация у них минимальна. Тревожные подростки находятся в постоянном напряжении, предполагая, что им постоянно что-то угрожает, они часто инфантильны и внушаемы.
Причин для возникновения ситуативной тревожности у школьников старших классов достаточно много, и они разнообразны, но чаще всего они связаны с учебной деятельностью. Так, у старшеклассников причиной ситуативной тревожности может быть негативное взаимодействие с учителями, одноклассниками, завышенные требования родителей, высокая учебная или другая нагрузка, неуспешность, в том числе эпизодическая.
Не вызывает сомнения, что предстоящий единый государственный экзамен у учащихся старших классов заставляет их беспокоится и переживать. Это объясняется значимостью результатов экзаменов в дальнейшей жизни школьников и самой процедурой прохождения экзамена.
Ученые, изучая риски единого государственного экзамена для здоровья старшеклассников, называют те проблемы, с которыми им приходится сталкиваться во время проведения выпускных экзаменов:
— трудности учебного характера: имеющиеся у школьников пробелы в знаниях, необходимость изучения учебного материала, необходимого для сдачи экзаменов, выработка умения выполнять тестовые задания;
— ограничение времени для подготовки к экзаменам: потребность в её рациональной организации;
— трудности информационного характера: потребность в информации о порядке и правилах проведения экзамена;
— психологические трудности: индивидуальные особенности школьников — склонность к тревоге в ситуации экзамена, страх не оправдать ожидания родителей, неуверенность в себе и т. п.
Как правило, неопределённость возможных результатов экзаменов у большинства старшеклассников вызывает повышенную тревожность. В связи с чем вопросы профилактики тревожности и психологической помощи в период сдачи экзаменов являются первостепенными.
Под профилактикой в психологии и педагогике понимают комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленный на устранение и сглаживание причин, условий, вызывающих отклонения в развитии ребенка.
Главным в профилактике тревожности подростков психологи считают формирование у них уверенности в себе, собственной оценки успешности, умения выходить из трудной ситуации. Работая с подростком, педагог акцентирует внимание на решение тех проблем, которые особенно актуальны для данного периода развития ребенка, а также на индивидуальные «точки уязвимости» подростка [6].
В психологической практике разрабатываются программы как индивидуальной, так и групповой профилактической работы со школьниками, направленной на устранение тревожности или ее уменьшение.
Профилактическая работа должна опираться на разнообразные методы и формы занятий, например: лекции, непродолжительные по времени, презентации, дискуссии, игры, тренинг, медитативные техники и др. В настоящее время активно применяются методы когнитивной психотерапии, арт-терапевтической помощи, здоровьесберегающие технологии, компьютерные тренажеры.
Профилактические мероприятия будут особенно эффективны, если включают в себя обучение школьников стратегии и тактики поведения во время подготовки к экзаменам, закрепляют навыки саморегуляции и снятия нервно-психического напряжения, формируют навык самоконтроля, повышают уверенность старшеклассников в себе.
В профилактической работе со старшеклассниками эффективной формой работы выступает тренинг. Он чаще всего организуется в малых (4–6 человек) группах и направлен на формирование у школьников в противовес тревожности альтернативному социальному взаимодействию. В процессе тренинга применяются следующие приемы: объяснение и демонстрация образцов правильного поведения; ролевые игры и упражнения для закрепления новых умений в ситуациях, близких к реальным условиям; организация обратной связи: поощрение адекватного поведения школьника и осуждение неадекватного; применение закрепленных навыков адекватного поведения в реальных ситуациях. Как считают специалисты, в ходе тренингов снижается напряжение у школьников, улучшается взаимодействие с другими членами коллектива [4].
Профилактическая работа с учащимися требует продуманной организации и должна реализовываться с учетом последовательности и этапности: диагностика, контактное взаимодействие, индивидуальная профилактическая работа, групповая профилактическая работа.
В содержание профилактики необходимо включать работу с родителями, вооружение их знаниями грамотного взаимодействия с тревожными детьми — основным в профилактике детской тревожности является атмосфера защищённости ребенка в семье. В целом в содержание профилактической работы должна входить гармонизация взаимоотношений ребенка с окружающими.
Таким образом, профилактическая работа по преодолению тревожности у старшеклассников не должна быть узкофункциональной, а должна иметь общий, личностно ориентированный характер. Важно, чтобы она была сосредоточена на таких факторах, как среда и особенности развития школьника, учитывала возрастные и индивидуальные особенности тревожности ученика.
Профилактика экзаменационной тревожности у старшеклассников предполагает вооружение школьника набором средств и способов действий в трудных для него ситуациях, помощь в создании персональной модели поведения на экзамене.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Мысль, 1976.
- Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. Спб.: Питер, 2007.
- Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. — СПб.: Питер, 2002.
- Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: учебн пособие: для студентов, обучающихся по психол. специальностям. — М.: Академия, 2004.
- Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. — М.: Владос, 2004.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М.:МПСИ, Флинта, 1999.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — Санкт-Петербург: Смысл, 2003.