Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности (Д. А. Леонтьев).
Для детей с ЗПР характерны такие черты, как слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, что не способствует хорошему уровню жизнестойкости.
Для преодоления и коррекции этих черт личности, устойчивость которых очень важна при успешном прохождении итоговой аттестации, в нашей школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения и подготовки учеников 9-го специально коррекционного класса к прохождению государственной итоговой аттестации.
Цель программы: формирование психологических качеств, умений и навыков обучающихся, которые повысят уровень подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации и будут способствовать развитию познавательной активности, умению владеть своими эмоциями, мобилизовать себя в решающей ситуации.
Задачи программы:
- Развить познавательную активность, психологическую готовность к итоговой аттестации: развить внимание, память, мышление, отработать навыки самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции.
- Снизить уровень тревожности с помощью навыков психофизической саморегуляции.
- Создать положительный психологический настрой у учащихся и их родителей, во время подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.
Программа включает 5 направлений:
- Диагностическое направление.
- Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися.
- Консультирование учащихся, родителей, педагогов.
- Профилактическая работа.
- Организационно-методическая работа.
Направления работы психолога с учащимися школы:
− групповые занятия — тренинги;
− игры-драматизации;
− индивидуальные консультации;
− формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально).
Содержание групповых занятий с учащимися включает:
− ознакомление с организацией и проведением ГИА в аспекте психологической подготовленности учащихся;
− освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т. д.) для снятия эмоционального напряжения вовремя ГИА.
Направления работы с родителями:
− тематические родительские собрания,
− индивидуальные консультации (в том числе совместные с выпускником).
Направления работы с педагогами:
− взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии по психологической подготовке обучающихся;
− знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);
− взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.
Ожидаемые результаты от реализации данной программы:
- Снижение уровня тревожности у участников государственной итоговой аттестации.
- Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у обучающихся.
- Повышение сопротивляемости стрессу, жизнестойкости.
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
- Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.
Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА у выпускников.
Программа реализуется второй год. По результатам прошлого года:
Входящая диагностика — 63 % -высокий уровень тревожности;
Итоговая диагностика — 39 % — высокий уровень тревожности.
Итоговую государственную аттестацию прошли успешно -100 %.
По результатам входящей диагностики 2018–2019 учебного года — 60 % высокий уровень тревожности, 20 % — повышенный уровень тревожности, 20 %- низкий уровень тревожности.
На занятиях используется методы и приемы:
− арт-терапия,
− дыхательная гимнастика,
− пантомимика,
− упражнения на активизацию познавательной активности.
Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении государственной итоговой аттестации. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом период старшего школьного возраста, когда подростки находятся на границе детства и взрослости, является одним из наиболее благоприятных для формирования и развития жизнестойких черт личности, что может лечь в основу повышения уровня их физического и психического здоровья, помочь в выработке эффективных способов преодоления возникающих трудностей, найти свое место в жизни и стать полноценными успешными и полезными членами общества.
Литература:
- Авраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. — 2001, № 1. — C. 35–49.
- Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 1136 с.
- Горбунова М. Ю. Междисциплинарные основы социологического исследования эмоций // Психология, социология и педагогика. — 2012. № 11 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1195 (Дата обращения: 31.07.2014).
- Мастюкова Е. М., Переслени Е. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 55–62.
- Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Прихидько Эмоциональная социализация: содержание и механизмы — [Электронный ресурс] — // Психологические исследования: электронн.науч.журн. — 2009. № 4 (6) Режим доступа — URL: http: //psystudy.ru (Дата обращения: 13.01.2014).