Прохождение государственной итоговой аттестации как аспект жизнестойкости обучающихся с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Литовченко, О. С. Прохождение государственной итоговой аттестации как аспект жизнестойкости обучающихся с задержкой психического развития / О. С. Литовченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 737-739. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70396/ (дата обращения: 16.11.2024).



Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности (Д. А. Леонтьев).

Для детей с ЗПР характерны такие черты, как слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, что не способствует хорошему уровню жизнестойкости.

Для преодоления и коррекции этих черт личности, устойчивость которых очень важна при успешном прохождении итоговой аттестации, в нашей школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения и подготовки учеников 9-го специально коррекционного класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

Цель программы: формирование психологических качеств, умений и навыков обучающихся, которые повысят уровень подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации и будут способствовать развитию познавательной активности, умению владеть своими эмоциями, мобилизовать себя в решающей ситуации.

Задачи программы:

  1. Развить познавательную активность, психологическую готовность к итоговой аттестации: развить внимание, память, мышление, отработать навыки самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции.
  2. Снизить уровень тревожности с помощью навыков психофизической саморегуляции.
  3. Создать положительный психологический настрой у учащихся и их родителей, во время подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.

Программа включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися.
  3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов.
  4. Профилактическая работа.
  5. Организационно-методическая работа.

Направления работы психолога с учащимися школы:

− групповые занятия — тренинги;

− игры-драматизации;

− индивидуальные консультации;

− формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально).

Содержание групповых занятий с учащимися включает:

− ознакомление с организацией и проведением ГИА в аспекте психологической подготовленности учащихся;

− освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т. д.) для снятия эмоционального напряжения вовремя ГИА.

Направления работы с родителями:

− тематические родительские собрания,

− индивидуальные консультации (в том числе совместные с выпускником).

Направления работы с педагогами:

− взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии по психологической подготовке обучающихся;

− знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);

− взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.

Ожидаемые результаты от реализации данной программы:

  1. Снижение уровня тревожности у участников государственной итоговой аттестации.
  2. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у обучающихся.
  3. Повышение сопротивляемости стрессу, жизнестойкости.
  4. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  5. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА у выпускников.

Программа реализуется второй год. По результатам прошлого года:

Входящая диагностика — 63 % -высокий уровень тревожности;

Итоговая диагностика — 39 % — высокий уровень тревожности.

Итоговую государственную аттестацию прошли успешно -100 %.

По результатам входящей диагностики 2018–2019 учебного года — 60 % высокий уровень тревожности, 20 % — повышенный уровень тревожности, 20 %- низкий уровень тревожности.

На занятиях используется методы и приемы:

− арт-терапия,

− дыхательная гимнастика,

− пантомимика,

− упражнения на активизацию познавательной активности.

Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении государственной итоговой аттестации. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом период старшего школьного возраста, когда подростки находятся на границе детства и взрослости, является одним из наиболее благоприятных для формирования и развития жизнестойких черт личности, что может лечь в основу повышения уровня их физического и психического здоровья, помочь в выработке эффективных способов преодоления возникающих трудностей, найти свое место в жизни и стать полноценными успешными и полезными членами общества.

Литература:

  1. Авраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. — 2001, № 1. — C. 35–49.
  2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 1136 с.
  3. Горбунова М. Ю. Междисциплинарные основы социологического исследования эмоций // Психология, социология и педагогика. — 2012. № 11 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1195 (Дата обращения: 31.07.2014).
  4. Мастюкова Е. М., Переслени Е. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 55–62.
  5. Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  6. Прихидько Эмоциональная социализация: содержание и механизмы — [Электронный ресурс] — // Психологические исследования: электронн.науч.журн. — 2009. № 4 (6) Режим доступа — URL: http: //psystudy.ru (Дата обращения: 13.01.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная итоговая аттестация, высокий уровень тревожности, познавательная активность, уровень тревожности, итоговая аттестация, направление работы, программа, успешное прохождение.


Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Условия проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды в условиях платного обучения

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Условия проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды в условиях платного обучения

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Задать вопрос