Я, Пенькова Т. В., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2 г. Краснодара неоднократно принимала участие в ЕГЭ (последний раз в 2013–2014 учебном году). В 2009, 2010гг. участвовала в проверке работ по истории. К системе сдачи экзаменов в виде ЕГЭ отношусь положительно. Из опыта работы поняла, что необходима своя система подготовки учащихся к экзамену (ведь только учитель может знать сильные и слабые стороны своих учеников).
Ни для кого не секрет, что количество слабых учащихся в выпуске достигает 20 %. И для того, чтобы они преодолели экзаменационный порог, необходима планомерная подготовка к экзамену.
Ученики отстают в обучении по разным причинам:
1) слабое физическое развитие, хронические заболевания;
2) пропуски занятий в школе по болезни;
3) задержка психического развития;
4) педагогическая запущенность;
5) отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;
6) прогулы учебных занятий и т. д.
Но именно от учителя зависит, каков будет интерес ученика к предмету.
В 2013 -2014 учебном году я вела уроки истории, обществознания, элективный курс в 11-х классах. Целью элективного курса было не только помочь сильным ученикам, но и слабым учащимся лучше подготовиться к экзамену по обществознанию (тем более, что данный предмет, в силу сложившихся обстоятельств, является наиболее востребованным).
Классифицировать слабоуспевающих можно так:
1) те, кто имеет слабые умственные способности;
2) те, кто имеет слабые учебные умения;
3) те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
4) те, кто не владеет нормой чтения;
5) те, у кого низкий уровень памяти;
6) те, у кого не сформировались навыки исполнительского труда;
7) те, у кого не сформировалось прилежание;
8) те, у кого низкая мотивация к изучению материала.
Из вышесказанного становится понятным, что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно: в рамках школы, класса, семьи, подростка.
Мой подход к данному вопросу следующий:
1) стараюсь выяснить;
2) нахожу способ подойти к ней со всех сторон (в 90 % работая с учеником)
3) использую разные методы — тренажеры
- работа с понятиями
- работа с таблицами
- работа с картами (история)
- работа с тематическими тестами
- проведение дополнительных консультаций после уроков
- презентации
- работа в парах
- работа в группах
- компьютерные технологии
Использование данных методов позволило
- значительно улучшить изучение материала, заданного на дом
- улучшить изучение и закрепление материала на уроках
- усилило интерес отдельных учащихся, за которыми потянулись остальные
Для успешной сдачи экзамена ученик должен обладать не только теоретическим материалом, но и научиться применять его на практике, что и помогают делать тематические тесты, в которых
- представлены разные задания по одной теме
- удобно проводить уроки повторения пройденного материала
- вести контроль знаний и умений.
От тематических тестов проще переходить к типовым, решать демоверсии.
Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену. Чтобы проследить результаты и уровень подготовки учащихся — ведётся диагностическая карта класса.
Для того, чтобы разнообразить изучение материала, чтобы урок не был сухим и занудным, я использую элементы игры, ребусы, кроссворды и т. д., выполненные учениками с повышенным чувством юмора, фантазии, новизны.
В течение года я провожу не менее 2-х раз пробное ЕГЭ с последующим обсуждением результатов. Всё это должно сделать экзамен не испытанием на прочность нервной системы ученика, а привычным моментом, где с помощью рассуждения, анализа, применения теории и практики ученик сможет получить наиболее высокий балл, который поможет ему при поступлении в ВУЗ.