Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.12.2019

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Назаренко, Т. Г. Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения / Т. Г. Назаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64563/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно развивать у современных школьников компетенции, которые позволили бы им успешно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и достигнуть в этих непростых условиях своих личных целей. Но, для начала сдать выпускные экзамены. Первым экзаменом для учащихся школы стал ГИА –9 (ОГЭ).

Благодаря введению обязательного ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов учителя пересмотрели организацию учебной деятельности выпускников основной школы. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ?

Сдать экзамен по обществознанию не просто потому, что обществознание — это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Целью моей работы является формирование системы подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения.

Термин «смешанное обучение» — это дословный перевод английских слов blended learning. Основные принципы смешанного обучения применялись ещё в 60-х годах XX века в корпоративном и высшем образовании. Но сам термин был использован впервые в 1999 году. В этот период американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, которое предназначалось для преподавания через Интернет. Смешанное обучение, в отличие от других технологий, конкретного авторства не имеет и складывалось во многом спонтанно. Существуют разные определения смешанного обучения. — Статья «Справочник смешанного обучения» (Bonk, 2006): «Смешанное обучение — это система обучения, основанная на сочетании очного обучения (обучения лицом-к-лицу) и обучения компьютерными средствами». — Институт Клейтона Кристенсена (Christensen) даёт более узкое и определение: «Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн». Использование цифровых образовательных ресурсов — это неотъемлемая составляющая смешанного обучения. Актуальность применения этой технологии объясняется стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования, необходимостью индивидуализации обучения, выстраивания индивидуальной образовательной траектории школьника. Смешанное обучение, как и любая другая технология, безусловно, требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя. Внедрение смешанного обучения в образовательный процесс приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора. Данная технология может использоваться педагогами на различных предметах.

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, я сделала выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Безусловно, система подготовки должна ориентироваться на то, что нынешние ученики — это дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве.

Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися при подготовке обучающихся к ОГЭ по обществознанию.

Одна из главных ролей в подготовке к экзамену отводится работе на портале «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru).

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения я разделила на 3 стадии:

Первая — стадия первичных знаний— начинается задолго до экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причем не только на уроках. На этой стадии происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена в непосредственном контакте с учителем. Это позволит лучше разобраться в самых сложных заданиях и не впасть в отчаяние перед необозримым морем учебного материала.

Вторая стадия — стадия «погружения» — самая ответственная, это собственно целенаправленная подготовка к экзамену. На этой стадии проводится диагностическое тестирование учащихся, выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается система подготовки к экзамену. Именно на этой стадии учащиеся систематизируют свои знания по предмету, ликвидируют пробелы, обретают уверенность.

Вторая стадия проходит в основном на портале «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru).

Учащиеся, сдающие обществознание, регистрируют свои логины и сообщают их учителю. Учитель, уже зарегистрированный на портале, прикрепляет учащихся и создает группу или две, в зависимости от количества учащихся, количества выполненных заданий или их уровня подготовки. Имеется возможность задать название групп, например, «Лидеры» или «Аутсайдеры», можно просто «А» и «Б». В любой момент можно перевести учащихся из одной группы в другую или удалить учащегося из всех списков и классного журнала. Если удалённый учащийся выполнит очередную работу, он вновь появится в списках. Классы, закончившие обучение, можно отметить кнопкой «Не отображать», тогда на других страницах этого раздела и в классном журнале они появляться не будут.

Учитель задает готовые работы, создает свои варианты или загружает составленный им самим тест. Данный интернет-ресурс позволяет решать тесты в режиме онлайн и сразу оценить результаты.

Раздел «Классный журнал» содержит сводные результаты по группам (классам). Результаты заносятся в журнал автоматически, там же приводятся средние баллы по каждой работе и сводный процент успешности по каждому заданию для всего класса. Так можно выявить проблемные задания и создавать индивидуальные тестовые задания для учащихся. Результаты, отображаемые в классном журнале, можно экспортировать в электронные таблицы и распечатать, что удобно, когда нужно сообщить родителям (законным представителям) об успехах или проблемах в подготовке к экзамену их ребенка.

В разделе для дистанционного обучения учащиеся могут создать свой собственный курс или ввести номер, который сообщил учитель. Учитель может создать неограниченное количество курсов для тех или иных групп учащихся. Учащиеся могут записаться на неограниченное количество курсов к любому учителю. Учитель курса формулирует учащимся задания, в том числе используя возможность разместить на странице курса свои собственные теоретические или практические материалы. Учащиеся выполняют задания и сообщают об этом учителю, в том числе прикрепляя к сообщению те или иные материалы. Учитель может оказывать учащимся онлайн-консультации, давать советы по освоению курса, следить за их успехами. Я в созданном курсе размещаю задания второй части и алгоритм выполнения 2 части экзамена.

Групповые консультации с учителем, проводимые 1 раз в неделю необходимы для координации деятельности учащихся, для разрешения сложных вопросов. Особая роль на консультациях отводится работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.

Наконец третья стадия — стадия «штурма» сводится к запоминанию того, что нужно запомнить, и латанию последних «дыр» в знаниях. Эта работа приходится на последний месяц перед экзаменом, что позволяет свести забывание к минимуму. Проводится пробный экзамен. Условия проведения пробного экзамена максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам пробных экзаменов индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика — его затруднения с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Обычно на этой стадии учащиеся наиболее старательно готовятся к экзаменам, а учитель стремится вложить в них максимум знаний. Понятно, что третья стадия имеет смысл, только если раньше уже создан прочный фундамент и в предмете учащиеся хорошо или хотя бы сносно ориентируются.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обученияпомогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и добиться значительных результатов.

Литература:

  1. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 42–47.
  2. Кошелева, С. Н. Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в технологии смешанного обучения [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 20–22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/15001/ (дата обращения: 12.11.2019).
  3. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47–48.
  4. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Обществознание. «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru)/ https://soc-oge.sdamgia.ru/teacher?a=users/(дата обращения: 27.11.2019).
  5. Стрелкова, А. Ю. Готовимся к ОГЭ по обществознанию [Электронный ресурс]/ https://multiurok.ru/files/gotovimsia-k-oge-po-obshchestvoznaniiu.html/ (дата обращения: 22.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): смешанное обучение, учащийся, учитель, экзамен, задание, классный журнал, обществознание, обществознание посредством, система подготовки, стадий.


Похожие статьи

Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию в условиях дистанционного обучения

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

Технология создания электронного учебника по курсу «Информатика»

Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык»

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре

Подготовка магистрантов к профессиональному общению в иноязычной среде

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к выполнению индивидуального проекта в условиях реализации ФГОС

Просмотровое чтение при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе

Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения

Похожие статьи

Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию в условиях дистанционного обучения

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

Технология создания электронного учебника по курсу «Информатика»

Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык»

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре

Подготовка магистрантов к профессиональному общению в иноязычной среде

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к выполнению индивидуального проекта в условиях реализации ФГОС

Просмотровое чтение при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе

Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения

Задать вопрос