Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)

Дата публикации: 21.02.2023

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Ткаченко, М. Л. Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию / М. Л. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17793/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Ключевые слова: проектная деятельность, технология проектов, методика обучения, ЕГЭ, педагогическая технология.

В последние годы ЕГЭ по обществознанию становится популярным, многие выпускники выбирают его для сдачи. Статистические данные подтверждают, что он является вторым по популярности после профильной математики. В первую очередь, это связано это с тем, что ЕГЭ по обществознанию требуется при поступлении в ВУЗы на большое количество направлений подготовки. Ученые считают обществознание предметом, в котором наблюдается синтез таких дисциплин, как философия, социология, основы правоведения, психология. Поэтому, сдавая ЕГЭ по обществознанию, абитуриент может выбрать для поступления любую из специальностей, которая связана с этими науками. Обществознание — это один немногих предметов, необходимых для поступления на очень разные специальности: юридические, экономические, маркетинговые, управленческие, туристические, политические, военные и многие другие специальности. Внимательно посмотрев на перечисленные направления, приходим к выводу, что данные направления подготовки очень массовые. Это является причиной популярности ЕГЭ по обществознанию.

Важной педагогической целью является организация эффективной подготовки выпускников к экзамену, создание условий, при которых выпускник получит возможность свободно ориентироваться в теоретическом материале и применять полученные знания на практике. Задачами педагога становятся ознакомление обучающихся со структурой ЕГЭ по обществознанию, обучение теоретическим основам с учётом тем, проверяемых на ЕГЭ, организация работы по решению тренировочных заданий, формирование ответственного отношения к подготовке и пониманию всей сложности предмета. Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию целесообразно применять эффективные современные образовательные технологии на уроках.

Системный подход в обучении позволит развивать у обучающихся системное мышление и навыки логического мышления. Такой подход стимулирует деятельностную активность выпускников и обеспечивает преемственность и логическую последовательность при изучении теоретического материала. Системный подход позволяет каждый изучаемый обществоведческий объект рассматривать через понятие «системы», например политическая система, избирательная система, экономическая система, общество, как система. Главный итог: опора на ранее полученные знания, навыки работы над системой общих понятий, которые ведут не только к усвоению знаний, но и к развитию системно — логического мышления, а соответственно к более высоким результатам обучения.

Не менее эффективными при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, являются информационно — коммуникационные технологии. Учителю на этапе объяснения нового материала следует использовать компьютер, интерактивную доску. Полезными будут иллюстративные материалы, что способствует лучшему усвоению знаний. Использование мультимедийных презентаций при изучении новой темы даёт возможность наглядно проиллюстрировать новый материал и привлечь внимание обучающихся. Эта форма позволяет представить учебный материал в виде системы ярких вспомогательных образов, наполненных исчерпывающей новой информацией. В таком случае задействованы различные каналы восприятия обучающихся, что позволяет в полной мере раскрыть новую тему, а обучающимся в полном объёме усвоить теоретический материал. Видеофильмы, видеофрагменты в сочетании с компьютерными технологиями выводят урок на качественно новый уровень. Использование анимации, аналогичной традиционным фрагментам мультфильмов, позволит в интерактивной форме проиллюстрировать различные общественные процессы.

Роль информационно — коммуникационных технологий состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. В процессе преподавания целесообразно использовать лекции с мультимедийным сопровождением, тренинги навыков обучающихся с использованием компьютера, контроль обученности посредством интерактивного тестирования.

Применение информационно–коммуникационных технологий эффективно и на этапе обобщения и закрепления новых знаний. Они позволяют использовать как индивидуальные, так и групповые задания различного типа, включённых в КИМ ЕГЭ. Это в первую очередь тестовые задания, теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении с компьютерными моделями и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного теоретического материала. Так же, на данном этапе целесообразно осуществлять работу с заданиями с выбором ответов, работу с тренажёрами, которая позволит закрепить новые знания обучающихся и отработать навыки выполнения заданий различных типов. Применение данной технологии на этапе контроля знаний повышает объективность оценки ответов, а также сокращает время проверки знаний обучающихся. С целью контроля знаний считаю необходимым использование тестовых заданий с выбором множественного ответа, заданий на установление соответствий.

Эффективными педагогическими технологиями, позволяющими подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию, являются тренинговые технологии. В современных образовательных условиях значительно выросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, которая способствует отработке учебных навыков. В отличие от первичного повторения, подобные технологии представляют целенаправленные, систематические действия обучающихся по отработке различных видов учебной деятельности. Важную роль играет эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Не менее эффективной технологией является проектная технология, ведь современное образовательное пространство немыслимо вне интеграции образовательного процесса и проектной деятельности. Наиболее востребованными качествами выпускника сегодня являются: публичная презентация результатов исследований, умение брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, оценивать и анализировать, делать собственный выбор. Проектная деятельность позволяет внедрять компетентностные, личностно-ориентированные и деятельностно-ориентированные методы, которые актуальны в настоящее время. На мой взгляд, проектная деятельность, ставшая сферой инновационной образовательной практики, способствует формированию междисциплинарных умений и навыков. В старших классах, при изучении сложных разделов «Право» и «Политика» можно продемонстрировать практическое значение тем через проектную деятельность, где ребята смогут применить знания в решении исследовательских, творческих и практических задач. В работе над проектом, обучающиеся не только собирают материал из различных источников, получают методическую помощь учителя, но и учатся задействовать интернет- ресурсы, работать со справочными материалами, анализировать литературу. Следовательно, проектная деятельность обучающихся направлена на поиск новых идей в преподавании обществознания.

Одной из инновационных технологий в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию, является игровая технология. Данная образовательная технология в школе представляет собой взаимодействие педагога и обучающихся через реализацию определённого социального сюжета. Основная особенность этой технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Важным преимуществом игровой технологии является возможность применения предметных знаний в практической деятельности через создание определённой сюжетной ситуации. Освоение обучающимися данного метода даёт возможность выпускникам успешно справиться с заданиями на социальные реалии, с теми заданиями, ответ на которые требует привести пример из социального опыта выпускника. Поэтому, использование игровой технологии на уроках обществознания позволяет эффективно закрепить изученный материал.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию важно использовать современные педагогических технологии, так как это усилит образовательный эффект и позволит выпускникам школы достичь высоких результатов обучения.

Литература:

  1. Байбородовой Л. В., Чернявской А. П. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии. М.: Издательство Юрайт, 2022. — 258 с.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1- М.: Народное образование, 2005. — 556 с.
  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 280 с.

Похожие статьи

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...

Формирование лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку

В статье говорится о формировании лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку, эффективных формах организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Похожие статьи

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...

Формирование лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку

В статье говорится о формировании лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку, эффективных формах организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...