В статье приведен опыт использования на уроках обществознания педагогической технологии, основанной на соединении блочно-модульного обучения и интегральной технологии, разработанной доктором педагогических наук В. В. Гузеевым.
Ключевые слова: технология обучения, интегральная технология, блочно-модульное обучение.
Поиск путей совершенствования качества подготовки школьников, с одной стороны, и необходимость удовлетворения запросов личности в образовательных услугах — с другой, заставляет пересматривать не только содержание образования и обучения, но и технологию образовательного процесса, поэтому проблема разработки и внедрения наиболее эффективных технологий обучения в весьма актуальна.
Под технологией обучения мы понимаем способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Блочно-модульное обучение позволяет сочетать эти направления, и преподавание любого учебного предмета может строиться на основе названной образовательной технологии. Мы рассмотрим это на примере преподавания раздела «Мир экономики» в курсе «Обществознания» 8 класса.
Выбор в качестве определяющей именно этой технологии обусловили такие факторы, как:
– приоритетность целей образования: предметы, образующие предметную область «Общественно-научные предметы», способствуют подготовке эрудированного выпускника, способного видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность;
– специфика содержания учебного предмета, позволяющая каждую сферу общественной жизни представить самостоятельным модулем.
Необходимо также учитывать, что выбор технологии обучения осуществляется учителем на основе его личных педагогических убеждений и составляет индивидуальный стиль его педагогической деятельности.
Минимальной единицей учебного процесса в блочно-модульных технологиях является не урок, а цикл уроков (блок).
В интегральной технологии обучения, разработанной В. В. Гузеевым, типовая структура блока уроков такова:
ВП — вводное повторение;
ИНМ (0) — изучение нового материала;
3 (Т-М) — закрепление (тренинг-минимум);
ИНМ (Д) — изучение нового материала (дополнительный);
3 (РДО) — закрепление (развивающее дифференцированное обучение);
ОП — обобщающее повторение;
КОН — контроль;
КОР — коррекция.
В роли модуля конструкции блока выступает цикл уроков. Вот так, например, будет выглядеть цикл уроков в объеме 13 часов, отведенных рабочей программой на тему «Мир экономики»: ВП — 1 ч.; ИНМ (0) — 2 ч.; 3 (Т-М) — 2 ч.; ИНМ (Д) — 2 ч.; 3 (РДО) — 2 ч.; ОП — 2 ч.; КОН — 1ч.; КОР — 1ч.
Кратко рассмотрим все модули, из которых состоит блок уроков.
Три модуля, которыми он завершается — обобщающее повторение, контроль и коррекция — обычно присутствуют в любой образовательной технологии.
Изучение нового материала (ИНМ) крупным массивом, на наш взгляд, должно обязательно предваряться вводным повторением (ВП), что объясняется большим разбросом среди учащихся по мотивации, возможностям, уровням достижений. Такой подход к изучению нового материала вызывает необходимость решения организационных проблем, связанных с наличием такого контингента обучающихся, которые захотят ограничиться лишь общеобязательным минимумом по данной теме, поэтому на первых уроках изучения нового материала (ИНМ(О) внимание уделяется только общеобязательному учебному материалу — основному объему. Обычно это делается в форме обзорной лекции.
Изученный обязательный материал должен быть немедленно закреплен — этого требует принцип деятельности. На тренинге-минимуме (З (Т-М) основной объем нового материала отрабатывается до автоматизма в ходе решения экономических и ситуационных задач, выполнения упражнений.
Однако необходимо познакомить учащихся и с дополнительной информацией по теме, что обеспечит впоследствии работу их на общем и продвинутом уровнях, поэтому в структуре блока уроков появляется еще один модуль изучения нового материала — ИНМ (Д).
И лишь после этого можно перейти к дифференцированному обучению, которое позволяет применить и индивидуальные, и групповые способы организации обучения, идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения — такую возможность предоставляют семинары-практикумы в модуле З (РДО).
Теперь рассмотрим формы организации уроков в разных модулях блока.
Вводное повторение. Только учитель знает, какая ранее изученная или полученная учащимися эмпирическим путем информация потребуется для введения нового материала и будет играть ведущую роль в этом микромодуле. С другой стороны, актуализация функциональных систем должна произойти в головах учащихся, именно они должны активно действовать, мыслить, поэтому можно отдать предпочтение таким формам, как беседа, дидактическая игра. Так, на самом первом уроке мы проводим игру «Путешествие по стране Экономика», цель которой — сформировать интерес к разделу учебной программы, диагностировать первичные знания по экономике и определить источник их получения.
Изучение нового материала. При сообщении основного объема нового материала предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно, конспективно передать учащимся укрупненную дидактическую единицу, однако нет никаких оснований вытеснять беседу, рассказ. Наоборот, разумное их сочетание полезно (например, лекция-диалог). Конечно, выбор той или иной формы не должен быть случайным, он зависит от трех групп критериев: характера материала, особенностей контингента, профессионального мастерства учителя.
Особенность дополнительного объема материала состоит в том, что он по-разному нужен учащимся: одни хотят и должны разобраться во всем и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять смысл, идеи, а третьим достаточно познакомиться с изучаемым экономическим явлением (процессом). Лучшей формой для такого изучения нового материала является семинар. Причем, можно придерживаться обычной схемы подготовки и проведения семинара, по которой составляется его программа, определяется перечень литературы и иногда назначаются докладчики, содокладчики, оппоненты, а можно провести семинар в совокупности с деловой игрой, определив широкий набор персонажей и распределив функции между ними:
Персонаж |
Функционал персонажа |
Докладчик |
Изложение в тезисной форме существа защищаемой точки зрения, позиции: основные положения, факты |
Содокладчик |
Подкрепление аргументами, обоснование, иллюстрирование позиции докладчика |
Оппонент |
Демонстрация контрпримеров и контраргументов, изложение иной точки зрения |
Эксперт |
Сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определение областей их истинности |
Провокатор |
«Каверзные» вопросы, неожиданные примеры, инициирующие общую дискуссию |
Ассистент |
Материально-техническое обеспечение и поддержка работы остальных персонажей |
Конечно, эта форма урока более предпочтительна в том случае, когда существуют разные точки зрения на изучаемый объект и возможна дискуссия. Подготовка такого урока трудоемка и требует много времени.
Еще одной разновидностью семинара могут стать психологические практикумы (тренинги). При изучении раздела «Мир экономики» вот уже несколько лет мы успешно проводим психологический практикум «Человек экономический: предприниматель».
Закрепление при такой технологии обучения может быть двух видов: на уровне тренинга-минимума в постоянной части блока уроков и на уровне развивающего дифференцированного обучения — в переменной части. Так как тренинг-минимум предназначен для отработки знаний до автоматизма, на него выносится обязательный материал, усвоение которого предусмотрено требованиями. На этом уроке используются различные формы организации деятельности учащихся — от участия в беседе до самостоятельной работы. Промежуточным шагом может быть проведение практикума, в ходе которого закрепление проходит через общение учащихся между собой (работа в парах или группах). Можно использовать и игровые формы, например: «Три формы — три цвета», когда в карточках определенного цвета содержатся вопросы и задания по конкретной теме, а в карточках другого цвета — по другой теме. Сложность вопросов и задач определены формой карточки (круг, прямоугольник, треугольник). Учащийся, поочередно беря карточки одного цвета, прорабатывает тему и отчитывается по ней перед учителем или «консультантом» (из числа хорошо успевающих учащихся).
При необходимости закрепление материала может проводиться в рамках развивающего дифференцированного обучения. В. В. Гузеев для своей интегральной технологии создал новую форму урока, гибкую и мобильную — семинар-практикум. Учащиеся на таком уроке объединяются в группы, каждая группа получает задание на ограниченное время и затем отчитывается о своей работе в той или иной форме перед учителем или учащимся-«экзаменатором». Наиболее эффективный вариант — «публичная защита»: один представитель мини-группы рассказывает о задаче, о ситуации и ее решении, отвечает на вопросы. Иногда одну и ту же задачу решают в разных концах кабинета две конкурентные группы, — в этом случае при защите одна из них выступает оппонентом. При решении разных по содержанию задач группы по истечении отведенного времени могут обменяться их условиями, а затем обсудить обе задачи. Пока группы заняты решением своих задач, учитель работает с остальной частью учащихся в нужном ему режиме: опрос, совместное решение задач, обсуждение решений, обучающее тестирование и т. д. Группы формируются в зависимости от уровневого достижения учащихся, поэтому в течение урока каждый может поработать в разных группах. Для этого в ходе семинара-практикума проводится срезовый контроль на предмет достижения учащимися. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет, достиг — не достиг, 1–0.
При любой технологии обучения изучение темы растянуто во времени, поэтому, когда блок уроков подходит к концу, возникает необходимость обучающего повторения, которое позволило бы учащимся увидеть всю тему целиком, получить некое системное знание ее. Одной из наиболее эффективных форм организации урока обучающего повторения является консультация. Приведем одну из форм данного занятия: учебная группа делится на мини-группы, в 5–6 чел. Этим командам предлагается за 10–15 минут составить и записать по 20–30 вопросов по проведенной теме. Ограниченность во времени позволяет увидеть реальное состояние знаний учащихся по изученной теме, вопросы записываются на отдельном листе. После того, как отведенное время закончится, устраивается эстафета (количество составленных вопросов не имеет значения): одна команда зачитывает свой вопрос, другая на него отвечает, учитель добавляет, исправляет ответы; затем другая команда предъявляет свой вопрос. Возможна ситуация, когда на вопросы будет отвечать лишь только учитель, добиваясь тех целей, которые были поставлены перед консультацией, — это нормальное явление. По ходу эстафеты прозвучавшие вопросы вычеркиваются из всех списков, в которых они присутствовали, таким образом, мы избегаем повторов. Оценки за ответы не предусмотрены, но в исключительных случаях они могут быть выставлены.
На контрольном уроке осуществляется тематический контроль в том или ином виде: контрольная работа, зачет, собеседование и др. Важно лишь, чтобы задания были сгруппированы по уровням. Все уровни четко выделены на предлагаемых учащимся карточках: Минимум, Уровень 1, Уровень 2. Оптимальное соотношение числа задач в каждой части — 3:2:1.
Правила очень жесткие, и учащиеся их знают:
– задания выполняются строго по порядку (от первого к последнему);
– проверяются задания в том же порядке до первой ошибки. Если в части «Минимум» допущена хотя бы одна ошибка, то ставится оценка «2». Если ошибка допущена в части «Уровень 1» — выставляется «3». Если первая ошибка в части «Уровень 2», то работа оценивается в «4». Самый высший балл («5») выставляется за работу без единой ошибки.
Психологическую подготовку к такого рода проверке знаний учащиеся получают в процессе выполнения домашнего задания по теме, которое выдается им сразу же после изложения основного объема нового материала и представляет собой множество задач, упражнений, тестов, распределенных по трем уровням. Проверяется выполнение домашнего задания на уроке обобщающего повторения, о чем учащиеся сразу же предупреждаются. При таком подходе учащийся имеет возможность:
– самостоятельно планировать свою домашнюю работу по времени и объему;
– выполнять любую часть задания, либо не выполнять ничего;
– расширить и дополнять задание заданиями из других источников.
Как только учащиеся на первом же контрольном уроке увидят, что структура контрольной работы напоминает структуру домашнего задания, а часть заданий из домашней работы вошли в нее, то вопрос о необходимости выполнения домашнего задания будет снят.
За контрольным уроком следует урок коррекции. На уроке коррекции разбираются задания контрольной работы, принимаются зачеты по ранее изученным темам у учащихся, желающих повысить оценку.
Время, отводимое на каждый модуль (ИНМ, ОП и др.), определяется учителем при составлении рабочей программы по предмету.
Модульно-блочная система с элементами интегральной технологии обучения дает учителю: свободу и гибкость выбора формы занятия; снижение затрат времени на практическую подготовку; выявление индивидуальных творческих возможностей каждого учащегося; достаточно полное представление о знаниях учащихся.
Представленная образовательная технология позволяет достичь дифференциации и индивидуализации обучения, т. е. осознанного самостоятельного достижения учащимися необходимого уровня усвоения учебного материала с учетом их психофизиологических особенностей, уровня знаний и личностных качеств.
Учащемуся она дает возможность выработать умения: свободно мыслить; умение оценивать итоги своей деятельности и деятельности товарищей; умение управлять и работать в коллективе; умение выбирать, систематизировать и применять необходимые знания.
Использование модульно-блочного обучения с элементами интегральной технологии требует создания учебно-методического комплекса по дисциплине, также представленного модулями: 1. Модуль содержания. 2. Модуль контроля и диагностики. 3. Модуль информационного обеспечения.
Модуль содержания включает структурированный учебный материал, где содержится логически законченный, целостный объем знаний.
Модуль контроля и диагностики — обязательный элемент, поскольку без обратной связи невозможна его корректировка процесса обучения. Данный модуль включает: варианты многоуровневых контрольных работ; тестовые задания; подборку упражнений, задач, ситуаций для внеаудиторной работы; индивидуальные и коллективные творческие задания.
Модуль информационного обеспечения содержит: учебную и справочную литературу; ссылки на информационные источники; примеры выполнения упражнений и задач, индивидуальных заданий.
В названии описанной нами технологии на первом месте стоит слово, производное от «модуля», что является, на наш взгляд, более точным, т. к. под модулем мы понимаем и дискретную единицу содержания образования (раздел программы), и завершенный цикл уроков в блоке, и структурный элемент комплексного методического обеспечения дисциплины.
Литература:
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 2007. — 344 с.
- Выскребенцева С. В. Использование интегральной технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс] — режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/khimiya/all/2013/10/01/ispolzovanie-integralnoy-tekhnologii-v-obrazovatelnom-protsesse.
- Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 158–159.
- Гузеев В. В., Дахин А. Н., Кульбеда Н. В., Новожилова Н. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — С. 66–77.