Интегральные познавательные задания на уроках химии с использованием технологии «кейс-метода» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 23.05.2017

Статья просмотрена: 785 раз

Библиографическое описание:

Мутных, В. И. Интегральные познавательные задания на уроках химии с использованием технологии «кейс-метода» / В. И. Мутных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43518/ (дата обращения: 23.11.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации общего химического образования посредством использования интегральных познавательных заданий при обучении школьников химии, в точности рассмотрена технология «кейс-метода».

Ключевые слова:интегральные познавательные задания, метод кейс-стади

Мир, в котором живет и воспитывается подросток, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют ему необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и современные образовательные технологии [1].

Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие — то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т. д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

Для реализации педагогических целей учитель использует педагогические технологии. Понятие «педагогическая технология» включает в себя систему умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог строит учебно-воспитательную деятельность технологично в том случае, если понимает логику и структуру данной деятельности, отчетливо видит и настраивает все ее этапы, владеет умениями, необходимыми для организации каждого этапа. Необходимо помнить, что выбор технологии зависит отряда факторов:

– приоритетности целей образования;

– специфики содержания обучения;

– состава школьников и их количества;

– уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды [2].

Разработка технологии обучения учителем — это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически — это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от учителя дополнительных усилий.

В образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на состоятельную работу студентов. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности школьника в процессе учения. При этом возникает проблема овладения специалистом новых информационных технологий — важнейших в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры. При этом не уменьшается роль дополнительной литературы по предмету, которую можно использовать в самостоятельной работе [4]. В решении этого вопроса может помочь кейс — технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно- коммуникативных технологий, метода проектов.

Метод кейс-стади (от англ. Case — случай) получил признание в образовании в начале прошлого века и использовался в качестве анализа конкретных ситуаций. Под этой технологией понимают изучение предмета, путем рассмотрения большого количества ситуаций и задач в определенной комбинации [3]. Данная технология способствует развитию умений: анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, оценивая альтернативного решения заданий. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого ученика в самостоятельную работу по решению проблемы. Кейс — технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, задания по выбранной теме, электронные материалы. Технологии этой группы используют, по возможности, компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, печатной литературы, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с учителем и одноклассниками, что является неоспоримыми преимуществом традиционных форм обучения. Кейс рассматривает более полно тему, входящую в предмет, включает цитаты из источников, содержит проблему понятную ученику. Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

– доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;

– наглядность т. е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа — компоненты, схемы;

– наличие интерактивных заданий;

Предлагаю варианты кейсов, которые можно применить при изучении предмета «Химия»:

Кейс № 1

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

Кажется сказкою это,

А в сущности — только………

  1. Кто и когда впервые осуществил синтез воды?
  2. Какой воздух тяжелее — сухой или влажный?
  3. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в каком — наименьшее?
  4. Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии. Сколько молекул воды в океане?
  5. Что такое снежинки?
  6. Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы?
  7. Может ли вода гореть?
  8. Может ли вода течь вверх?
  9. Перечислите химические и физические свойства воды.
  10. Роль воды в жизни человека

Кейс № 2

До середины 50-х годов прошлого столетия считали, что этот металл — один из самых малополезных металлов. Ради обладания этим металлом велись войны, порабощались государства, сын убивает отца, братья убивали сестер, дети своих матерей. Гибли целые народы, превращались в пустыни плодородные края, потоками лилась кровь и целыми реками — слезы и пот. Сколько людей погибло и сколько еще погибнет в борьбе за обладание этими металлом, знает, наверное, один Бог. Что же это за кровожадный металл?

  1. Название
  2. Строение атома
  3. Положение в таблице Д. И. Менделеева
  4. Химические свойства
  5. Физические свойства
  6. Применение

Кейс № 3

Люди издавна гадали

Как метал им уберечь?

И теорию создали…..

Вот о ней как раз и речь.

  1. О чем говорится?
  2. Что это такое?
  3. Какие виды Вы знаете?
  4. Какие вы знаете методы защиты?

Применение описанной технологии придает урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а так же способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Технология кейс-метода способствуют повышению эффективности обучения предмета химии, а также коммуникативных качеств личности учеников

Литература:

  1. Веденина Т. И. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.
  2. Имакаев В. Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. — Пермь 2002.
  3. Лямин А. Н. Интегральные познавательные задания на уроках химии. — Киров 2014. — 63 с.
  4. Муравлева О. И. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии
  5. Черновая О. С. Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, группа технологий, изучение предмета, кейс, учебный процесс.


Ключевые слова

интегральные познавательные задания, метод кейс-стади

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании

В статье рассмотрены основы применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) в рамках школьного химического образования и приведены разработки заданий по химии с различными приемами ТРИЗ-технологии.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

Опыт применения модульно-блочного обучения с элементами интегральной технологии при изучении обществознания

В статье приведен опыт использования на уроках обществознания педагогической технологии, основанной на соединении блочно-модульного обучения и интегральной технологии, разработанной доктором педагогических наук В. В. Гузеевым.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании

В статье рассмотрены основы применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) в рамках школьного химического образования и приведены разработки заданий по химии с различными приемами ТРИЗ-технологии.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

Опыт применения модульно-блочного обучения с элементами интегральной технологии при изучении обществознания

В статье приведен опыт использования на уроках обществознания педагогической технологии, основанной на соединении блочно-модульного обучения и интегральной технологии, разработанной доктором педагогических наук В. В. Гузеевым.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Задать вопрос