Использование кейс-технологий на уроках физики и математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 15.02.2020

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Чакир, Н. Н. Использование кейс-технологий на уроках физики и математики / Н. Н. Чакир, Л. В. Андриянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67439/ (дата обращения: 18.11.2024).



XXI век — это век колоссальных достижений научно-технического прогресса. И обучающимся очень важно овладеть не только высокими компетенциями в изучаемой области, но и быть целеустремленной, коммуникабельной, творческой, обладающей качеством лидера личностью, умеющей ориентироваться в большом потоке информации, то есть необходимо учить нахимовцев так, чтобы на выходе выпускник училища мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.

Поэтому, перед преподавателями стоят следующие задачи — научить обучающихся психологической и коммуникативной гибкости, мобильности и пластике во взаимоотношениях с людьми и одновременно быть успешными в своей профессии военно-морского офицера.

Для этого преподавателю необходимо уметь выстроить процесс обучения, что предполагает владение преподавателем педагогической техникой — способами и средствами управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с воспитанниками.

Образовательный процесс подразумевает усвоение обучающимися навыков, которые позволят им самостоятельно усваивать знания из различных источников. То есть им необходимо научиться учиться — в этом заключается смысл деятельностного подхода в обучении, метод проблемно-ситуативного характера.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейсовый метод (технология) предполагает обучение через действие. Цели метода (индивидуальные и групповые):

− научиться применять аналитический подход к изучению информации;

− научиться сортировать получаемую информацию для решения поставленной задачи;

− уметь выявлять приоритетные проблемы среди менее важных;

− предлагать нестандартные пути решения задачи и оценивать их эффективность;

− предлагать наиболее подходящее решение и составлять алгоритм дальнейших действий [6].

Смысл кейс-метода заключается в следующем: обучающиеся учатся самостоятельно усваивать знания, формировать умения, применяя творческий подход для разрешения противоречий. Это позволит им развить нестандартное мышление и творческие способности.

Кейс в данном случае — это конкретная ситуация, выстроенная таким образом, что решение задачи предполагает, что обучающиеся будут анализировать и обобщать разные виды информации. В результате чего они обретут навыки формулирования приоритетных задач, а также научатся находить пути их решения в рамках установленных условий.

Таким образом, кейс-метод — это сложная система, состоящая из простых методов познавательной деятельности:

− мысленный эксперимент;

− системный анализ;

− моделирование;

− проблемный метод;

− описание;

− игровой метод;

− ТРИЗ и другие методы.

Использовать кейс-метод в образовательном процессе достаточно просто. Технология включает следующие этапы:

  1. Индивидуальная (самостоятельная) работа обучающихся с кейсом (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия).
  2. Групповая деятельность по обсуждению выявленных проблем и путей их решения.
  3. Презентация решения и оценка результатов работы группы [7].

В образовательном процессе в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) кейс — метод активно используется на уроках преподавателями по математике и физике.

Так, например, при проведении урока с использованием кейс-технологии по теме «Газовые законы» вначале организовывается погружение в проблемную ситуацию через чтение преподавателем рассказа и раздачи кейсов для каждой микрогруппы. Преподаватель фиксирует выдвинутые нахимовцами гипотезы и организует обсуждение составленных моделей (использование интернет-ресурсов, учебной литературы для поиска информации о характеристике изопроцессов, их практическом применении в военном деле), затем нахимовцы составляют математические записи макропараметров и графики своих кейсов, в результате на выходе воспитанники составляют общую схему газовых законов и графики зависимости макропараметров. В заключении организуется дифференцированная коррекционная работа и контрольнооценивающая деятельность [3].

При проведении уроков математики элементы кейс-технологии используются на различных этапах урока. Рассмотрим их применение на примере урока по математике в 6 классе. Тема урока «Проценты». Тип урока –урок методологической направленности.

На этапе формирования проблемной ситуации по данной теме используются ситуации из жизни, где практически применяются проценты. Преподаватель проводит устный опрос по пониманию содержания кейса, но на данном этапе кейс не обсуждается. Далее формируются микрогруппы (4–5 человек). В группах проходит обсуждение вопросов к кейсу, нахимовцы исследуют представленную историю в документах и вырабатывается решение. Каждая группа готовит небольшое выступление, предлагая варианты решения с аргументированной точкой зрения. На последующих этапах работы с кейсом проводится общая дискуссия и обсуждение полученных решений. В заключении подводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом, определяется самый рациональный способ решения, выполняется тестовая разноуровневая работа. Нахимовцы делают выводы о важности знания процентов в военно-морском деле (кораблестроение, оптимизация и автоматизации производства, тыловое обеспечение, банковские операции).

Также кейс-технологии можно использовать на бинарных уроках. Интегрированный урок по алгебре и физике 7 класс по теме: «Расчет пути и времени движения». Создаются две мозаичные группы: математики, физики. Кейсы предоставляются обучающимся непосредственно на занятии, нахимовцы изучают материал и заполняют рабочие листы. Сформированные группы имеют возможность, ознакомившись с представленными материалами, провести их обсуждение и получить консультацию преподавателя. При этом применяется компетентноориентированное обучение и элементы информационно-коммуникационных технологий.

На следующем этапе нахимовцы группируются в малые группы из 4 человек (2 физика, 2математика) и знакомят с изученным материалом друг друга. Ищут решение поставленной проблемы, объясняют непонятные моменты. Результаты работы оформляют в виде проекта (таблица, блок-схема). Оценку результата своей деятельности нахимовцы получают в ходе защиты своего продукта.

Заключение.

Слова К. Д. Ушинского и по сей день не потеряли своей актуальности: «Учитель живет до тех пор, пока он учится: как только он перестает учиться, в нём умирает учитель». Кейс — метод открывает возможность подходить к обучению творчески не только преподавателю, но и обучающемуся.

Обучающийся не просто получает знания, но развивает теоретическое мышление. Он обретает способность усваивать способы познания. А это и есть конечная цель обучения. На первый план выступают учебные задачи. Через их решение нахимовцы усваивают общие способы умственной деятельности. Таким образом, формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, умеющая самостоятельно принимать решение, проводить грамотный анализ, происходящей ситуации. У обучающихся формируется высокая мотивация к учёбе, развиваются личностные качества военно-морского офицера, формируется понимание сущности и социальной значимости будущей профессии офицера, проявление к ней устойчивого интереса.

Литература:

  1. https://studfiles.net/preview/2383541/page:28/.
  2. Анализ современного урока. — М, 2001. Гузеев, В. В. Проектирование и анализ урока / В. В. Гузеев // Директор школы. — 2005. — № 7.
  3. http://phscs.ru/physics1/aggregation-state Газовые законы.
  4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е. С.; Бухаркина М. Ю. — 2-е изд., стер. — М: Академия, 2008. — 368
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. — 256 с.
  6. https://multiurok.ru/ Кейсы на уроках технологии.
  7. https://infourok.ru/ Методические рекомендации по работе с кейсами
Основные термины (генерируются автоматически): кейс, нахимовец, образовательный процесс, обучающийся, решение, военно-морской офицер, группа, обсуждение, обучение, проблемная ситуация.


Задать вопрос