Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 07.05.2019

Статья просмотрена: 3367 раз

Библиографическое описание:

Богачева, Д. М. Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках / Д. М. Богачева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15065/ (дата обращения: 21.11.2024).



Современный образовательный процесс — это не передача знаний от учителя к ученику, а формирование у учащихся навыков получать и систематизировать знания самостоятельно, логически мыслить, анализировать свою деятельность. Научить человека учиться — главная цель современного педагога. Одним из способов достижения этой цели является организация на уроках рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio, что в переводе означает «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Данный этап урока важен как для учащихся, так и для учителя. Рефлексия позволяет учащимся оценить свое состояние, свои эмоции, систематизировать полученные знания и навыки, проанализировать результаты своей деятельности. Учителю этот этап урока помогает контролировать образовательный процесс: дает понять, что учащиеся усвоили, а что требуется повторить, что вызывает интерес, а что вызывает апатию.

В зависимости от функций выделяют три вида рефлексии:

− рефлексия настроения и эмоционального состояния;

− рефлексия деятельности;

− рефлексия содержания учебного материала.

Первый вид рефлексии оценивает настроение, эмоциональное отношение («понравилось», «не понравилось», «скучно», «интересно»). Этот тип позволяет учителю в начале урока определить настрой класса на работу, а в конце урока понять, вызвала ли тема интерес, была ли сложной для восприятия.

Второй вид — рефлексия деятельности помогает учащимся оценить свою работу на уроке, проанализировать, что получилось, а что требует доработки. В этом случае в рефлексивную анкету можно включить такие вопросы, как «Активно ли работал на уроке?», «Доволен ли своей работой на уроке?», «Все сделал правильно или допускал ошибки?».

Рефлексия содержания учебного материала помогает учащимся систематизировать полученные знания и навыки, проанализировать пройденное. Для организации этого типа рефлексии учащимся можно предложить дополнить фразы «На уроке я узнал…», «На уроке я научился…», «Самым трудным заданием было…» или ответить на вопросы «Понятным/интересным/полезным ли был материал урока?» [1].

С развитием информационных технологий стало возможным организовать рефлексию в электронном виде, что позволяет учителю быстро и эффективно, выяснить отношение учащихся к изученному материалу и к уроку в целом. Для разработки рефлексивных анкет могут быть использованы сервисы Survio и Proprofs.

СервисSurvio — универсальный инструмент для разработки онлайн-анкет. Русскоязычный интерфейс, возможность выбора оформления, разнообразие типов вопросов, бесплатная версия — главные преимущества этого сервиса.

Эта программа позволяет выбрать опрос из существующих или создать самостоятельно.

  1. Для общего оформления анкеты можно выбрать один из 21 вариантов фона, а для вопроса и вариантов ответа предусмотрено 24 различных цветовых схемы.
  2. В бесплатной версии программы предусмотрены различные типы вопросов: с выбором одного/нескольких ответов и возможностью добавить свой ответ, ввод текстового ответа, выбор одного или нескольких изображений, звездный рейтинг, семантический дифференциал, распределительная шкала, ранжирование, одновариантная и многовариантная матрицы, также есть возможность добавить текст между вопросами. Примеры использования различных видов вопросов в рефлексии учащихся представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1.Выбор одного или нескольких изображений (1), звездный рейтинг (2), семантический дифференциал (3), многовариантная матрица (5)

Рис. 2. Ранжирование (4) и одновариантная матрица (6)

  1. При создании анкеты можно выбрать различные настройки, что позволяет сделать рефлексию еще удобнее. Для каждого из вопросов есть возможность добавить к нему изображение или видео и определить, обязательным для ответа он будет или нет. В вопросах с выбором одного или нескольких вариантов ответы можно расположить в строку, столбец или сделать выпадающий список (с выбором одного ответа), добавить ответ «Другой» для ввода собственного ответа респондентом. Тип вопроса «Распределительная шкала» позволяет выбрать единицы измерения и их количество для распределения между вариантами ответов, например, распределить баллы за контрольную работу (10 баллов) между заданиями в зависимости от сложности. Распределение возможно только без остатка. Одновариантная и многовариантная матрицы позволяют не только выбирать ответ из предложенных, но и вводить собственные.
  2. Преимущество цифровых инструментов в том, что результаты опросов обрабатываются автоматически. В бесплатной версии Survio можно просмотреть только 100 ответов за месяц. Для каждого вопроса приводится количественная и процентная статистика, строится диаграмма, есть возможность посмотреть ответы каждого респондента, а также отсортировать общие результаты по ответам, дате и времени.

В данной статье описаны возможности версии Free сервиса Survio, доступные любому пользователю, активация Премиум услуг расширяет возможности сервиса. Платная подписка увеличивает количество обрабатываемых в месяц ответов, позволяет настроить логику (ветвление), то есть разные пути опроса для респондентов, которые дали разные ответы на вопросы.

Proprofsбесплатный сервис с интерфейсом на английском языке для создания электронных пособий, опросов, викторин и флэш-карточек. Для организации рефлексии учащихся в Proprofs используются те же виды вопросов, что и в Survio, кроме семантического дифференциала и распределительной шкалы.

Отличия Proprofs от Survio заключаются в следующем. В Proprofs больше возможностей для оформления анкеты и форматирования текста вопросов и ответов. Этот сервис позволяет в качестве вопросов и вариантов ответа использовать изображения. К любому вопросу можно попросить респондента оставить свой комментарий. В вопросах с выбором нескольких вариантов можно ограничить количество вариантов, которые могут быть выбраны. В вопросе типа «рейтинговая шкала» возможно использование не только звезд, но и смайлов, сердец, а также своих изображений или своего текста. В отличие от предыдущего сервиса в Proprofs существует тип вопроса «Кнопка», где в качестве ответов используются кнопки со словами «Да» или «Нет», смайлами, своими изображениями или своим текстом. В вопросах с одним ответом существует возможность организовать ветвление, то есть в зависимости от ответа респондента перевести его на другую страницу с вопросами.

Результаты опросов в данном сервисе обрабатываются автоматически. В бесплатной версии Survio можно просмотреть только 100 ответов за месяц. Для каждого вопроса приводится количественная и процентная статистика, есть возможность посмотреть ответы каждого респондента, сортировка возможна только по дате.

Таким образом, цифровые инструментыпозволяют учителю и ученику быстро и объективно определить, какие задания вызывают затруднения, а какие решаются с легкостью, выяснить, что на уроке, по мнению учеников, интересно и понятно, а что скучно и трудно. Рефлексия в электронном виде помогает учителям без лишних временных затрат переориентировать процесс обучения так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Литература:

  1. О. А. Беляева. Учебно-методическое пособие: Методы организации рефлексии. — Минск: РИПО, 2017. — 42 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ответ, бесплатная версия, многовариантная матрица, рефлексия, семантический дифференциал, звездный рейтинг, процентная статистика, распределительная шкала, учебный материал, электронный вид.

Похожие статьи

Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников

Использование кейс-технологий на уроках физики и математики

Использование информационных технологий в учебном процессе

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Похожие статьи

Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование тренинговых технологий на уроках русского языка

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников

Использование кейс-технологий на уроках физики и математики

Использование информационных технологий в учебном процессе

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике