Цифровые технологии формирующего оценивания как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Азанова, А. Е. Цифровые технологии формирующего оценивания как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся / А. Е. Азанова, А. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15754/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: формирующее оценивание, компьютерные технологии, сервис, Plickers, ClassFlow, обратная связь, портфолио.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Введение

Современные стандарты предъявляют к процессу обучения новые требования, главное отличие стандартов второго поколения — это ориентированность на результат обучения.

В соответствии с этим знания детям нужно предъявлять в виде нестандартных текстов, подлежащих дальнейшему исследованию, чтобы ученик в ходе учения изменил себя, приобрел новые знания, умения, способности — что является результатом его учебной деятельности.

На сегодняшний день существует множество возможностей, которые могут помочь учителю в планировании и оценивании его работы. Они позволяют мгновенно получить обратную связь от учеников и адаптировать свою работу в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся. А многообразие платформ и приложений, названия которых все чаще встречаются в российском образовании, отвечают многим требованиям педагогов.

Раньше основной функцией оценивания было определение уровня усвоения полученных знаний учеником. В рамках новой парадигмы образовательных стандартов цель оценивания — стимулировать учение. Следовательно, перед учителем стоит задача поиска такой формы оценивания достижений, которая бы способствовала повышению учебной мотивации, индивидуализации учебного процесса и развивала самостоятельность в обучении. Для этого используется понятие формирующего оценивания, под которым понимается оценивание в процессе обучения, а также анализ знаний, умений, ценностных установок, оценки и поведения учащегося; устанавливается обратная связь учитель — ученик. [1]

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. [2] Его цель — отслеживание прогресса, диагностика и корректировка в процесс обучения. При включении его в свои уроки учитель сможет увидеть, какая часть материала уже усвоена, а с какой все ещё возникают трудности, и сами ученики смогут видеть свой прогресс и то, над чем ещё стоит поработать.

Получается, что анализ урока все более и более должен приобретать диагностирующий характер, т. е. строиться таким образом, чтобы не только выявлять факт рассогласования (если он есть) между программными требованиями к уровню подготовки школьников и действительным положением дел, но и устанавливать по возможности причины обнаруживающихся пробелов. [3] С такими требованиями помогают справляться формы оценивания с использованием электронных ресурсов, которые позволяют хранить в себе полученные данные и простраивать по ним аналитику. Мы бы хотели рассмотреть несколько из них, а именно Quizizz, Plickers и Classflow.

Сервис Quizizz

Quizizz- один из распространенных сервисов для создания опросов и викторин, который эффективно используется учителями для оценки качества эффективности урока.

Учитель создает тест (как правило, это задания с множественным выбором) по нужному материалу на своём компьютере, а учащиеся отвечают на эти вопросы со своих устройств (телефон, планшет, компьютер). Для того, чтобы начать работу, учащимся необходимо зайти на сайт и присоединиться к опросу, введя указанный учителем код. Все ученики получают доступ к тесту с одинаковым набором вопросом, но последовательность этих заданий может варьироваться. Безусловным преимуществом этого сервиса является возможность работы с тестовыми вопросами в своем темпе, а также то, что ответы ученика видит только он сам на экране своего носителя. За правильные ответы ученику начисляются баллы. Учитель тоже имеет право видеть процесс и результат индивидуальной работы каждого ученика точно так же, как и работу всего класса. Функция, которая позволяет увидеть допущенные учениками ошибки, очень важна. Она позволяет учителю акцентировать внимание на проблемных местах и проработать их.

Приложение Plickers

Plickers — один из наиболее удобных инструментов для молниеносной обратной связи. Все, что необходимо сделать ученику, это правильно показать карточку с QR-кодом, а учителю сканировать коды с помощью своего телефона.

До начала работы учителю необходимо зарегистрироваться на сайте и скачать приложение на свой мобильный телефон. На сайте создать классы и тесты (вопросы на множественный выбор), распечатать карточки с QR-кодами. Далее учитель назначает классу нужный тест и раздает пронумерованные карточки, номер карточки соответствует номеру ученика в списке класса. При появлении вопроса на экране, учащиеся поднимают карточку нужной стороной (A, B, C, D) вверх, а учитель сканирует карточки камерой своего телефона, на экране которого показаны ответы учеников: зеленые — правильные, красные — ошибочные. Учитель может показать правильный ответ, нажав на кнопку своего телефона. Результаты сохраняются в базу данных и доступны на сайте и телефоне для мгновенного анализа. После сканирования учитель видит полную статистику по каждому ученику, что позволяет грамотно проектировать следующий урок. Сервис позволяет распечатывать данные тестов по классам с указанием процента за тест каждого ученика.

Сервис ClassFlow

ClassFlow — это уникальный многофункциональный облачный сервис, который объединяет в себе несколько функций: интерактивная доска, конструктор интерактивных уроков, конструктор тестов, опросов, дидактических игр и цифровое портфолио ученика, где учитель отмечает индивидуальные достижения каждого ребенка, стимулируя достижения положительных результатов. Данный сервис обеспечивает обратную связь с классом как для тестирования, так и для совместной деятельности во время уроков. Учитель оперативно получает результаты выполнения учениками любых учебных заданий, учащиеся могут увидеть на интерактивной доске свои совместные проекты, выполненные на уроке. Данный сервис дает возможность выполнять задания в своем индивидуальном темпе. Начинаем работу с создания аккаунта и классов на платформе, после чего у учителя появляется возможность отслеживать активность учеников на платформе. Код класса необходимо раздать ученикам, чтобы они могли выполнять любые задания учителя, в том числе и индивидуальные. Имея результаты рефлексии прошлого урока, учитель может проектировать новый, составляя индивидуальные задания для учеников. Для организации моментального опроса на уроке, учитель имеет несколько инструментов: текст, выбор ответа, число, да-нет, фиксация на шкале своего ответа. Для рефлексии урока можно ознакомиться с мнением учащихся, результаты данного опроса могут быть представлены в виде диаграммы.

Выводы

Как видим, применение современных цифровых технологий возможно на разных этапах урока, а именно: актуализации знаний, объяснении нового материала, первичном закреплении знаний, обобщении, систематизации и контроле знаний, а также является необходимым условием для оценки эффективности современного урока.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает учителю новые возможности в преподавании своего предмета, а ученикам дает возможность участия в создании элементов урока, что активизируют познавательную деятельность, развивает творческие способности обучающихся, способствуют совершенствованию практических умений и навыков. Цифровые технологии формирующего оценивания позволяют учителю оценить текущее состояние обученности и обозначить пути дальнейшего развития ученика, поскольку цель формирующего оценивания — личный прогресс ребенка в обучении.

Литература:

  1. Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. - Narva: TartuUlikool, 2012. — 48 c.
  2. Пинская М. А. Оценивание для обучения: Практическое руководство. — Москва, 2009. — 32 с.
  3. Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — Москва, 2011. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, формирующее оценивание, ученик, обратная связь, процесс обучения, сервис, задание, интерактивная доска, класс, множественный выбор.

Похожие статьи

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

LearningАpps как современное средство оценивания результатов обучения на уроках технологии

В статье рассматривается современное средство оценивания результатов обучения на уроках технологии — LeaningApps Использование данного средства способствует более эффективной и творческой оценке результатов обучения.

Проект оценки контроля качества языковой онлайн-школы

В статье автор рассматривает проект оценки качества обучения в языковой онлайн-школе.

Методы дистанционного обучения

В этой статье обсуждаются методы и способы развития образования в цифровом пространстве, тенденция отношения к дистанционному обучению как к новому поколению, смешение целей и средств дистанционного обучения и создание эффективных механизмов обеспече...

Актуальность использования облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя

В работе рассматривается история развития облачных технологий, актуальность их использования в разработке электронного портфолио преподавателя и преимущества данной сферы реализации электронного портфолио. Приведены результаты и анализ опроса по теме...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Использование метода картирования потока создания ценности в проектном менеджменте. Опыт и перспективы

В статье анализируется опыт и потенциал использования метода картирования потока создания ценности в проектном менеджменте.

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

CBIS в контексте ее использования и удовлетворенности клиентов

Информационные системы — это изучение технологий, организаций и людей. Корпоративная компьютерная информационная система (CBIS) — это тип технологии, где люди могут покупать и продавать свои товары онлайн, поэтому она является частью онлайн-бизнес-пр...

Похожие статьи

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

LearningАpps как современное средство оценивания результатов обучения на уроках технологии

В статье рассматривается современное средство оценивания результатов обучения на уроках технологии — LeaningApps Использование данного средства способствует более эффективной и творческой оценке результатов обучения.

Проект оценки контроля качества языковой онлайн-школы

В статье автор рассматривает проект оценки качества обучения в языковой онлайн-школе.

Методы дистанционного обучения

В этой статье обсуждаются методы и способы развития образования в цифровом пространстве, тенденция отношения к дистанционному обучению как к новому поколению, смешение целей и средств дистанционного обучения и создание эффективных механизмов обеспече...

Актуальность использования облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя

В работе рассматривается история развития облачных технологий, актуальность их использования в разработке электронного портфолио преподавателя и преимущества данной сферы реализации электронного портфолио. Приведены результаты и анализ опроса по теме...

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Использование метода картирования потока создания ценности в проектном менеджменте. Опыт и перспективы

В статье анализируется опыт и потенциал использования метода картирования потока создания ценности в проектном менеджменте.

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

CBIS в контексте ее использования и удовлетворенности клиентов

Информационные системы — это изучение технологий, организаций и людей. Корпоративная компьютерная информационная система (CBIS) — это тип технологии, где люди могут покупать и продавать свои товары онлайн, поэтому она является частью онлайн-бизнес-пр...