Цифровые технологии в практике учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 3312 раз

Библиографическое описание:

Преловская, М. А. Цифровые технологии в практике учителя / М. А. Преловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 637-639. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71272/ (дата обращения: 16.12.2024).



С введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) радикально меняется содержание начального образования, его цели и вместе с этим его технологии. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить эффективному использованию его учащимися.

Цифровое пространство — это не просто школа, которая наполнена проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.

Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и наполнить урок интересными и запоминающимся материалами для учащихся. Уроки с мультимедийной поддержкой позволяют учителю максимально эффективно вовлекать ребенка в учебно-познавательный процесс, вовремя переключать его внимание.

Использование цифровых технологий входе уроков иво внеурочной деятельности:

  1. повышает уровень обучения
  2. формирует функционально грамотную личность
  3. подготавливает детей к самостоятельному решению возникающих проблем
  4. позволяет раскрыть свои возможности и способности
  5. развивает творческую и познавательную активность детей
  6. дает возможность реализовывать ребёнку свои лучшие личностные качества
  7. позволяет создать благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность

Информационные технологии позволяют перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, активизировать их познавательную деятельность, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить эффективность урока.

Обучение в современном мире требует от учащихся умения ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, а также овладевать практическими способами работы с информацией. Информационные технологии развивают умения учащихся, позволяют обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

К современному уроку в начальной школе предъявляются новые требования в соответствии с ФГОС. Одной из ключевых особенностей стандарта нового поколения является научить ребенка учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые сегодня формируют фундаментальное ядро образования. Для этого необходимо, чтобы ученик умел обращать внимание на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Сегодня обязательным условием создания развивающей среды для наиболее успешного усвоения знаний на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия может быть направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Учащиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важным требованием становится формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Концептуальной идеей построения технологии обучения является идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2. рефлексия деятельности;
  3. рефлексия содержания учебного материала.

Для проведения оценки своей активности на уроке, выявления полезности и интересности форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого вид рефлексии — рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Для этого можно использовать цифровые технологии. Одним из примеров проведения опроса сразу большого количества учащихся является Plickers (пликерс). Это приложение позволяет мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Для организации такой работы учитель использует планшет или телефон для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху.

Plickers1

C:\Users\1class\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\cac67f74-0639-4517-8d12-6ebd21a9d33b.png

С помощью мобильного приложения учитель сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.

Карточка у каждого ученика своя. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы. Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь.

img52

Как еще можно использовать PLICKERS?

  1. Фронтальный опрос вконце урока.

Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.

  1. Фронтальный опрос вначале урока по предыдущему уроку и/или урокам.

Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.

  1. Проведение тестов / проверочных работ.

При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.

  1. Анализ работы учителя вдинамике.

Результаты можно и нужно показывать администрации, которая может контролировать процесс усвоения знаний учащимися. Plickers позволяют реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока.

Самое главное в этом всём — начать. Использование Plickers на уроке позволяет учителю упростить и улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение — своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от традиционных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы. Самое главное, что Plickers — это очень простая технология, и которую любой учитель может начать применять без проблем.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебная деятельность, учащийся, PLICKERS, мобильное приложение, ребенок, рефлексия содержания, учебный материал, учитель, фронтальный опрос.


Задать вопрос