На современном этапе развития общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.
Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать и оценивать, рационализировать технику.
Решение этих проблем зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности системы преподавания общеобразовательной дисциплины “Инженерная графика”.
Применение инновационных технологий в “Инженерной графике” позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ГОС СПС, современными требованиями производства и требованием выбранной специальности. [1]
В учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения, такие как лекции. Лекция выступает в качестве основного звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами.
Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из них заключается в том, что за счет лекции восприятие изучаемого материала становится менее интересным. [2]
Вместе с тем последние достижения техники приносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационно-коммуникационных технологий.
Всяческие игровые приставки, DVD-плееры, мультимедийные плееры, мобильные телефоны, и т. п. — все это играет на сегодняшний день значительную роль в жизни учащихся. В результате преподаватели стали понимать, что для большей заинтересованности молодежи в учебный процесс и для улучшения обучения необходимо использовать эти технологии в применении к учебному процессу.
В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать, изменить систему образования в лучшую сторону на основе широкого использования технологий коммуникативных и информативных, которые сегодня предлагают новые перспективы и возможности для обучения. Информатизация образования сравнивается с пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные продукты. В настоящее время рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов широкий и разнообразный.
Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования нужно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент покажет себя как субъект учебной деятельности.
Формирование информационно-технологических знаний и умений на уроках “Инженерной графики” способствует использованию в процессе обучения мультимедийных инструментальных систем.
Мультимедийная технология представляет возможность синкретического обучения, т. е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала.
Эти системы позволяют воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства различной природы и выразительности.
Таким образом, создание электронного обучающего мультимедийного ресурса в “Инженерной графике” значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования.
Улучшению графической подготовки студентов в технических вузах способствуют проводимые исследования в области педагогических и компьютерных технологий, а также их системное и эффективное использование на занятиях.
Необходимость внедрения в сферу образования различных современных образовательных технологий, в частности компьютерных технологий, способствует более активному управлению учебно-познавательной деятельностью студентов. Методы обучения можно подразделить на методы преподавания, методы учения и методы контроля. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе и позволяет оценивать, стимулировать, развивать, обучать, диагностировать и воспитывать. Компьютер является неотъемлемой частью обучения студентов.
При изучении курса инженерной графики рассматриваются различные виды конструкторской документации, изучаются правила составления и оформления чертежей некоторых соединений и деталей в соответствии с действующими стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Целью данной работы является освоение способов построения сборочных чертежей и составление спецификации с применением знаний единой системы конструкторской документации, приобретение навыков пользования справочно-технической литературой. [3]
Поиск новых форм и методик организации учебного процесса способствовал разработке альбома заданий для выполнения сборочных чертежей. Варианты заданий выполнены с помощью графической системы Компас 3D, AutoCAD, Paint3D, Microsoft Visio, Lego Digital Designer и другие. Альбом содержит изображения аксонометрических проекций сборочных единиц, отдельные изображения всех входящих в ее состав оригинальных деталей. Дидактический материал, базирующийся на теоретических аспектах, направлен на получение знаний, умений и навыков для освоения способов построения сборочных чертежей с применением знаний конструкторской базы резьбовых изделий и соединений. Учитывая уровень теоретической подготовки студентов и ограниченный объем учебного времени, предусмотренный для выполнения студентами графической работы по теме «Сборочный чертеж», важным является разработка методики и алгоритма выполнения графической работы.
Цель первого практического занятия сбор и анализ информации по результатам исследования графического задания, обсуждение полученной информации (наименование графического задания, его содержание, методические указания к его выполнению, требования к оформлению графической работы).
При этом возможно индивидуальное и групповое участие в учебном процессе.
Для перехода от одного этапа работы к другому применяются визуальные средства:
– схема процесса создания сборочного чертежа;
– изображение аксонометрической проекции сборочной единицы с четвертным вырезом;
– выполненные надписи, поясняющие наименования составных частей сборочной единицы;
– указание параметров стандартных изделий и соответствующие им номера стандартов.
Студентам необходимо проанализировать чертежи, сравнить и выбрать нужные стандартные изделия, провести компоновку сборочного чертежа стандартными резьбовыми изделиями (деталями), входящими в сборочную единицу. [4]
По всему вышесказанному можно сделал вывод: необходимо внедрять мультимедийные технологии в такую общеобразовательную дисциплину как «Инженерная графика» для более лучшего восприятия материала и умения применять современные технологии компьютеризации в тех или иных видах черчения.
Литература:
- Пуйческу Ф. И. Инженерная графика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ф. И. Пуйческу, С. Н. Муравьев, Н. А. Чванова. — 4-е изд., стен. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
- Чекмарев А. А. Инженерная графика: учебное пособие / А. А. Чекмарев, В. К. Осипов. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016–434с.: ил. — (Среднее профессиональное образование).
- Гречишникова И. В., Мезенева Г. В. Инженерная графика: учеб. Пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. — 231 с.
- Аверин В. Н. Компьютерная инженерная графика: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Н. Аверин. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.