Известно, что основной государственный экзамен (ОГЭ) — основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. С 2014 года согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация для учащихся 9 классов является обязательной. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс или поступления в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Выпускники 9 классов общеобразовательных школ сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по предметам по добровольному выбору.
Экзаменационная работа разделена на 2 части, задания имеют сплошную нумерацию, включают тесты и задания повышенной сложности.
Подготовка к ОГЭ — это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависят результаты учащихся. От оценок учащихся зависит также авторитет учителя, подготовившего учеников к экзаменам.
Цель настоящей работы заключалась в поиске способов подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ, особенно заданий повышенной сложности, т. к. задания № 20–22 часто вызывают у учащихся затруднения.
С этой целью решались следующие задачи: развивать и совершенствовать навыки по решению расчетных химических задач и выполнению практических заданий по темам общей химии, в том числе правильного использования метода электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях; развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся; совершенствовать навыки по выполнению химического эксперимента, научить школьников проводить качественные реакции; развивать умения использовать информационные технологии при подготовке к экзамену.
Как показал анализ выполнения заданий ОГЭ более ранних лет, учащимся особенно сложно решать задания и расчетные задачи по темам: «способы выражения концентрации растворов», «окислительно-восстановительные реакции», «основы неорганической химии», которым следует уделить больше времени и внимания. Решение заданий 20–22 требует не просто механического ответа на вопросы теста, но обдуманного подхода, включающего творческие способности учащихся при выполнении заданий.
Выполнение достаточно теоретически сложных заданий 20 и 21 предполагает использование известных алгоритмов для решения данных заданий. Задание 22 является практико-ориентированным и предполагает проверку умений планировать эксперимент; описывать признаки протекания химических реакций; составлять молекулярные и сокращённые ионные уравнение этих реакций, уметь писать цепочки превращений из перечисленных в задании химических веществ и воды. Становится понятным, что для решения такого типа задания необходимы практические навыки и умения выполнять химический эксперимент и уметь описывать его результаты.
В задании № 20 ученики часто путают окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления; неправильно определяют степени окисления элементов в составе сложных соединений; допускают ошибки при составлении электронного баланса.
В задании № 21 учащиеся иногда путают названия кислотных остатков (сульфат с сульфитом), в итоге уравнение реакции составляется неправильно; путают единицы измерения величин; неверно вычисляют молярные массы, забывают уравнивать химические реакции и т. д.
В задании № 22 ученики неверно составляют уравнения химических реакций либо составляют, но не уравнивают; не записывают признаки химических реакций либо записывают неправильно и теряют баллы; не составляют схему превращений, которая должна быть оформлена в виде отдельной записи.
Безусловно, подготовить к выполнению заданий ОГЭ за полгода невозможно. Подготовка должна осуществляться на протяжении всего процесса обучения химии, особенно в 9 классе.
Глубокие знания предмета невозможны без интереса к данной области знаний, без внутренней мотивации к такому изучению. Отсюда для учителя становится важным выявить высокомотивированных учеников, формировать и развивать интерес к своему предмету.
Способы формирования такого интереса могут быть разные, в частности, внеклассные мероприятия на предметной неделе, участие в олимпиадах разного уровня, проектная деятельность учащихся, обязательное выполнение химических экспериментов, включая занимательные опыты по химии. Также презентация возможностей химической науки для использования ее достижений в обычной жизни: при покупке моющих средств, лекарств, строительных материалов, косметики и т. д. Для организации самостоятельной работы учеников можно использовать электронные пособия и ресурсы Интернета.
При работе с первою частью ОГЭ — тестами можно использовать такую форму работы, как тесты с подробными комментариями ответа. Такую работу можно организовать в группах из 5–6 человек. Учитель при этом может выступить в качестве консультанта.
Особое внимание следует уделить заданиям повышенной сложности с учетом практической направленности части данных заданий: организовать выполнение учебных экспериментов в соответствии с поставленными вопросами в заданиях 20–22.
Работа с использованием вышеуказанных рекомендаций была проведена с учащимися ряда школ г. Уфы РБ.
Как показали результаты, использование вышеуказанных подходов к подготовке
учащихся к ОГЭ способствует повышению успеваемости по предмету, баллов по пробным вариантам ОГЭ в течение года, приводит к развитию самостоятельности учащихся (умению находить в интернете необходимые видео и фотоматериалы), и особенно развитию экспериментальных навыков. Учащиеся уже не боятся заданий повышенной сложности и правильно распределяют свое время в зависимости от сложности заданий.
Таким образом, предложенная методика может быть использована и для подготовки учащихся для успешного выполнения задания ОГЭ, и для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Литература:
- Бочарникова Р. А. Учимся решать задачи по химии (8–11 классы). Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Френкель Е. Н. Как решать задачи по химии? М.: Первое сентября, 2010, № 32.