Библиографическое описание:

Токарев А. А., Федорова Г. А. Университет экологических знаний [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/12910/ (дата обращения: 11.12.2017).



В исследовании представлено понятие «Университета экологических знаний» как одной из форм дополнительного образования в области экологии, рассмотрены различные формы организации университетов, их целевая направленность и приобретение детьми первого естественнонаучного опыта.

Ключевые слова: университет экологических знаний, дополнительное образование, образовательный комплекс, учебный процесс

Университет экологических знаний представляет собой систему самостоятельных образовательных комплексов [1]. Объединяющим началом системы образовательных комплексов является изучение предметов естественнонаучного цикла, таких как ботаника, зоология, экология, этология, природоведение, фенология, этология.

В рамках занятий в детских университетах экологических знаний, ребенок приобретает первый опыт естественнонаучной деятельности.

Целью Университета экологических знаний является способствование развитию экологической и естественнонаучной компетентностей обучающихся посредством включения их в творческую, образовательную, научно-исследовательскую деятельность.

Детские университеты экологических знаний, как правило, формируются при учреждениях дополнительного образования, Домах Детского и Юношеского Творчества, муниципальных культурных комплексах образовательной направленности.

Следует отметить, что Детские университеты экологических знаний обладают обширной материальной базой и наглядными пособиями. При университетах экологических знаний могут функционировать небольшие детские зоопарки, ботанические сады, живые уголки. Несомненно, посещение зоопарков и ботанических садов является эффективным способом реализации экологического образования школьников. В ходе подобных мероприятий ребенок не только знакомится с многообразием животного и растительного мира, но и видит роль человека в природе, учится бережному отношению ко всему живому.

К основным направлениям, реализуемым в образовательных программах и проектах Детского университета экологических знаний можно причислить теоретическую экологию, полевую или натуралистическую экологию, учебно-исследовательскую деятельность, природоохранную деятельность.

Деятельность университетов экологических знаний направлена на индивидуальное развитие личности, выработку навыка самостоятельной ориентации в информационных полях, формирование у детей умения ставить и решать задачи, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

Детский университет экологических знаний при КОГОБУ ДО «Дворец творчества — Мемориал» (г. Киров) представляет собой систему самостоятельных различных по сложности образовательных комплексов, рассчитанных на детей разных возрастных категорий [2].

  1. Клуб «Азбука природы»
  2. Объединение на базе компьютерного класса «Экология и компьютер»
  3. Естественнонаучная школа
  4. Очно-заочная экологическая школа с элементами дистанционного обучения
  5. Проект экологического просвещения и воспитания «От творчества — к осознанию» (массовые экологические мероприятия: конкурсы, фестивали).

Учебный процесс организован как в виде классических учебных занятий (изучение тем, включённых в программу, методик исследования, правил фиксирования данных наблюдений, правил оформления собранных материалов, знакомство с требованиями к защите работы, к созданию презентаций), так и в форме заданий исследовательского характера (проведение научных экспериментов, наблюдений, анкетирований, постановка опытов). Так же в процесс обучения включены полевые практики и летние исследовательские экспедиции. Последние формы организации учебного процесса прививают детям навыки обработки собранного материала, систематизации и обобщения информации.

Университет экологических знаний, находясь в поле дополнительного образования, позволяет применять индивидуальный подход к ребенку, выявляя в процессе обучения его способности, склонности к той или иной области экологии.

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются научно-практические конференции, в рамках которых дети делятся опытом и знаниями, представляют свои проекты.

Разнообразие творческих форм, объединённых в проекте экологического просвещения и воспитания «От творчества — к осознанию», предоставляют детям возможность погрузиться в удивительный мир природы, понять важность взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и объектов, почувствовать личную ответственность за всё живое [2].

Университет экологических знаний приучает детей к пониманию того, что экологическое знание — это не просто часть образовательного процесса, но повседневная деятельность по сохранению природы с чего и начинается успешное формирование экологической культуры человека.

Литература:

  1. Байкарова А. А. Мастер-класс для дошкольников старшей и подготовительной групп «Воздушный шар» // Дирекция природных территорий «Тропарево» и «Теплый Стан» ГПБУ «Мосприрода». — М., 2016.
  2. Балахничёва Л. Л., Бармина А. В., Денисова Н. И. Детский университет экологических знаний // Электронный ресурс [https://dvorecmemorial.ru/index.php/obyedineniya/estestvennonauchnaya-napravlennost/40-detskij-universitet-ekologicheskikh-znanij]. — 2017.
  3. Круглый стол для воспитателей и педагогов // Электронный ресурс [http://debcsagil.ucoz.ru/news/kruglyj_stol_dlja_vospitatelej_i_pedagogov/2016–03–30–224]. — 2016.
  4. Ригерт В. В. Особенности реализации экологического образования в системе дополнительного образования города Омска // Электронный ресурс [www.debcomsk.ru]. — 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): экологических знаний, Университет экологических знаний, университет экологических знаний, университетах экологических знаний, университеты экологических знаний, дополнительного образования, Детские университеты экологических, Детский университет экологических, Университета экологических знаний, университетов экологических знаний, университета экологических знаний, образовательных комплексов, реализации экологического образования, воспитания «От творчества, понятие «Университета экологических, детских университетах экологических, Электронный ресурс, экологического просвещения, систему самостоятельных, форм дополнительного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос