Автор: Сальникова Марина Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.06.2016

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Сальникова М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1543-1546.



Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени обучения и воспитания обучающихся.

В этой связи необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, знал природоохранное законодательство, умел применять их в повседневной жизни.

По мнению Л. А. Колывановой, Т. М. Носовой, важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит — экологической культуры [4].

Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого, в то время как экологическое мышление представляет собой глубокое понимание взаимовлияния человека и природы, формирование экологически ориентированного мировоззрения, культуры щадящего отношения к природе [1].

Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами права. Формирование экологической культуры происходит постепенно, начиная с обычного наблюдения за процессами и закономерностями в природе, обнаруживаются разрушительные тенденции. Возникающее эмоциональное сопереживание и внутренний протест приводят к необходимости действий по изменению ситуации — к экологическим акциям. Именно в них экологическое сознание и мышление приобретают конкретную практическую направленность, что проявляется в виде определенных поступков.

Считая экологические акции узловым моментом в формировании личности, не следует забывать и их общественный смысл. Создавая прецеденты небольшого улучшения ситуации (прецеденты) неравнодушия к экологической проблеме, в обществе побуждается необходимость заниматься этими вопросами в полном объеме и надолго. Позиция, о которой заявляет общественная акция — это позиция большой ответственности. Из нее вытекает потребность в некотором кодексе человека, определившего свою нравственную позицию как экологическое неравнодушие.

Очевидно, что работа по экологическому образованию и воспитанию молодежи в настоящее время относится к одной из важнейших задач любого учебного учреждения.

Для реализации этой задачи необходимо качественное обновление целей, принципов и содержания экологической подготовки, основные элементы которой были бы синтезированы вокруг общих и профессионально значимых знаний и умений, необходимых для решения конкретных практических задач в области охраны окружающей среды (Г. А. Иванов, Криксунов Е. А.; В. Я. Курамшин, Пасечник В. В.) [5].

Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:

– всеобщность и непрерывность;

– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;

– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;

– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;

– связь с требованиями практики;

– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;

– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [6].

Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели. Принципиальное значение придает модульному построению системы экологических знаний.

Первый модуль — базисный, основанный на синтезе экологических знаний высокой степени обобщения.

Объектом изучения является система «общество-природа» и протекающие в ней процессы. Внимание акцентируется на планетарном, глобальном характере воздействия общества на природную среду, на тех изменениях, которые вносятся обществом в природную среду, биосферу.

Второй модуль. На этом уровне изучаемый материал посвящается вопросам рационального природопользования и ориентируется на умение понимать экологическую ситуацию в конкретном регионе, принимать экологически взвешенные решения для улучшения положения, готовить будущего гражданина к бережному отношению к окружающему миру.

Третий модуль — прикладной, включает экологические знания профессионального характера. Знания этого уровня способствуют формированию ответственного отношения специалиста к трудовой деятельности. Выбор методов и средств экологического обучения определяется понятийным составом научных знаний и особенностями рассматриваемых во время занятий экологических проблем.

Система знаний, полученная в результате неформального обучения (использование средств массовой информации, чтение литературы, экскурсии на природу, посещение экомузеев, вечеров, выставок и участие в работе различных организаций по охране природы), позволяет заложить основу формирования экологически грамотной личности обучающихся [3]. При этом объектом изучения являются процессы глобально-планетарного характера, происходящие под влиянием общественного развития.

Экологически ответственное отношение человека к природе связано с восстановлением многих традиционных форм культуры, которым экологичность внутренне присуща, что нашло свое отражение в создании экологических объединений, клубов, общественных организаций.

Благородное стремление общественного движения и средств массовой информации пробудить интерес к экологической проблеме и подтолкнуть широкую общественность на практические действия по защите окружающей среды способствовали лишь осознанию грозящей экологической катастрофы. Но достижения науки в сфере экологии, деятельность правоведов по созданию природоохранных законов до сих пор остаются малоизвестными населению. Не став субъектами, осознающими свое место и роль в природе, граждане пребывают в неведении относительно своих прав и обязанностей в процессе природопользования и как, правило, не чувствуют непосредственной связи между состоянием природной среды и нравственным климатом в обществе. Нравственный аспект природопользования в результате оказался на периферии общественного сознания.

Отсюда становится очевидным необходимость использования методов формального обучения, предусматривающих формирование профессионально значимых знаний и умений в вопросах охраны окружающей среды и предупреждений вредного воздействия ее на человека. При этом широко используются имитационные и ролевые игры.

Имитационная игра делает попытку дать представление о сложном характере проблемы окружающей среды. Игровая ситуация в экологическом образовании может учитывать как широкий спектр самых различных факторов среды, так и ценности, интересы, поведенческие модели, стереотипы конкретных представлений общества (деятелей экономики и промышленности, ученых, представителей власти, жителей различных регионов), деятельность которых может служить как причиной возникновения экологических проблем, так и средством их разрешения.

Действительно, использование ролевых и имитационных игр в процессе обучения способствует углублению знаний, приобретаемых в рамках экологического образования, развивает активную позицию, способствует росту увлеченности и личной заинтересованности, что крайне необходимо, а также облегчает широкое внедрение междисциплинарности.

Исходя из понимания, что мегаэкология — это новый тип мышления и деятельности людей в области рационального природопользования и экологического программирования, то масштаб сложности экологического воспитания населения страны, трудности выбора его стратегии становятся очевидными. Для конструктивного решения глобальных проблем необходимо ввести «инновационное обучение», основанное на предвидении и активном участии людей в создании своего общества.

Экологическое образование школьников и профессиональная экологическая подготовка будущих специалистов, бесспорно, занимают важнейшее место и играют особую роль в процессе формирования экологического сознания и экологической культуры [2]. Специфика объекта экологии, подразумевающая рассмотрение явлений, одновременно включающих различные уровни организма материи, делает ее проблематику принципиально междисциплинарной. Реализация междисциплинарности возможна через курсы биоэкологии, геоэкологии, глобальной экологии, экологии человека, урбоэкологии, природопользования и т. п. Каждый из перечисленных курсов должен иметь свои содержательные особенности.

Таким образом, экологическое образование населения заключается в изучении окружающей среды, решении ее проблем, что определяет естественные жизненные проявления людей о ее органической необходимости.

Литература:

  1. Колесников С. И. Экология. Учебное пособие. Изд-во Академцентр. — Ростов-на-Дону, 2010.
  2. Колыванова Л. А., Носова Т. М. Социализация в процессе профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 54–57.
  3. Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. С. 1326–1331.
  4. Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. 2014. С. 98–104.
  5. Криксунов Е. А.; Пасечник В. В.; Экология 10 (11) класс. — М.; Дрофа, 2011.
  6. Макарова Л. П. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении. Издательство «Учитель», — Волгоград, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающей среды, экологического образования, экологического сознания, экологических знаний, экологической культуры, системы экологических знаний, охраны окружающей среды, Колыванова Л, значимых знаний, рационального природопользования, экологической проблеме, личности экологического сознания, природной среды, экологического воспитания населения, задачей экологического образования, профессиональной подготовки студентов, средств массовой информации, Ведущими принципами экологического, профессионального экологического образования, формирования экологического сознания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос