Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 06.02.2015

Статья просмотрена: 1281 раз

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах / А. А. Токарев, Г. В. Токарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/33/ (дата обращения: 25.04.2024).

Одним из специфических принципов экологического образования является принцип преемственности. Проблема преемственности была актуальной во все времена. Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что теоретические основы преемственности в экологическом образовании сложились под влиянием гуманистических идей передовых мыслителей, ученых разных эпох: В. И. Вернадского, Я. А. Коменского, М.Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж.Руссо, А. В. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, которые рассматривали природу на основании системного научного подхода, определили многогранность ее влияния на личность ребенка, необходимость использования природы, как средства формирования личности с раннего возраста.

Во 2-й половине XIX в. у истоков разработки организационных вопросов преемственности в области образования стояли прогрессивные педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозова, С. Т. Шацкий, совершивших попытку определить содержание и методы учебно-воспитательной работы детского сада и школы, в которой должное внимание уделяли вопросам изучения детьми природы и окружающего мира.

На протяжении ХХ в. учеными исследовались психолого-педагогические проблемы подготовки детей к школе, обучения их в школе, раскрылась сущность преемственности как педагогической категории, в том числе и в экологическом образовании (Б. Г. Иоганзен, И. Д. Зверев И. Т. Суравегина, С. В. Савина, О. В. Сухомлинский и др.).

Для каждого человека природа — это среда существования и источник всего необходимого для жизни. Человека нельзя отделить от природы так же, как и природу от человека. Они тесно связаны между собой. Насущной потребностью сегодняшнего дня является преодоление экологической безграмотности человечества, что повлекло кризисную экологическую ситуацию во всем мире и в нашей стране, в частности. Для того, чтобы улучшить положение, необходимо проводить экологические и природоохранные обучения и целенаправленное воспитание с подрастающим поколением. Сознательное и бережное отношение к природе, должна формироваться с детства — в семье, в детском саду, школе. Настало время, когда и педагоги, и воспитатели и родители осознали важность учить детей бережно относиться к природе, рационально использовать природные ресурсы, привлекать к социально-полезной природоохранной деятельности.

Первоосновы экологического мышления закладываются в семье, которая призвана привить детям систему экологических ценностей, норм поведения в природной среде.

Многие ученые исследовали влияние семейного уклада, воспитания детей в крестьянской семье, народных традиций на формирование экологического мышления у детей и установили, что отношения между родителями и детьми включают: обмен мыслями о событиях, происходящих ежедневно; рассказы о своих чувствах, обсуждения книг, газет, журналов, телевизионных передач; семейные визиты в краеведческие музеи, зоопарки, к историческим и культурным памятникам, а также взгляды народа на воспитание, исторически сложившиеся под влиянием национального состава семьи, исторических и географических условий, характера трудовой деятельности, быта, традиций, обычаев и обрядов [2].

В тесной взаимосвязи с семьей должен работать и детский сад. Его задача — через сказки, мифы, игры развивать способности детей, знакомить их с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на природную среду, благодаря чему у ребенка будет формироваться потребность в общении с природой.

Проблемы экологического воспитания дошкольников рассматриваются в ряде работ педагогов и психологов: Н. П. Волковой, А. Н. Степанова, М. И. Бауэра и др., которые установили, что расширение связей дошкольника с окружающей средой обогащает репродуктивное и произвольное воображение. В этом возрасте мышление становится образно-языковым, приобретает определенную самостоятельность: постепенно отделяется от практических действий, становится умственным действием, направленным на решение познавательных мыслительных задач [2].

В дошкольном возрасте дети получают первые понятия о причинно-следственных связях, общечеловеческих нормах морали, гуманном и ответственном отношении к окружающему миру, принципах равноправия любой жизни, которые позволяют избегать крайностей в освоении и использовании природных ресурсов. В указанный период закладываются основные качества личности ребенка, которые в школьные годы станут определяющими в его отношении к миру природы. На основе элементарных знаний делаются первые попытки обобщения представлений о процессах, происходящих в живой и неживой природе, сочетание отдельных явлений в неделимое целое. Сообщение этих знаний должно быть таким, замечает Н. В. Лысенко: «чтобы они путем наглядно-действенных средств иллюстрировали детям скрытые от непосредственного восприятия связи и зависимости в природе, функционирующие закономерности, имеющие своеобразные проявления».

Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе. Каждый из них имеет свою цель, задачу, соответствующую возрастным особенностям школьников методику. Главное — обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, оно должно учитывать возрастные особенности ребенка.

Начальная школа обеспечивает комплексное изучение природы и раскрытия ученикам ее многогранных аспектов: эстетического, санитарно-гигиенического, экологического, экономического. Дети должны понять также зависимость качества жизни и здоровья от состояния окружающей среды, стремиться улучшать его [3].

Ощущение красоты, понимание природы, сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик.

Из вышеизложенного можно сделать некоторые предварительные выводы по формированию у дошкольников и младших школьников экологического мышления и использованию возможные дидактических приемов, характерных для этого возрастного периода:

-          для того, чтобы ребенок более тонко анализировал качества объектов, педагог должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению, умению обобщать, группировать, классифицировать живые и неживые объекты;

-          экологическое образование должно идти от выявления и обоснования простых взаимосвязей в неживой и живой природе к моделированию элементарных взаимосвязей в природных сообществах и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности человека; от наиболее значимых для детей экологических проблем своей местности к более общим в масштабе района, области, государства, планеты;

-          в содержании экологического обучения дошкольников и младших школьников должны быть отражены региональные проблемы: защита неживой природы и почвы от загрязнения, разрушения, истощения; сохранение видов живых организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. На доступном уровне должны раскрываться и современные глобальные проблемы, которые позволят подвести детей к выводу о необходимости совместных усилий различных стран и народов, направленных на сохранение природных богатств;

-          в пределах возможностей понимания дошкольниками и младшими школьниками мир должен рассматриваться как некая целостность, согласно научных положений В. И. Вернадского [3].

Следовательно, основная задача экологического образования дошкольников и младших школьников — обеспечить становление личности ребенка, выявить его способности. На этом возрастном этапе обучение должно иметь интегрированный характер и давать первое общее представление о природе, обществе, человеке, их взаимодействии [2].

Использование опыта народной педагогики, изучение взглядов выдающихся педагогов позволяет с учетом национальных черт характера осуществлять воспитание нравственного отношения к природе начиная с раннего возраста. Если эта работа будет проводиться систематически и последовательно на всех этапах дошкольного детства, а затем продолжаться в школе, мы сможем в соответствии с интересами и наклонностями ребенка приобщить ее к осознанию богатства и разнообразия родной природы, воспитать этическое отношение к ней, научить отражать ее неповторимость в различных формах изобразительного искусства, музыке, хореографии, словесном творчестве а также приближаться к раскрытию ее тайн в фундаментальных научных исследованиях.

Воспитание нравственного отношения к природе — проблема, которая включает в себя несколько дискурсивных педагогических, психологических, культурологических, социальных, философских аспектов. Ее решение зависит от осмысления, прежде всего, достижений педагогической и психологической науки по данному вопросу, осуществления воспитания этического отношения к природе на основе гуманизма, духовности, бережного отношения ко всему живому, учета возрастных особенностей и личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей, и, конечно же, преемственности [5].

Итак, результатом непрерывности и преемственности в экологическом образовании является формирование экологического сознания дошкольников и младших школьников и относительно четкой и логически завершенной системы их взглядов и убеждений — стержневых оперативных единиц экологического мировоззрения, влияющих на формирование экологической культуры.

Заключение

Экологическое воспитание и образование заключаются в обучении детей основам экологических знаний, формировании нового взгляда на свою деятельность, которая должна находиться в полной гармонии с природой.

Научные исследования и опыт воспитания детей указывают на то, что воспитание позитивного отношения к природным объектам можно начинать уже с первых месяцев жизни. Ранний и дошкольный возраст является основным сенситивным периодом для приобретения знаний об основных закономерностях и зависимости в мире природы, воспитании положительного эмоционального отношения к природным объектам, любви, желания заботиться о них. Первые научные истины ребенок должен познавать в окружающей среде, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений.

Природа считается основным источником развития ребенка потому, что среди природы, богатой живыми образами, легче думается, лучше фантазуеться, скорее подбираются слова с тончайшими оттенками. Природа дает множество возможностей, чтобы показать ребенку пример этического бережного отношения к животным и растениям.

Итак, природа — неисчерпаемый источник разума и нравственности. Усваивая ее закономерности, ребенок становится Человеком, так как он постепенно осознает сам себя как высшую ступень на длинной лестнице развития природы. Но природа не способна сама по себе творить чудеса — развивать естественные силы ребенка, воспитывать его разум, обогатить духовный мир воспитанника возможно только под руководством педагога, который сам тонко чувствует мир природы, целенаправленно и систематически обогащает опыт ребенка.

Без постоянных усилий, без упорного труда, нельзя раскрыть и познать причины природных явлений. Только тогда, когда ребенок делает первый сознательный шаг для того, чтобы познать природу, она вознаграждает ее сначала скупо, а потом все щедрее, по мере того, как человек прилагает новые усилия, познавая и одновременно создавая. Чем больше дети работают над собой с помощью педагога, тем больше тайн природы раскрывается перед ними, больше нового, непонятного видят перед собой. А значит, экологическое образование можно рассматривать в качестве основы преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах.

 

Литература:

 

1.         Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. — 2005. — N 12. — С. 33–35.

2.         Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 6. — С. 54–57.

3.         Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. — 2012. — N 3. — С. 52–55.

4.         Николаева С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 42–46.

5.         Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова.– М.: ТЦ Сфера, 2009.– 258 с.

6.         Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11. — С. 59–63.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое образование, ребенок, детский сад, дошкольный возраст, мир природы, неживая природа, окружающая среда, окружающий мир, Экологическое воспитание.

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое...

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая...

Воспитание основ экологической культуры старших...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Формирование экологических представлений детей старшего...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание как одно из современных...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа...

Особенности формирования экологической культуры...

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание

неживая природа, ребенок, форма работы, родитель, работа, природа, живой, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое...

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая...

Воспитание основ экологической культуры старших...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Формирование экологических представлений детей старшего...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание как одно из современных...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа...

Особенности формирования экологической культуры...

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание

неживая природа, ребенок, форма работы, родитель, работа, природа, живой, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст.

Задать вопрос