Автор: Габышев Андрей Николаевич

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Габышев А. Н. Основные проблемы экологического образования // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 10-14. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2499/ (дата обращения: 24.02.2018).



В настоящее время наблюдается все более возрастающий интерес к экологии. В данном направлении проводится множество исследований, а их итоги публикуются в средствах массовой информации научного характера. Кроме того, в образовательных учреждениях наблюдается тенденция к экологическому воспитанию, в частности посредством проведения исследовательских работ учащимися, что подчеркивает актуальность настоящей статьи.

Считаю, что экологическое просвещение и образование необходимо еще активнее внедрять в учебно-воспитательный процесс школы, так как именно школьное обучение совпадает с непосредственным периодом становления и формирования личности человека.

Ярчайшим подтверждением недостаточности экологического направления в образовании является ежегодное количество пожаров, которые возникают по вине, в том числе и учащихся, высокий уровень загрязненности во дворах и подъездах и т. д. В свою очередь экологическое образование призвано решить большую часть этих проблем.

На данном этапе следует дать определение понятию «экологическое образование». Анализ интерпретации означенного понятия у И. Д. Зверева, С. В. Алексеева, Г. Н. Каропы, Д. Н. Кавтарадзе и других авторов показывает, что в понимании данной дефиниции присутствует единый смысл, который заключается в том, что экологическое образование является непрерывным процессом приобретения человеком экологической культуры, который формирует целую систему практических и элементарных научных знаний и умений и обеспечивает ответственное отношение к окружающей среде. Результатом данного отношения должно явиться экологически оправданное поведение и самостоятельность в добровольной экологической деятельности [1].

По мнению Рябова А. М. текущее состояние системы экологического образования в общеобразовательных школах, предполагает, что недостатка экологических знаний у современных школьников нет. Практически любой из них может без труда перечислить самые злободневные экологические проблемы своей местности или своего региона, а также предложить, имеющие право на существование решения. Исходя из этого, можно утверждать о том, что экологические знания присутствуют у учащихся [2].

Одной из основных трудностей практического применения, полученных знаний, является принудительный характер работ, проводимых в рамках школы, когда школьники совмещают учебные занятия с уборкой пришкольной территории. На мой взгляд, уборку необходимо проводить во внеурочное время.

Второе, это экологическая деятельность, которая связана с уборкой территории и работой на опытных участках. Данная деятельность начинается в школе не ранее достижения учащимися возраста 13–14 лет. К этому времени у одной части детей имеется уже достаточно богатый опыт подобной деятельности, приобретенный в период летних каникул, другая же часть не имеет подобного опыта. В результате этого одни школьники активно вовлекаются в вышеописанную деятельность, другие же либо не участвуют вовсе, либо подходят формально к выполнению поставленных задач. В свою очередь, в данной ситуации следует отметить отсутствие авторитетного примера, который бы могли показать как родители учащихся, так и старшеклассники. Более того, как отмечается целым рядом авторов, к данному виду деятельности следует приучать с младшего школьного возраста.

В связи с этим, профессором С. Н. Глазачевым ставится вопрос о том, что в основе рассматриваемого образования должен находиться синтез гуманитарного и естественнонаучного знания, эмоционального и рационального способов отражения человеком действительности. Таким образом, для усиления эмоциональной и рациональной составляющих необходимо привязывать экологическое образование к национальной безопасности, чувству патриотизма, к личной ответственности каждого. Привязка в данном контексте должна идти и к «малой Родине», к родному краю [3].

О необходимости широкого использования местного материала в учебном процессе писали Я. А. Каменский, Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег и многие другие великие педагоги.

Несмотря на важность вопроса в современной основной школе наблюдается сокращение учебного времени, которое выделяется на изучение региональной составляющей. В целях решения, указанной проблемы предлагаю вводить дополнительное экологическое образование, например, кружки «Юных натуралистов» при образовательных учреждениях, как при образовательных учреждениях, так и в центрах детского досуга и отдыха. А также:

1) перевести экологическую деятельность из категории «обязательно — принудительно» в «обязательно-добровольно» посредством изменения мировоззренческих установок учеников в целях повышения уровня их экологической культуры;

2) активнее проводить внедрение в учебные программы образовательных курсов материала, связанного с местной природой и жизнью;

3) знакомить школьников с природной средой конкретной территории в ее настоящем и прошлом;

4) систематически обеспечивать проведение учебных, местных и краевых школьных экскурсий;

5) заниматься привлечением общественности к открытию школьных и районных музеев жизни и природы местного края;

6) издавать для учительского состава «региональные» или «местные» сборники научно-популярного характера;

7) заниматься методической разработкой и внедрением отдельных занятий, которые включают в себя самостоятельные исследования.

Полагаю, что полноценное экологическое образование учащихся основной школы должно сочетать классно-урочное обучение и интеграцию практико-исследовательской деятельности в контексте региональной составляющей, призванной подкреплять полученные теоретические знания практической деятельностью. Таким образом, основная школа выполнит свою функцию, как институт социализации в полном объеме.

Литература:

  1. Айзятов Ф. А., Зейналов Г. Г., Золотков В. Д. Содержание экологического образования//Сборник: Интеграция образования. -2012.-№ 2.-с.7–10
  2. Рябов А. М. Актуальные проблемы экологического образования в общеобразовательной школе// Сборник: Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011.-№ 8.-154–157
  3. Чуйкова Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации// Астраханский вестник экологического образования.-2011.-№ 1.- с.7–19
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, экологического образования, образовательных учреждениях, экологическое образование призвано, экологическое образование учащихся, дополнительное экологическое образование, региональной составляющей, подтверждением недостаточности экологического, проблемы экологического образования, экологической культуры, системы экологического образования, экологическое просвещение, развития экологического образования, Астраханский вестник экологического, уборкой пришкольной территории, непосредственным периодом становления, контексте региональной составляющей, злободневные экологические проблемы, человеком экологической культуры, изучение региональной составляющей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос