Современный технический вуз и его экологическая среда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.10.2014

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 334-336. — URL https://moluch.ru/archive/75/12815/ (дата обращения: 21.10.2018).

Современный технический университет — этого крупный образовательный кластер, образовательно-научный центр, направленный на создание современной качественной образовательной среды, развитие научной инновационной деятельности, создание благоприятной эколого-социальной среды и формирование экологической культуры каждого преподавателя, научного сотрудника и обучающегося.

Воспитание и формирование у студентов высокой экологической культуры, нравственных идеалов является образовательным и социальнокультурным вектором развития технического университета.

С другой — экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — комплекс мер и мероприятий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса с точки зрения экологии среды, выработка стратегии создания экологически здорового образа жизни всем участникам образовательного процесса, получения экологических знаний, формирования экологического сознания. Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-воспитательный процесс в техническом вузе, но и занятия спортом, питание, медицинское обслуживание, общение в ходе активного взаимодействия со студентами, преподавателями, администрацией вуза.

Мероприятия по созданию экологической образовательной среды предусматривают пересмотр первичных методов преподавания экологии с позиции «человек-профессия», «природа-жизнь», разработку новых образовательных технологий, более природосообразных и экологических.

Создание экологической образовательной среды в современном техническом вузе требует согласования в преподавании различных учебных дисциплин, введения в них соответствующих разделов, необходимых для понимания экологических проблем, и организацию учебно-воспитательного процесса в комплексе «образования — обучения — воспитания».

Образование в техническом вузе — результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, норм поведения, необходимых условий развития студента, его интеллекта, творчества, нравственности, подготовки к жизни и труду. Основные пути образования — обучение в вузе и самообразование.

Воспитание — процесс систематизированного и целенаправленного воздействия на духовные функции развития личности студента в целях его готовности к подготовке профессионалов в обществе и деятельности.

Обучение — основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно систематизированный. Осуществляемый процесс овладения знаниями, навыками и умениями, коммуникациями, нормами поведения студенческой молодёжи под руководством администрации, профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, образование, воспитание и обучение тесно между собой взаимосвязаны и составляют основу экологической образовательной среды («три кита»).

С точки зрения образования требуется согласование в преподавании различных учебных дисциплин, введения в них соответствующих разделов, необходимых для понимания экологической проблемы, основанных на принципе междисциплинарности. Экологические знания должны включаться практически во все рабочие учебные программы дисциплин, от гуманитарных до профессиональных.

Необходимо в рамках обучения по всем дисциплинам получать необходимые экологические знания об улучшении и сохранении образовательной среды обучающихся. Преподавателям вуза необходимо проникнуть в сущность проблем взаимосвязи, взаимодействия экологии и среды обитания человека, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитании ответственного отношения студентов к экологии образовательной среды., способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом, поднимать уровень экологической культуры человека и общества в целом, совершенствовать морально-нравственный аспект студента преподавателя.

Экологическое образование, обучение и воспитание, непрерывное всестороннее формирование на их основе экологической образовательной среды представляют условие и путь к экологизации отношений общества и природы, отражают необходимость и потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения.

В период экологического кризиса формирование экологической образовательной среды приобретает особый социальный смысл. Экологическая образовательная среда современного технического вуза призвана формировать у студентов общественного экологическое мировоззрение, сознание, комплекс научных знаний по охране окружающей среды.

Содержание экологической образовательной среды в современном техническом вузе включает следующие элементы:

1)                 Благоприятные условия в стране, регионе, вузе, обеспечивает престиж высшего технического образования;

2)                 Приоритетный характер экологической подготовки студентов связанный не только с изучением экологических дисциплин, но и выделением часов в общем учебном времени на изучение элективных, альтернативных курсов по специальным дисциплинам с включением рефератов, семинаров, проектированием моделей экологических проблем и рисков, связанных с профессиональной деятельностью;

3)                 Высокий уровень преподавания экологических, инженерно-технических дисциплин, их нацеленность в первую очередь на расширение экологического кругозора, развитие экологического мышления, развитие готовности будущих инженеров решать профессиональные задачи как в стандартной, так в нетипичной, экстремальной экологической ситуации;

4)                 Особая роль самостоятельной работе студентов в учебном процессе, нацеленной на создание индивидуальной экологической образовательной среды личности студента, развитие его эколого-познавательной деятельности, мышления;

5)                 Акцент в учебном процессе на овладение систематизированными навыками ведения научно-исследовательской работы прогнозирования результатов принимаемых экологических решений;

6)                 Тесное взаимодействие в учебной практике экологических, общенаучных, гуманитарных и специальных знаний (написание студентами курсовых и дипломных работ с экологическими разделами, проведение научно-практических конференций, симпозиумов, деловых игр по методологическим вопросам научно-технического прогресса и вопросом экологической безопасности.

7)                 Чётко выраженная воспитательная роль экологической образовательной среды, обеспечение системного и целостного воздействия лекций и практических занятий на духовное и физическое развитие студентов, их способность анализировать, прогнозировать, влиять на настроение людей, развитие умений вести дискуссию, отстаивать своё мнение, точку зрения, экологическую культуру отношений к природе и тд.

8)                 Значимая роль внеаудиторной работы со студентами, индивидуальной работы, нацеленной на обеспечение здорового нравственно-психологического климата;

9)                 Экологический характер учебно-материальной базы, … от учебных аудиторий, лабораторий до экологии помещений для самостоятельной работы читальных залов, библиотек, столовых, мест отдыха, спортзалов.

10)             Экологическое решение проблем медобслуживания, оздоровления, питания, обеспечения занятий физкультуры и спорта;

11)             Важнейшим элементом создания экологической образовательной среды является система мер по привлечению к занятиям физкультуры и спорта.

Элементы содержания экологической образовательной среды в современном техническом вузе тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на аксиологический, социокультурный и когнитивный аспекты экологических знаний студентов.

Аксиологический аспект экологических знаний в образовательной среде вуза рассматривается с точки зрения здоровьесберегающих, культурносообразных, профессиональных компонентов, направленный на комплексный подход к формированию экологической образовательной среды, на пересмотр образовательной среды.

Социокультурный аспект экологических знаний направлен на желание улучшить образовательную среду с точки зрения экологии.

Когнитивный аспект направлен на проектирование (создание) целостной экологической образовательной среды на основе междисциплинарности, системности, процессуальности.

Таким образом создание экологической образовательной среды в современном техническом вузе позволит повысить не только качество профессиональной подготовки студентов, но и эффективность развития современного технического вуза.

Литература:

1.                  Сафронова О. В. Проблема внедрения экологических знаний в современном образовательном процессе педагогического вуза //Вестник ТТПУ, 2005 № 2 С. 127–132

2.                  Сластёнин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие http:// www.sprinter.ru/books/331078.html

3.                  Кириллова В. В. Аксиологический аспект высшего профессионального образования / www.zanud.ru/docs/inde [-1041805.html

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая образовательная среда, современный технический вуз, образовательная среда, учебно-воспитательный процесс, знание, когнитивный аспект, технический вуз, норма поведения, воспитание, обучение.


Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический...

Критерии результативности экологической образовательной...

Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-вспомогательный процесс в техническом вузе, но и другие виды деятельности, которые направлены на создание условий для развития экологического сознания обучающихся...

Структурно-функциональная модель экологической...

Экологическая образовательная среда морского технического университета сложная многоуровневая развивающая система, так как ее компоненты имеют различные виды связи, выполняют различные функции.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

Образовательная среда представляет собой психолого-педагогическую реальность

Формирование экологически безопасной образовательной среды комплексный процесс различных

В современных условиях обеспечение экологической безопасности среды...

Значение дисциплины «Экология» для формирования...

Учебный процесс в морском техническом вузе происходит в определенной образовательной среде, в основе которой лежит понимание особенностей обучения морским специальностям.

Экологизация образования и экологическая образовательная...

Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — составной элемент экологизации, приём реализации в учебно-воспитательном процессе идей и установок...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем...

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого высшего учебного заведения.

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (ВУЗ) с использованием спортивно-ориентированных технологий.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический...

Критерии результативности экологической образовательной...

Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-вспомогательный процесс в техническом вузе, но и другие виды деятельности, которые направлены на создание условий для развития экологического сознания обучающихся...

Структурно-функциональная модель экологической...

Экологическая образовательная среда морского технического университета сложная многоуровневая развивающая система, так как ее компоненты имеют различные виды связи, выполняют различные функции.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

Образовательная среда представляет собой психолого-педагогическую реальность

Формирование экологически безопасной образовательной среды комплексный процесс различных

В современных условиях обеспечение экологической безопасности среды...

Значение дисциплины «Экология» для формирования...

Учебный процесс в морском техническом вузе происходит в определенной образовательной среде, в основе которой лежит понимание особенностей обучения морским специальностям.

Экологизация образования и экологическая образовательная...

Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — составной элемент экологизации, приём реализации в учебно-воспитательном процессе идей и установок...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем...

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого высшего учебного заведения.

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (ВУЗ) с использованием спортивно-ориентированных технологий.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств экологического образования школьников...

Задать вопрос