Структурно-функциональная модель экологической образовательной среды технического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Даниленкова В. А. Структурно-функциональная модель экологической образовательной среды технического вуза // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 607-611. — URL https://moluch.ru/archive/148/41561/ (дата обращения: 26.05.2018).



Экологическая образовательная среда морского технического университета сложная многоуровневая развивающая система, так как ее компоненты имеют различные виды связи, выполняют различные функции.

Ключевые слова: функции, адаптация, мотивация, коммуникация, диагностика, экологическая образовательная среда

В условиях экологической образовательной среды вуза необходимо рассмотреть функции необходимые для формирования экологических знаний, развития структурных компонентов, позволяющих установить способы организации их взаимосвязи и определить функциональное назначение каждого компонента. Объектом нашего исследования является экологическая образовательная среда технического вуза. Предметом исследования — структурно-функциональная модель экологической образовательной среды вуза.

В нашем исследовании, мы представили структурно-функциональную модель экологической образовательной среды и выделили адаптивно-познавательную, интегративно-прогностическую, ценностно-ориентированную, коммуникативно-поведенческая, мотивационно-побудительная, результативно-диагностическая, управленческо-полезную, организационно-выборную, программно-организационную функции (табл. 1). Выполнение функций при формировании экологической образовательной среды зависят от условий развития общества (социально-экономической, политических, региональный, профессиональных). Организационно-выборную, управленческо-полезную, программно-организационную функции выполняют субъекты вуза: администрация — педагоги — обучающиеся, включенные во взаимодействие друг с другом, в социальном, эколого-предметном, эколого-информационном окружении. Адаптивно-познавательная, интегративно-прогностическая, ценностно-ориентированная, коммуникативно-поведенческая, мотивационно-побудительная функции во взаимосвязи направлены на формирование не только экологической образовательной среды, но и экологического сознания всех субъектов экологического образовательного процесса. Отношения «студент — педагог — окружающая среда» строятся на базе окружения в учебной группе, курсов, научных кружков, творческих коллективов и их результаты находят свое выражение в организационно-выборной, управленческо-полезной функций формирования экологической образовательной среды.

Таблица1

Структурно-функциональная модель экологической образовательной среды

Функции— структура

Содержание

1. Адаптивно-познавательная направлена на развитие эколого-социального (эмоционального), эколого-профессионального (знаниевого) компонентов экологической образовательной среды.

Обеспечивает уверенность в экологических знаниях в условиях экологической среды и проявляется в поиске оптимальных моделей реализации экологических знаний в принятии экологоориентированных решений, построении взаимоотношений с участниками образовательного процесса «администрация-преподаватель-студент»; проявляется в стремлении к самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию и др.; овладение студентами экологическими знаниям социально-личностными и профессиональными.

2. Интегративно-прогностическая- на развитие эколого-профессионального (знаниевого) компонента экологической образовательной среды.

Создает условия для обобщения экологических знаний, овладение методами, средствами анализа, синтеза экологических знаний на основе системности, междисциплинарности, информированности; самостоятельности в условиях неопределенности, ответственности, вариативности, многообразия, сотрудничества; состоит в «предвидении, проектировании результатов экологических знаний, оценке условий экологической среды, определении способов действий, прогнозировании, мотивационных, интеллектуальных, волевых усилий, вероятности достижения результатов.

3. Ценностно-ориентированная направлена на развитие эколого-профессионального (знаниевого) компонента экологической образовательной среды.

Связана с формированием экологических знаний в условиях экологической образовательной среды» как совокупности ценностных отношений к профессиональной деятельности к себе как личности и профессионалу» [7, с. 82]

«Выработка стратегии создания экологически здорового образа жизни, формирование ответственности за свое здоровье» [3, с.89]

Проявляется в понимании ответственности принятия экологоориентированных решений в экстремальных условиях профессиональной деятельности, в осознании значимости экологических рисков в принятии решений, в осведомленности об экологических последствиях инженерной морской деятельности.

4. Коммуникативно-поведенческая способствует развитию эколого-социального (эмоционального) экологической образовательной среды.

Проявляется в намерении приобретать экологические знания, участвовать в формировании экологической образовательной среды, взаимодействовать с администрацией, педагогами, студентами, участвовать в практическом применении экологических знаний с учетом рисков и конфликтов; формирует эколого-ориентированное сознание студентов на основе междисциплинарности, системности, информационности, значимости, способностей использовать экологические знания в практической деятельности с учетом общности интересов педагогов и обучающийся.

5. Мотивационно-побудительная развивает эколого-мотивационный компонент экологической образовательной среды.

Связана со стимулированием активности, эмоциями, включении студентов в деятельность экологической образовательной среды вуза, сопротивляемости к различным негативным явлениям, ситуациям, учитывает мотивы, потребности обучающего и побуждает формировать у студентов определенные качества (потребности студентов: особенности экологических условий обучения в вузе, интеграция и интерпретация экологических знаний, экологические риски, наглядность, экология человека, проживание, охрана здоровья и т. д.).недостаток экологических знаний в области экологии человека, испытание познавательных, психологических и социальных рисков приводит к увеличению нервно-психического напряжения студентов, что побуждает к долговременному стрессу и ухудшению здоровья» [5,с.39]

6. Результативно-диагностическая направлена на развитие эколого-профессионального (знаниевого) компонента экологической образовательной среды.

Сформированность экологических знаний, определяющих экологическую образовательную среду, условия адаптации студентов, стрессоустойчивость, минимизация рисков и конфликтов с принятием экологоориентированных решений. Определение экологических рисков с учетом случайности, неопределенности, вероятности и противоречивости.

7. Управленческо-полезная развивает эколого-технологический (информационный) компонент.

Выполняют субъекты экологической образовательной среды вуза: администрация –педагоги-обучающиеся, включенные во взаимодействие друг с другом, в социальном, эколого-предметном, эколого-информационном окружении, что приводит к изменению экологического сознания всех участников экологической образовательной среды, выявляет степень эффективности влияния среды на развитие личности студента, корректирует управленческие решения, направленные на адаптацию студентов и их стрессоустойчивость. Принимаются меры на основе анализа рисков и конфликтов по их минимизации или исключения. Изменяет структуру и содержание экологической образовательной среды, корректирует ее с учетом анализа и выбора одного из множества решений на основе альтернативности и неопределенности экологических рисков.

8. Организационно-выборная участвует и формирует эколого-дидактический компонент экологической образовательной среды.

Создает организационную структуру экологической образовательной среды с учетом рисков и конфликтов. Выбирает наиболее эффективные меры влияния среды на адаптацию студентов и повышение их стрессоустойчивости. Имеет комплексный характер, с одной стороны включает содержание экологических рисков и конфликтов и их последствия, с другой- определяет пути их минимизации или устранения.

9. Программно-организационная способствует формированию эколого-технологического (информационного) компонента.

Включает правила внутреннего распорядка, традиции, правила безопасности, анализ и оценку информации, информационную составляющую организации учебного процесса. Источником программно-организационной функции являются материально-техническое и финансовое обеспечение вуза, направленное на использование новейших информационных и интеллектуальных технологий, программное обеспечение, создание имитационных тренажерных центров. Программно-организационная функция способствует вовлечению студентов в экологическую образовательную среду через использование экологических знаний в принятии решений на имитационных тренажерах, программное обеспечение, которых позволяет приблизить к реальным условиям и критическим ситуациям в профессиональной морской деятельности.

Структурно-функциональный анализ экологической образовательной среды морского технического университета позволяет установить способы организации взаимосвязи компонентов и определить функциональное назначение каждого компонента. Эколого-социальный (эмоциональный) компонент определяется такими функциями, как адаптивно-познавательная и коммуникативно-поведенческая, которые определяют характер взаимоотношений и взаимопонимание «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель», «администрация — преподаватель-студент», «администрация — работодатель- родитель»; выявление причин экологических рисков и конфликтов; в разработке моделей реализации экологических знаний для принятия экологоориентированных решений; в формировании эколого-ориентированного сознания студентов на основе междисциплинарности, системности, информационности, значимости, способностей использовать экологические знания в практической деятельности с учетом общности интересов педагогов и обучающийся; в овладение студентами социально-личностными экологическими знаниями. Эколого-дидактический (организационный) компонент предполагает сформированность организационно-выборной функции отбора содержания и методов экологического обучения; определение условий реализация и внедрения здоровьесберегающих, информационных, интеллектуальных технологий в воспитательной, образовательной, организационной и управленческой деятельности вуза; проектирование моделей управления экологической образовательной средой вуза с учетом экологических рисков и конфликтов; определение условий повышения стрессоустойчивости студентов и их адаптации к экологическим знаниям, обучению, их оценка, анализ и принятие экологоориентированных решений; организация здоровья, питания, медицинского обслуживания, занятий физкультурой и спортом, культурно-массовых мероприятий. Для эколого-мотивационного (мотивационного) компонента характерна мотивационно-побудительная функция, которая связана со стимулированием активности, эмоциями студентов; с формированием личностных качеств: активности, продуктивности, устойчивости, самосознания, самоактуализации, самоутверждения, самостоятельности; определением познавательных, психологических и социальных рисков для снижения стресса. Функциональная нагрузка эколого-мотивационного (мотивационного) компонента выражается в мотивах, потребностях студента в экологических знаниях и их качестве. Эколого-профессиональный (знаниевый) компонент предполагает выполнение таких функций как адаптивно-познавательная, ценностно-ориентированная, интегративно-прогностическая. результативно-диагностическая с учетом индивидуальных особенностей усвоения экологических знаний, необходимых для формирования профессиональных качеств студента: ответственность и самостоятельность в принятии экологоориентированных решений; организованность, сопротивляемость к различным негативным явлениями последствиям; стрессоустойчивость и адаптация к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности, к экологической среде; экологическая грамотность, культура; потребность в здоровьесберегающих. интеллектуальных технологиях; определение экологических рисков с учетом случайности, неопределенности, вероятности и противоречивости; прогнозирование экологических рисков и конфликтов, принятие мер по их минимизации. Функциональная нагрузка эколого-технологического (информационного) компонента определяется информационными ресурсами, материально-техническими, кадровыми, финансовыми, научными, организационными, методическими условиями вуза; проведением мониторинга экологической образовательной среды; обеспечением нормативно-правового сопровождения и научно-исследовательской проектной деятельности для анализа влияния рисков и конфликтов на экологию среды; проведение мероприятий по сбору экологической информации для создания и апробации модельных проектов. Компоненты экологической образовательной среды имеют функциональную взаимосвязь, обусловленную содержанием, методами и средствами экологической образовательной среды: здоровьесберегающие, информационные, интеллектуальные технологии; интерактивные формы обучения, интеграция дисциплин, интерпретация экологических знаний, применения «метода теории катастроф» в решении экологоориентированных задач, систематизация экологических знаний, экологических рисков, конфликтов; методическое обеспечение дисциплин, учебных программ, проектов. Эффективность реализации каждой функции во взаимосвязи с компонентами экологической образовательной среды определяется организацией учебного процесса (распределение нагрузки, расписание занятий, объем изучаемого материала и т. д.), публикациями методических материалов по экологическому образованию; взаимодействием студентов и преподавателей с администрацией вуза в области улучшения экологической среды, созданием условий для адаптации и повышения стрессоустойчивости студентов, для экологически-здорового образа жизни всем субъектам образовательного процесса, систематизацией экологических знаний, умений, навыков, норм поведения. Определение ролевых позиций каждого субъекта в формировании экологической образовательной среды зависит от поставленных целей, задач, материально-технического обеспечения, финансового, кадровых, социально-экологических возможностей вуза.

Структурно-функциональный анализ экологической образовательной среды позволил определить ее основные проблемы: недостаток коммуникативного взаимодействия (сотрудничества) в системе «администрация — преподаватель-студент»; недостаток экологических знаний, основанных на междисциплинарности, интегративности, информационности, интеллектуальности, значимости; неспособность использовать экологические знания в практической деятельности с учетом экологических рисков и конфликтов; игнорирование проблем адаптации и стресса в образовательной среде. Проблема реализация содержания экологических программ с учетом экологических рисков и конфликтов объясняется сложностью постановки целей и задач экологического образования, недостаточным применением информационных, интеллектуальных и здоровьесберегающих технологий, средств, интерактивных методов обучения на каждом этапе проектирования экологической образовательной среды. Очевидно, что специфика экологической образовательной среды определяется особенностями контингента обучающихся; определением целей учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом; содержанием образования; методами, средствами, технологиями обучения; определением квалификационных требований к морским специалистам, к морскому образованию, к профессорско-преподавательскому составу, к его профессиональным и личностным качествам. Преподаватели в условиях экологической образовательной среды являются основными субъектами образовательного процесса по отбору содержания экологического образования, обучения, воспитания, с учетом индивидуального подхода каждого студента по усвоению экологических знаний. Проведение диагностики экологических знаний на основе фондов оценочных средств позволяет преподавателю вносить изменения в отбор содержания учебного материала с учетом адаптационных особенностей студента. Многовариантность педагогических действий зависит от сотрудничества с преподавателями других дисциплин, с администрацией вуза по проектированию моделей экологической образовательной среды, которая предполагает вовлечение студентов на основе научности, общности, заинтересованности.

Литература:

  1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. … д-ра пед. наук Волгоград, 2007. 377 с.
  2. Даниленкова В. А. Значение дисциплины «Экология» для формирования экологической образовательной среды в техническом вузе (на примере морского университета) // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.(г.Челябинск, февраль 2015г.)— Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 243–245.
  3. Даниленкова В. А. Формирование экологической образовательной среды в современном техническом университете // Психология и педагогика. Теория и практика: коллективная научная монография / под ред. д.п.н., профессора М. А. Суркаева. «Фирма КИТ». — Махачкала, — 2015. — гл.5. С. 83–100.
  4. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.
  5. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: дис…,канд.пед.наук:13.00.08/Русаков Юрий Тихонович.-Магнитогорск:2006.-191с
  6. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и моделирование образования // Монография. Издательство: ЧГПУ, 2006. — 322 с.
  7. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагогов. Генезис, феноменология, концепция формирования// Монография. Барановичи: БарГУ, 2015. — 176 с.
  8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической образовательной среды, экологических знаний, экологических рисков, образовательной среды вуза, компонента экологической образовательной, условиях экологической образовательной, формировании экологической образовательной, модель экологической образовательной, компонент экологической образовательной, экологической среды, формирования экологической образовательной, учетом экологических рисков, анализ экологической образовательной, экологоориентированных решений, образовательной среды технического, реализации экологических знаний, экологической образовательной среды», интерпретация экологических знаний, компонентов экологической образовательной, субъекты экологической образовательной.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос