Синдром дефицита внимания и гиперактивности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 17.05.2017

Статья просмотрена: 1690 раз

Библиографическое описание:

Максакова, Л. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Л. В. Максакова, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12461/ (дата обращения: 19.11.2024).



В последние годы в мире наблюдается рост детской гиперактивности. Что же такое СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональной и вегетативной системах. При МДМ отмечаются лёгкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений [1,4].

С точки зрения нейропсихологии, СДВГ- это одно из проявлений нарушений или искажения становления подкорково- корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий [3].

Причины СДВГ различны по происхождению. Среди факторов, вызывающих развитие СДВГ, можно выделить:

1) перинатальные факторы: питание и здоровье матери во время беременности; обезболивание, кесарево сечение и вспомогательные мероприятия во время родов; болезни и травмы ребёнка в раннем возрасте;

2) экологические факторы: уровень загрязнения окружающей среды, радиологические и космические исследования и связанные с ними побочные воздействия на окружающую среду, в том числе утечки опасных для здоровья веществ;

3) химические факторы: применение в пищевой промышленности генномодифицированных и прочих химических добавок (в том числе входящих в состав искусственных детских смесей, детского питания);

4) социальные факторы: неполные семьи, стиль семейного воспитания и образ жизни, многоязычие и увеличение числа обучающихся мигрантов, вредные привычки и различные виды аддикции, современная культура и субкультуры, СМИ, побочные эффекты компьютеризации;

5) экономические факторы [2].

Основные критерии СДВГ:

  1. Гиперактивность. Эти дети чрезвычайно подвижны: они всё время крутятся, бегают, пытаются куда- то забраться, не могут длительное время заниматься одним делом, постоянно ёрзают, вскакивают с места, могут ходить по классу во время урока.
  2. Импульсивность. Самоконтроль у детей с СДВГ крайне слабый: им сложно соблюдать очерёдность и выполнять правила в играх, они отвечают, не дослушав вопроса, выкрикивают с места, перебивая других, хватают чужие вещи и вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом людей. Подчас они не могут предусмотреть последствия своих поступков, так как у них отсутствует чувство страха.
  3. Нарушения внимания. Такие дети не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на любые раздражители и часто делают слишком много ошибок в школьных заданиях. Ребёнок с СДВГ не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, переключаться с одного дела на другое, не способен более нескольких минут сосредоточиться на трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности.

Исследователи, долгое время изучающие природу СДВГ, выявили, что максимальные признаки заболевания совпадают с критическими периодами развития мозга (соответствующими этапам созревания мозговых структур различных уровней и кризисным этапам психического развития): 2–4 года, 6–8, 10–12 и 14–16 лет [1].

В период обучения в начальной школе у ребёнка проявляются следующие особенности:

– запоздалая установка «ведущей» руки;

– нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму;

– нарушение зрительно- пространственной координации, препятствующее успешному формированию пространственных и временных представлений;

– общая двигательная расторможенность;

– дизритмия (у ребёнка с трудом устанавливаются суточные биоритмы, он плохо засыпает, тяжело просыпается, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться);

– кратковременная и слабая концентрация внимания;

– нарушения эмоционально — волевой сферы (возбудимость или же апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, частая смена настроения, негативизм, тревожность, агрессивность, манерничание).

Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально. Они нуждаются в особом отношении со стороны учителей и родителей. Таких учащихся надо всегда поощрять за хорошее поведение, предоставлять им возможность много двигаться. Правила, предлагаемые гиперактивному ребёнку, должны быть простыми, ясными и, насколько это возможно, немногочисленными. Ребёнку со СДВГ необходим чёткий режим дня. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребёнка.

При сочетании СДВГ и трудностей в обучении ребёнку может потребоваться комплексное коррекционно- педагогическое воздействие, включающее работу ряда специалистов: педиатра, невролога, логопеда, нейропсихолога, психолога, психотерапевта.

Так, например, психолог может работать с гиперактивным ребёнком в следующих направлениях: развивать внимание и произвольность, снижать импульсивность, развивать коммуникативные навыки, обучать приёмам выражения гнева в допустимой форме и саморегуляции. Многие занятия проходят в игровой форме.

Для детей с СДВГ полезны игры по следующим направлениям:

  1. Игры на развитие внимания.
  2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация).
  3. Игры, развивающие навыки саморегуляции.
  4. Игры, тренирующие коммуникативные навыки (умение общаться).

Играя с гиперактивным ребёнком, взрослым необходимо придерживаться определённых правил:

– Предлагая новую игру, первое время не приглашайте других участников, пока не убедитесь, что ваш ребёнок успешно освоил правила. Особенности детей с дефицитом внимания и гиперактивностью не дают им сосредоточиться на игре, если рядом есть другие ребята. К тому же импульсивность ребёнка и его неумение придерживаться правил могут спровоцировать конфликт среди игроков.

– Начинайте с простых игр с небольшим количеством правил. Для начала выберете для тренировки какую- то одну функцию. К примеру, если решили развивать внимание, не требуйте от ребёнка сидеть ровно и не хватать лежащие на столе предметы. Иначе он вместо концентрации на игре переключится на контроль собственных действий. Только через некоторое время, убедившись, что ребёнок достаточно внимателен, можете добавить контроль поведения.

– Следите за тем, чтобы маленький игрок не перевозбудился. Со стороны гиперактивный ребёнок напоминает «вечный двигатель», но на самом деле он устаёт. А эмоциональное перенапряжение может вызвать у него ещё больший всплеск возбуждения и даже аффективную реакцию. Поэтому, если видите, что ребёнок устал, сделайте перерыв: погладьте его, предложите посидеть, переключитесь на другое занятие.

– Замечайте и хвалите за любые, пусть и небольшие, успехи ребёнка, даже если результат пока далёк от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в своих силах и повышает самооценку. Если будете указывать только на недостатки, он быстро потеряет желание заниматься.

Гиперактивным детям очень полезны игры с водой, глиной, песком, крупой, рисование пальцами- такие занятия помогают снять накопившееся напряжение.

Предлагайте детям с СДВГ любые задания, требующие усидчивости и терпения. Например, можно несколько раз в день показывать детские журналы, в которых нужно искать отличия между картинками, обводить по контуру, разгадывать кроссворды, ребусы и т. п. Не настаивайте жёстко на регламенте — в какой- то день ребёнок увлечётся и просидит над журналом полчаса, а в другой день сорвётся с места через 5 минут. Помните, что даже 5–10 минут таких занятий — это мини- тренировки.

Играйте в ролевые игры, но следите, чтобы ребёнок побывал и в активной, и в пассивной позициях. К примеру, если вы играете в школу, он должен поочерёдно исполнить роль и учителя, и ученика.

Также существуют специальные игры, разработанные или адаптированные специалистами для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

«Запрещённое движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто его повторит, выбывает из игры.

Вместо движений можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют за ведущим все цифры, кроме одной запрещённой (например, цифры «шесть»). Когда дети её услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши или покружиться на месте.

«Ласковые лапки»

Игра помогает снять напряжение, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Взрослый подбирает 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке, и отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» может прикасаться к щеке, колену, ладони. Потом поменяйтесь ролями.

«Ищи безостановочно»

В течение нескольких минут находить вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (размера, формы и др.). Даже если вы будете играть в одном и том же помещении, это занятие долго не наскучит: сегодня ищете всё жёлтое, завтра- деревянное, послезавтра- круглое, затем- зелёное, металлическое, пластиковое и т. д.

«Бывает— не бывает»

Взрослый говорит предложения. Если это бывает — дети хлопают в ладоши, не бывает- топают ногами. (Например: «Корабль плавает по воде», «Лиса сидит на дереве», «Ворона лает», «Мальчик гладит собаку», «Учительница бегает по классу», «В кастрюле варится суп» и т. д.).

«Да инет»

Правила игры очень просты: ведущий задаёт вопросы, а игроки отвечают, не используя слова слова «Да» и «Нет». Чтобы усложнить игру, можно добавить правило «Чёрное» и «Белое» не называть.

По ходу игры ребёнок должен контролировать свои ответы, а это невозможно без определённого развития произвольной регуляции. Вопросы могут быть самые разные: «Тебя зовут Петя?», «Кошки мяукают?», «Коровы летают?», «Лимон кислый?», «Твой папа играет в куклы?», «Чай пьют из кастрюли?», «Обедают ночью?», «У тебя есть игрушки?», «Ты сейчас спишь?».

«Игра спредметами»

Игра развивает внимание и зрительную память. Ведущий берёт 7–10 небольших предметов. Существует несколько разновидностей игры:

Положить предметы в ряд и прикрыть их чем- нибудь. Затем, приоткрыв на 10- 15 секунд, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить все предметы.

Снова ненадолго показать ребёнку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два предмета, предложить ребёнку назвать, какие предметы переложены.

Играйте с удовольствием и помните, что, как говорил Жан Жак Руссо, «истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях»! А терпение и настойчивость в сочетании с педагогической и психологической поддержкой помогут детям жить полноценной, насыщенной жизнью.

Литература:

  1. Глущенко В. В.,Шабанов П. Д. Минимальная дисфункция мозга. М., 2013.
  2. Глущенко Н. В. Обзор основных факторов школьной неуспешности современного поколения//Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Сб.матер. Всерос.науч.-практ.конф. с междунар.участием (26 февраля 2015г.)/Под ред. Л. В. Козиловой, Е. В. Меркель. М.,2015. Ч.3.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб.пос.6-е изд. М., 2013.
  4. Уманская Т. М. Невропатология. Естественно- научные основы специальной педагогики: Учеб.пос. для студентов- бакалавров/ Т. М. Уманская; Под общ.ред. В. И. Селиверстова. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, правило, предмет, взрослый, занятие, место, нарушение, окружающая среда, синдром дефицита внимания.

Похожие статьи

Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию

Особенности терапии при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью

Асимметрия мозга, судорожная готовность и неспецифическая резистентность

Дислипидемия у больных с нефротическим синдромом в подростковом возрасте

Аффективные расстройства у пациентов с кардиальной патологией

Психовегетативный синдром, как наиболее частый вариант синдрома вегетативной дистонии

Спаечная болезнь. Использование физических барьеров в профилактике спайкообразования

Нарушения метаболизма при легочной гипертензии

Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Похожие статьи

Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию

Особенности терапии при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью

Асимметрия мозга, судорожная готовность и неспецифическая резистентность

Дислипидемия у больных с нефротическим синдромом в подростковом возрасте

Аффективные расстройства у пациентов с кардиальной патологией

Психовегетативный синдром, как наиболее частый вариант синдрома вегетативной дистонии

Спаечная болезнь. Использование физических барьеров в профилактике спайкообразования

Нарушения метаболизма при легочной гипертензии

Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности