Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Воропаева, О. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Пути к взаимопониманию / О. В. Воропаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63275/ (дата обращения: 16.12.2024).



Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста, пожалуй, одна из актуальных проблем современной педагогики, психологии, психотерапии и неврологии. Как показывает практика, этот диагноз в современном мире не редкость, и по данным статистики встречается от 3–10 % среди детей. Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после 4 лет и продолжается до подросткового возраста. Диагностировать данный синдром возможно у ребёнка уже в возрасте от 5 до 7 лет. Наиболее сложный период в жизни таких детей начинается с поступлением в школу. После 7 лет дети становятся более усидчивыми, но, тем не менее, у детей с синдромом гиперактивности проблемы продолжаются, и на первый план выходит «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью, трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Большинство детей, дошкольного возраста отличается: подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого, а также выполнить указания. Рассмотрим более подробно, синдром гиперактивности, ведь активный и подвижный ребёнок не всегда является гиперактивным. В нашей стране и за рубежом в течение нескольких десятилетий проводились биохимические исследования работы мозга, детей с гиперактивностью. В результате было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, которые отвечают за контроль поведения. Таким образом, проблемы детей с гиперактивным синдромом, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»). В. Окленд, американский психолог, характеризует детей с гиперактивным синдромом следующим образом: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Основными признаками гипердинамического синдрома — отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность, гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. Отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению — большая проблема для гипердинамического ребенка. Гиперактивность у детей, это своеобразное отклонением от нормы и потому требует лечения. В1980-хгодах такое состояние у детей получило отдельное название — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. В 1997–1999 гг. этот синдром был выявлен у каждого пятого дошкольника средней полосы России (по данным И. П. Брязгунова). Лечение СДВГ должно быть своевременным, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к миру, где ему предстоит жить, научиться контролировать себя и взаимодействовать с другими людьми. П. Бейкер и М. Алворд, американские психологи, условно разделили признаки гиперактивности на три основных блока, в которых сгруппированы критерии гиперактивного поведения. Проявление в возрасте до 7 лет хотя бы шесть из перечисленных признаков позволяет предположить гиперактивность у ребенка.

Критерии гипeрактивности:

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других — нет; на одних занятиях успешен, на других — нет.

Выявить болезнь у ребёнка может только специалист — детский психиатр или невролог, который уточняет жалобы родителей, осматривает ребёнка, беседует с ним, оценивает реакции, поведенческие тонкости, уровень развития. Также психиатр или невролог назначают в случае необходимости дополнительные обследования специальными методами диагностики: биохимия крови, МРТ, ЭЭГ. Также при необходимости, рекомендуется пройти обследования у других специалистов: психолога, сурдолога, невропатолога, эндокринолога и др. Только после прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания.

Причины гиперактивности очень индивидуальны ив большинстве случаев факторы их различны:

  1. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
  2. Фактор наследственности. У гиперактивных детей, как правило, кто-либо из близких родственников гиперактивен.
  3. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями.
  4. Как показывают исследования, многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме.
  5. Отношения внутри семьи.
  6. Питание.
  7. Некоторые исследователь делают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
  8. Также фактором гиперактивности может стать и микросоциальная среда ребёнка (по данным исследований не менее 15 % случаев), именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника — центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.

Как показывают исследования, проведённые И. П. Брязгуновым, Е. В. Касатиковой, две трети детей, характеризующихся как гиперактивные — это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи: с неблагоприятной демографической ситуацией, где отсутствуют один или оба родителя; семьи, ведущие асоциальный образ жизни, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни; семьи с высоким уровнем психологической напряжённости, где происходят постоянные ссоры, либо конфликты среди членов семьи; а также семьи с неблагополучным экономическим положением, где один или оба родителя являются безработными, и как следствие неудовлетворительные социально-бытовые условия, либо отсутствие постоянного места жительства.

Психологи советуют наряду с медикаментозной терапией и немедикаментозными методами лечения большое внимание уделять воспитательному подходу. Это поможет ребёнку лучше понимать себя, стараться контролировать поведение. Педагог должен помнить, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям, сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. Общаясь с гиперактивным ребенком, воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:

− не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;

− при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

− во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

− в середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т. п.;

− хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

Психологу и педагогу, которые работают с гиперактивными детьми, следует убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Поэтому родителям таких детей можно дать следующие рекомендации:

  1. Разработайте единую систему требований к ребенку, как в условиях семейного воспитания, так и в стенах дошкольного учреждения.
  2. Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой.
  3. Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
  4. Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
  5. Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Задание должно иметь четкую и понятную инструкцию.
  6. При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и т. д.)
  7. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
  8. Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
  9. Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
  10. Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
  11. Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или иным образом поощрите.
  12. Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако, перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания влечёт за собой много трудностей, как для родителей, так и для педагогов. Чтобы всё это преодолеть, важно иметь достоверную информацию о СДВГ, методах лечения и коррекции поведения. Следует помнить, многое здесь зависит от родителей, от того, как они способны понимать, принимать и любить такого ребёнка, который просто устроен по-другому.

Литература:

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М, 2002.
  3. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. —СПб.: Речь, 2007.
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
  5. Лидия Горячева, Лев Кругляк Гиперактивный ребенок — это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему.
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  7. «Молодой учёный». № 13.1 (199.1). Апрель 2018 г. с 61–63.
  8. Олег Романчук. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Практическое руководство.
  9. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внимание, синдром, большинство случаев, дефицит внимания, дошкольный возраст, поведение.


Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Неэффективность препарата Аддералл в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Неэффективность препарата Аддералл в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Задать вопрос