Гиперактивность дошкольников — как с ней справиться?
Авторы: Беспарточная Людмила Петровна, Новикова Людмила Алексеевна, Пьянова Маргарита Николаевна, Крамная Ирина Алексеевна, Мухартова Ольга Владимировна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 25.11.2021
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Гиперактивность дошкольников — как с ней справиться? / Л. П. Беспарточная, Л. А. Новикова, М. Н. Пьянова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6837/ (дата обращения: 17.12.2024).
В современном мире, особенно в последнее время, все чаще можно встретить детей, которых характеризуют как «гиперактивные». Активность — это, конечно, хорошо, но когда активность сменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для ребенка, так и для его родителей. Такая активность ребенка порождает множество проблем: двигательных, речевых, образовательных, социальных, психоневрологических. Гиперактивные дети, как правило, бессознательно совершают неуместные движения: вращают руками, дергают себя за одежду, теребят волосы руками, ударяют ногами друг о друга или по столу или стулу, часто делает резкие движения, выкрикивают с места, падают со стула и т. д. Такие дети часто являются нарушителями дисциплины. Импульсивность характеризуется отсутствием терпения, частыми перепадами настроения и неспособностью следовать сложным инструкциям. Каковы причины гиперактивности? Пройдет ли это со временем? Повлияет ли этот синдром на умственные способности ребенка? Как правильно вести себя с таким ребенком? Нужно ли это лечить? Мы постараемся ответить на все эти вопросы в нашей статье.
Каковы причины гиперактивности ребенка? [1]
Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. На данный момент выделяют следующие причины СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания): Наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка один из родителей гиперактивен). Хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, артериальное давление и т. д.). Проблемы, возникшие во время беременности (поздний токсикоз, стресс, нехватка витаминов и аминокислот, медикаментозное лечение). Осложненные роды (длительные, быстрые, кесарево сечение, родовая травма и т. д.). Социально-психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие жилищные условия, неправильная линия воспитания (чрезмерные требования и строгость или, наоборот, чрезмерная опека). Загрязненная окружающая среда (экологические проблемы), способствуют росту психоневрологических заболеваний, в том числе СДВГ. [2]
Чтобы помочь гиперактивному ребенку, необходима благоприятная семейная обстановка, хорошие, доверительные отношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания. Необходимо с пониманием отнестись к проблеме ребенка и оказать ему всевозможную поддержку. Ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви. Родитель в своем поведении с окружающими его людьми и непосредственно с ребенком должен быть спокоен, сдержан сам, так как импульсивность и несдержанность могут спровоцировать неадекватное поведение у ребенка. Конечно, трудно держать себя в рамках быть сдержанным и спокойным с таким ребенком, но вы должны стараться в большинстве случаев подавать своему сыну или дочери пример спокойного, дружелюбного, сдержанного, позитивного и нежного общения. Разговаривайте со своим ребенком тихо и спокойно.
Для гиперактивных детей очень важно находиться в знакомой обстановке, где они чувствуют себя спокойнее. Поэтому старайтесь соблюдать распорядок дня, сон обязателен (или хотя бы отдых в постели) это даст ребенку возможность выспаться и успеть восстановить силы. Соблюдайте график приема пищи и диету. При воспитании гиперактивных детей чаще используйте метод поощрения. Даже за малейшие незначительные действия хвалите своего ребенка. За правильное поведение или выполнение какого-либо задания ребенок может получить вознаграждение. При использовании этого метода следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно быть выполнено немедленно.
Дети с гиперактивностью часто неуравновешенны. Они могут быть провокаторами скандалов. Но взрослый человек должен быть умнее и стараться избегать скандальных ситуаций. Так, например, вы можете уйти в другую комнату или запереться в ванной. Если ребенок увидит, что у него нет зрителей, то он может успокоиться и его возбудимость пройдет.
Гиперактивные дети часто имеют низкую самооценку. Укрепляйте уверенность ребенка в себе. Хвалите, поощряйте, отмечайте то, что получилось хорошо, поддерживайте малейшие попытки сдержать их бурные проявления. Давайте ему различные задания и просите о помощи. Вы можете прибегнуть к трудотерапии. Многолетний педагогический опыт показывает, что работа предотвращает негативное влияние бездействия на поведение детей, они становятся более дисциплинированными, более серьезно относятся к выполнению рутинных моментов и распорядку дня учреждения. Вовлекайте детей в домашнюю работу, прививайте своему ребенку привычку следить за своим внешним видом, пастельными принадлежностями. Дайте ребенку простые задания: собери игрушки, пропылесось или аккуратно сложи вещи, заправь кровать. И обязательно похвалите, если ребенок выполнил задание. Вовлекаясь в рабочий процесс, дети радикально меняют свое представление о себе и окружающем мире.
Полагайтесь на положительные стороны вашего ребенка: доброту, отзывчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и т. д. Ни в коем случае не сравнивайте успехи вашего ребенка с развитием других детей. Все очень индивидуально. И отделяйте оценку действий ребенка от оценки его личности. Осуждайте действия, а не самого ребенка.
Как научить ребенка с гиперактивностью уважать права других, правильному речевому общению, контролю над собственными эмоциями и действиями? Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время для их выполнения. Они объясняют ему, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Напротив, несоблюдение правил повлечет за собой санкцию (временную отмену занятий, которые привлекательны для ребенка: езда на велосипеде, просмотр телешоу, любимая игра).
Обсудите его поведение вместе с ребенком и делайте замечания спокойно и доброжелательно. Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. Он начинает протестовать и защищаться, ведя себя еще хуже. Он часто отвечает на агрессию агрессией. Поэтому используйте прямые запреты и приказы как можно реже. Лучше отвлечься или озвучить свои ожидания: «Сейчас мы уберем игрушки и ляжем спать» (вместо «Нет, я сказал, больше никаких игр! Быстро убери игрушки и ложись спать!»). Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. Наоборот, дайте малышу возможность потратить лишнюю энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, ходьба, пешие прогулки, бег, езда на велосипеде, скутере, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание. Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (И пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).
Если у вашего ребенка проблемы с вниманием, это означает, что нарушена функция соответствующей части мозга, следовательно, нельзя злоупотреблять этой областью. Поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. Чтобы компенсировать это нарушение, педагоги и психологи рекомендуют развивать мышление и память ребенка, то есть стимулировать развитие незатронутых функций мозга. Во время занятий с малышом давайте короткие и четкие задания. Предлагайте визуальные поддержки, подсказки. Убедитесь, что задача понятна ребенку. Научите их планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда сделано другое. Ограничьте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомлялся, так как перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и увеличению чрезмерной активности и агрессивности.
Чередуйте спокойные и активные игры. Малышу необходимо «восстановить» работу мозга. Если малыш издает слишком много шума, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключить его на более спокойную игру. Постарайтесь определить способности вашего ребенка к определенному виду деятельности музыке, рисованию, спорту, строительству и т. д. Дайте вашему ребенку возможность заниматься тем, что он любит. Чем больше у него навыков, тем яснее результат его работы, тем увереннее он будет себя чувствовать. [2,4]
Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т. к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, «борются». Малыша родитель может положить себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому.
Для старших дошкольников можно предложить настольные игры. Например, можно вместе собрать пазлы, которые способствуют развитию внимания, логического мышления и мелкой моторики и успокоят возбудимость ребенка. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть. [1]
Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т. к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве
Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста. Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач. В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение.
Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Главная помощь для вашего ребенка это принять его таким, какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.
Литература:
- Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская. — М.: Книголюб, 2011 г. — 64 с.
- Брязгунов И. П. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002. — 45 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова. — М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005 г. — 672 с.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 274 с.