Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 1895 раз

Библиографическое описание:

Бутырина, Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье / Д. Г. Бутырина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 110-111. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2214/ (дата обращения: 19.11.2024).

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска».

Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту. Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности.

Семья как социальный институт, обеспечивающий биологическое и социокультурное воспроизводство общества, играет важную роль в становлении, развитии каждой конкретной личности, полноценном включении человека в социальную жизнь, усвоении им культурных норм, ценностей, целей. Следует заметить, что российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации, поэтому значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а скорее, всё более возрастает [2, 206].

Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Эмоционально неустойчивая мама, не умея предотвратить конфликт, часто наказывает ребенка, утверждая, что она его не любит за плохое поведение, тем самым, создавая в нем основу для возникновения тревоги и страха, что он никому не нужен. В результате ребенок становится излишне подвижным и расторможенным. Такие дети всю жизнь чувствуют свою обделенность в эмоциональном контакте и не смогут любить по настоящему собственных детей и научить их любви. На развитии ребенка сказывается воспитание в неполных семьях, повторные браки родителей, продолжительные разлуки с ними, различные подходы к воспитанию у родителей, бабушек и дедушек, а также гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот - педагогическая запущенность. Все это влияет на протекание развития заболевания у ребенка. Изменив отношение окружающих, и в первую очередь семьи, к ребенку, возможно коренным образом изменить ход болезни. Большую часть времени ребенок проводит с родными. Все основы воспитания и отношения к вещам и к жизни он получает от своих родителей. Таким образом, исследования особенностей семейного воспитания младших школьников с СДВГ является актуальным [4, 98].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а примерно у 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте.

По мнению М.Рапопорта, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это комплексное хроническое расстройство мозговых функций, поведения и развития, поведенческие и когнитивные последствия которого проявляются в разнообразных областях функционирования. Хотя причина или причины СДГВ до сих пор не ясны, современные исследователи позволяют предположить в качестве первичного компонента расстройства неспособность мозга к адекватной саморегуляции (касающейся как инициирования, так и торможения поведения и активности) на постоянной основе и в разнообразных повседневных обстоятельствах и условиях.

Лица с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие. Выраженность этих затруднений зависит от ряда факторов, а именно: что такого человека просят делать (или не делать), как долго и в каких внешних условиях. Лица с СДВГ могут нормально и продуктивно вести себя во многих ситуациях и при разных условиях, но не в состоянии делать это постоянно в течение длительных периодов времени. Поэтому они нуждаются в ком-то, кто обеспечил бы их необходимыми внешними (поведенческими) и внутренними (медикаментозными) механизмами регуляции поведения. Таким образом, дети с СДВГ изначально находятся в группе риска и нуждаются в специальном системном терапевтически коррекционном подходе [1, 177].

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома:

1. Генетические факторы.

2. Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов.

3. Негативное действие внутрисемейных факторов.

Проявления СДВГ очень разнообразны. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления этого синдрома: нарушение внимания; гиперактивность; импульсивность.

Воспитание – многоаспектный процесс совершенствования личности, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личность родителя как носителя исторического опыта, социальных смыслов ценностей. Вместе с тем, воспитание - это двусторонний объект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие родителя и ребенка, в результате чего происходят изменения как личности родителя, так и ребенка.

Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей особого подхода. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все «неправильным воспитанием», они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей. Гиперактивный ребенок излишне подвижен, невнимателен, шумен; ему свойственно «плохое» поведение. В первую очередь, нужно относиться к проявлениям поведения такого ребенка с пониманием.

Необходимо знать, что ребенок ведет себя «плохо» не оттого, что хочет быть таким. Он просто не осознает всего «неправильного» в своем поведении. Чаще всего дети с СДВГ очень хотят быть «послушными», но в силу своей особенности им это не удается. Для того чтобы адаптировать такого ребенка в этом мире для начала необходимо ни в коем случае не паниковать при ребенке и создать условия смены взрослого, кто будет сидеть с ребенком. Необходимо воспитывать ребенка, но и держать себя в руках, помнить о том, что наказанием и криком на гиперактивного ребенка не подействуешь, зато итак поврежденная психика такого человека будет еще более повреждена.

Задачи  воспитания гиперактивных детей заключаются в следующем:

1) признание его важности;

2) обучение ребенка завершать начатое дело;

3) эмоциональной и физической разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими (ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать);

4) формированию адекватной самооценки;

5) эмоциональная устойчивость самих родителей.

Поставленные задачи могут быть достигнуты  при следующих методах воспитания данной категории детей:

1) игра – можно научить ребенка концентрировать свое внимание и доводить начатое дело до конца. Для этого начинать следует с простых игр, с небольшим количеством правил.

2) воспитание наедине (без присутствия посторонних лиц). Не прибегать к физическому наказанию. При общении с ребенком избегать оценивания его личности. Самое страшное наказание для гиперактивного ребенка – постановка в угол. В таком положении он ограничен физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развить в гиперактивном ребенке фобии, комплексы, снизить самооценку и т. д.

3) Сотрудничество. Если ребенок «пакостит» и вам кажется, что он делает это специально – поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины его поступка.  

Таким образом, дети с СДВГ абсолютно уникальны и к ним должен быть особый подход. Как в плане воспитания, так и в обучении. Необходимо вовремя выявить у ребенка наличие синдрома и быть готовым к его проявлению, но и не стоит любому активному ребенку приписывать заболевание. Нужно адекватно воспринимать особенности ребенка, медленно, но верно помогать ему излечиться [3, 56].

 

Литература:

1.                  Заваденко Н.Н., “Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение”, РМЖ, Москва 2005 г.

2.                  Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми”. - М., 2000 г.

3.                  Сиротюк А.Л. “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью”. М., 2005 г.

4.                  Шейдер Е. (ред.), “Психиатрия” Пер. с англ., Москва, “Практика”, 1998г.

 

Основные термины (генерируются автоматически): младшего школьного возраста, ребенка младшего школьного, дефицита внимания, Воспитание ребенка, гиперактивного ребенка, Похожая статья, Синдром дефицита внимания, Воспитание ребенка младшего, личности одаренного ребенка, развитии ребенка, ребенка наличие синдрома, социализации ребенка младшего, заболевание ребенка целиком, особенности ребенка, обучение ребенка, теме исследования СДВГ, Проявления СДВГ, синдромом дефицита внимания, головного мозга, Гиперактивный ребенок излишне.


Похожие статьи

Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера

Формирование заботливого отношения детей к семье

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков подросткового возраста

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи

Похожие статьи

Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера

Формирование заботливого отношения детей к семье

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков подросткового возраста

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи

Задать вопрос