Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучерявенко, И. А. Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера / И. А. Кучерявенко, М. Ю. Худаева, Е. И. Зиборова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 260-263. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2152/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с неправомерным поведением. Неблагоприятный фактор внешней социальной среды индивидуальные особенности личности определяют социальную дезадаптацию несовершеннолетних. Это можно охарактеризовать как неправомерное поведение, предопределяющее личностное реагирование на различные жизненные неудачи. Такое реагирование могут детерминировать различные виды неправомерного девиантного поведения, в частности, аддиктивного. На сегодняшний день масштабы и темпы распространения этой формы девиантного поведения так велики, что ставят под угрозу физическое, психическое и моральное здоровье подрастающего поколения. Проблема аддиктивного поведения, связанного со злоупотреблением различных психоактивных веществ неоднократно выступала предметом исследования специалистов многих областей знаний.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отношений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает агрессивность, цинизм и жестокость. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние в подростковом возрасте [2].

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию. Это связано с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, с насыщенным характером информации, кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения.

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010  году с подростками в возрасте 14-17 лет. В исследовании приняли участие 68 девиантных подростков.

Перейдем к рассмотрению полученных результатов изучения особенностей агрессивного поведения у девиантных подростков по выборке в целом, представленных на рис. 1.  Мы видим,         что наибольшие показатели в профиле у подростков наблюдаются по шкале спонтанная агрессивность (8 баллов), что указывает на отсутствие социальной конформности, плохом самоконтроле и импульсивности. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений, неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний. У этих подростков сильно выражено влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувство скуки. Потребность в стимуляции и возбуждающих ситуациях делает непереносимой всякую задержку. Они стремятся удовлетворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о последствиях своих поступков, действуют импульсивно и непродуманно. Поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возникают затруднения одного и того же характера.

 

Рис. 1. Распределение степени выраженности поведенческих

проявлений у подростков

Условные обозначения: 1. Невротичность; 2. Спонтанная агрессивность; 3. Депрессивность; 4. Раздражительность; 5. Общительность; 6. Уравновешенность; 7. Реактивная агрессивность; 8. Застенчивость; 9. Открытость; 10. Экстраверсия–интроверсия; 11. Эмоциональная лабильность; 12. Маскулинизм–феминизм.

 

При поверхностных контактах они способны произвести на окружающих благоприятное впечатление благодаря свободе от ограничений, раскованности и уверенности в себе. Они разговорчивы, охотно участвуют в коллективных мероприятиях, живо откликаются на любые происходящие события (сообщения, зрелища, происшествия и т.д.), находят новизну, интерес даже в повседневных мелких делах. Однако отсутствие сдержанности и рассудительности может привести к различным эксцессам (пьянству, праздности, пренебрежению своими обязанностями), что не может не отталкивать окружающих [1].

Подростки, участвовавшие в исследовании, склонны к непостоянству, уклоняются от выполнения своих обязанностей, игнорируют общепризнанные правила, не прилагают усилий к соблюдению общественных требований и культурных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям, ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь.

При снижении духовных интересов витальные влечения усилены. Этих испытуемых отличает большая любовь к чувственным наслаждениям и удовольствиям. Тяга к наслаждениям и острым ощущениям сильнее всяких задержек и ограничений. Они стремятся к немедленному, безотлагательному удовлетворению своих желаний, не считаясь с обстоятельствами и желаниями окружающих. Критику и замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу. Испытывают враждебные чувства по отношению к тем лицам, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением, заставляют их держаться в социально допустимых рамках.

Несмотря на бурные аффекты при возникновении желаний и на активность в получении удовлетворения, их желания нестойки. Быстро наступает пресыщение с чувством скуки и раздражения. Ранее готовые на все для удовлетворения своей страсти, они вдруг становятся не просто холодными или безразличными, а злобными и жестокими. Им доставляет особое удовольствие показывать свою власть, заставлять мучиться близких людей, расположения которых они еще совсем недавно так усиленно добивались.

Крайний эгоизм и себялюбие определяют все их поступки и поведение. Чтобы удовлетворить свои собственные желания и честолюбие, они готовы затратить много сил и энергии, но не считают необходимым выполнять свои обязательства перед другими людьми.

В тоже время данные респондентов по шкале Эмоциональная лабильность свидетельствуют о чувствительности, ранимости, артистичности, они испытывают трудности в общении с  грубыми людьми и грубой работы. Реальная жизнь легко ранит их. Хотя в поведении они учтивы, вежливы и деликатны, стараются не причинять другим людям неудобств, особой любовью коллектива они не пользуются, поскольку часто вносят дезорганизацию и разногласия в целенаправленную, налаженную групповую деятельность, мешают группе идти по реалистическому пути, отвлекают членов группы от основной деятельности. Такие данные могут быть связаны с состоянием дезадаптации, тревожностью, потерей контроля над влечениями, выраженной дезорганизацией поведения, а также тем, что подростки проявляют агрессию как защитный механизм, который позволяет им пользоваться как некой маской, которой они отгораживаются от окружающих и стремятся повысить как свой статус в референтной им группе подростков, и оказывать влияние на окружающих.

Самые низкие показатели в профиле у испытуемых наблюдается по шкале  маскулинизм–феминизм (3 балла), что чувствительны, склонны к волнениям, мягки, уступчивы, скромны в поведении, но не в самооценке. У них широкие разнообразные, слабо дифференцированные интересы, развитое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Они проявляют заинтересованность в философских, морально-этических и мировоззренческих проблемах и временами демонстрируют чрезмерную озабоченность личными проблемами, склонность к самоанализу и самокритике. Эта погруженность в личные проблемы и переживания не является ни невротической, ни инфантильной. У них повышен интерес к людям и к нюансам межличностных отношений, им доступно понимание движущих сил человеческого поведения. Они способны точно чувствовать других людей, умеют эмоционально излагать свои мысли, заинтересовывать других людей своими проблемами, мягко, без нажима, склонить их на свою сторону.

В поведении им не хватает смелости, решительности и настойчивости. Они пассивны, зависимы, избегают соперничества, легко уступают, подчиняются, легко принимают помощь и поддержку.

Таким образом, анализ данных поведенческих проявлений у выборки подростков показал, что для них более всего характерно отсутствие социальной конформности, плохом самоконтроле и импульсивности. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений, неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний. У этих подростков сильно выражено влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувство скуки. Потребность в стимуляции и возбуждающих ситуациях делает непереносимой всякую задержку. Они стремятся удовлетворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о последствиях своих поступков, действуют импульсивно и непродуманно. Поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возникают затруднения одного и того же характера. Однако для ряда подростков такое поведение является демонстративным. Такими действиями подростки компенсируют неуверенность в себе, стремятся завоевать авторитет в референтной для них группе и оказывать влияние на окружающих их людей.

В качестве критерия для оценки статистической значимости различий в выделенных нами группах испытуемых был выбран t-критерий Стьюдента. Статистически значимые различия (t=3,8 p≥0,001) были обнаружены между группой подростков с гипертимной и эмотивной акцентуацией характера. Это дает нам основание утверждать, что существуют различия в особенностях агрессивного поведения у девиантных подростков с гипертимным и эмотивным типом акцентуации характера. Для подростков с гипертимным типом акцентуации характерны спонтанные проявления агрессивности, у них выражено отсутствие социальной конформности, плохой самоконтроле и импульсивность. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений, неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний. У этих лиц сильно выражено влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувство скуки. Потребность в стимуляции и возбуждающих ситуациях делает непереносимой всякую задержку. Они стремятся удовлетворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о последствиях своих поступков, действуют импульсивно и непродуманно. Поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возникают затруднения одного и того же характера.

В то время как подростки с эмотивным типом акцентуации характера более склонны к проявлениям реактивной агрессивности.  У этих подростков выражено агрессивное отношение к социальному окружению. Они равнодушны к похвале и наказаниям, пренебрегают обязанностями, не считаются с правилами общежития и морально-этическими нормами. Этих испытуемых отличает большая любовь к чувственным наслаждениям и удовольствиям. Тяга к наслаждениям и острым ощущениям сильнее всяких задержек и ограничений. Они стремятся к немедленному, безотлагательному удовлетворению своих желаний, не считаясь с обстоятельствами и желаниями окружающих. Критику и замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу. Испытывают враждебные чувства по отношению к тем лицам, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением, заставляют их держаться в социально допустимых рамках.

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

В проведенном нами исследовании было выявлено, что существуют различия в особенностях агрессивного поведения у девиантных подростков с гипертимным и эмотивным типом акцентуации характера. Для подростков с гипертимным типом акцентуации характерны спонтанные проявления агрессивности, у них выражено отсутствие социальной конформности, плохой самоконтроле и импульсивность. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений, неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний. У этих лиц сильно выражено влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувство скуки. Потребность в стимуляции и возбуждающих ситуациях делает непереносимой всякую задержку. Они стремятся удовлетворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о последствиях своих поступков, действуют импульсивно и непродуманно. Поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возникают затруднения одного и того же характера.

В то время как подростки с эмотивным типом акцентуации характера более склонны к проявлениям реактивной агрессивности.  У этих подростков выражено агрессивное отношение к социальному окружению. Они равнодушны к похвале и наказаниям, пренебрегают обязанностями, не считаются с правилами общежития и морально-этическими нормами. Этих испытуемых отличает большая любовь к чувственным наслаждениям и удовольствиям. Тяга к наслаждениям и острым ощущениям сильнее всяких задержек и ограничений. Они стремятся к немедленному, безотлагательному удовлетворению своих желаний, не считаясь с обстоятельствами и желаниями окружающих. Критику и замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу. Испытывают враждебные чувства по отношению к тем лицам, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением, заставляют их держаться в социально допустимых рамках.

Литература:

1.   Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д.Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – СПб: Питер, 1997 – 455.

2.   Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, поведение, чувство скуки, агрессивное поведение, желание, негативный опыт, недостаточная социализация влечений, непосредственное поведение, эмотивный тип акцентуации характера, безотлагательное удовлетворение.


Похожие статьи

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление девиантного поведения

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Особенности усвоения социальных ценностей личностью девиантных подростков

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях

Особенности эмоциональных реакций подростков с компьютерной игровой зависимостью

Архетипические паттерны материнского поведения в период взросления ребенка

Личность преступника и особенности формирования девиантого поведения

Похожие статьи

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление девиантного поведения

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Особенности усвоения социальных ценностей личностью девиантных подростков

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях

Особенности эмоциональных реакций подростков с компьютерной игровой зависимостью

Архетипические паттерны материнского поведения в период взросления ребенка

Личность преступника и особенности формирования девиантого поведения

Задать вопрос