Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Ливенцова, Н. С. Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста / Н. С. Ливенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74634/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с такой категорией детей.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, диагностика СДВГ

В современных реалиях модернизации образования в дошкольных учреждениях предъявляются высокие требования, как к личности педагога и организации им педагогического процесса в целом, так и к самим детям. От того, как будет построен процесс обучения детей, зависит качество их образования и формирования у них необходимых знаний, социального опыта, практических умений и навыков в дальнейшем. Пристальное внимание педагогов обращается на детей, имеющих определенные проблемы в развитии и поведении, прежде всего, в связи с тем, что для их обучения педагогам необходимо использовать несколько иные подходы в работе.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время каждый пятнадцатый ребенок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что является самой распространенной причиной нарушения поведения и освоения учебных навыков у детей дошкольного возраста. В связи с этим, и работа педагога должна быть выстроена с учетом данного диагноза. Характеризуя особенности поведения детей с СДВГ, можно обратить внимание на такие показатели, как невнимательность, непоседливость, импульсивность действий, безрезультативная активность, вспыльчивость, раздражительность. Часто такие дети не выполняют поставленные перед ними задачи, так как они совершенно не вызывают у них интерес. Они выполняют только то, что им интересно и привлекает их внимание, а это идет в разрез с учебными требованиями.

Изучением данной проблемы ученые начали заниматься уже более века назад. Уже тогда обратили внимание на детей, которые из-за своей импульсивности, неугомонности, доставляли много хлопот и неудобств педагогам и родителям.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности в 1798 году был охарактеризован как «психическая неугомонность» шотландским врачом Александром Крейтоном. Спустя более 100 лет британский педиатр Джорж Стилл заметил, что некоторые дети не могут контролировать своё поведение, хотя интеллект у них в норме. Он назвал данное состояние «ненормальным дефектом морального контроля у детей».

Однако лишь в 1980 году психиатры заговорили о том, что такое поведение — признак неврологического расстройства, которое назвали «синдром гиперактивности с дефицитом внимания». Его стали активно изучать, искать причины и предлагать способы лечения [5].

В настоящее время, СДВГ определяют как, неврологическое и поведенческое нарушение развития, которое начинает проявляться в дошкольном и раннем школьном возрасте. Среди мальчиков СДВГ встречается в 4–5 раз чаще по сравнению с девочками, что может быть обусловлено более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов [6].

Несмотря на долгую историю изучения СДВГ, многочисленные исследования показывают, что в более шестидесяти процентов случаев педагоги, психологи и врачи не имеют целостную картину о данном невротическом расстройстве и не знают, как работать с детьми, имеющими диагноз СДВГ [3].

Какие же подходы в работе с такими детьми должен использовать педагог?

Подбор конкретных приемов работы с детьми с диагнозом СДВГ, зависит от правильности постановки диагноза, раннего ее определения и выяснения причин и факторов, влияющих на развитие СДВГ. Однако, по утверждению ученых И. П. Брязгунова, Е. В. Касатиковой, Г. Б. Мониной в большинстве случаев причину СДВГ установить часто не удается, и потому можно выделить только основные факторы, нарушающие работу нервной системы [2].

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя проведение несколько последовательных этапов: сбор необходимой информации, нейропсихологическое обследование ребенка, консультация педиатра. При проведении обследования врачами ребенку с СДВГ может быть назначено лечение.

Подбирая приемы и методы работы с такой категорией детей, педагогам нужно в первую очередь, изучить саму проблему с точки зрения разных наук (медицины, педиатрии, психологи, педагогики и др.). Необходимо учитывать цикличность работы мозга детей дошкольного возраста с СДВГ [1]. В качестве психотерапевтических методов могут быть применены когнитивно-поведенческие методы, игровая терапия, арт-терапия, семейная терапия и др. Лучший способ помочь ребенку с СДВГ — это создать ему правила и алгоритмы, которые помогут ему избавиться от хаоса и структурировать собственную деятельность [4].

Наряду с этим очень важно, чтобы родители и педагоги вместе помогали ребенку справиться с СДВГ, не ругая его, а приняв особенности его поведения. При комплексной диагностике и подходе в детстве симптомы исчезают и практически не оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека [4].

И в заключение, необходимо отметить, что проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста является в современных реалиях остается очень значимой, ведь от раннего выявления признаков СДВГ, от правильности постановки диагноза и дальнейшего лечения зависит во многом дальнейшее развитие самого ребенка. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет спланировать в дальнейшем работу по коррекции поведения у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — Спб.: Речь,2007.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М.: Институт психотерапии, 2001.
  3. Запорожец А. В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности //Дошкольное воспитание, 2005.
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Речь, 2007.
  5. Сиротюк АЛ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Дубровинская Н. Д. Нейрофизиологические механизмы внимания — Л.: Наука, 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, синдром дефицита внимания, категория детей, метод работы, педагог, поведение, правильность постановки диагноза, работа.


Ключевые слова

синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, диагностика СДВГ

Похожие статьи

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Похожие статьи

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Задать вопрос