Состояние здоровья детей и подростков в последнее десятилетие в различных странах мира в целом и в Узбекистане в частности характеризуется неблагоприятными тенденциями: распространением девиантного и зависимого поведения; деформацией медико-социального портрета семей, имеющих детей. На этом фоне особую актуальность приобретает изучение психологических аспектов таких заболеваний, как минимальная мозговая дисфункция (далее — ММД) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее — СДВГ), имеющих широкую распространенность у детей.
Целью исследования явилось определить характеристики личности, межличностных отношений, материнского воспитания детей 9–10 лет с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Методы исследования. В ходе исследования было обследовано 108 человек. Из них на подготовительном этапе — 4 учителей и на этапе психодиагностики — 40 детей (с 9 до 10 лет с ММД и СДВГ) и 40 матерей, из которых были сформированы три группы. Основная — 15 младших школьников с ММД и СДВГ и 15 матерей; первая группа сравнения — 15 младших школьников с симптомами невнимательности и импульсивности (группа риска) и 15 матерей; вторая группа сравнения — 10 школьников без симптомов невнимательности и импульсивности (контрольная 7 группа) и 10 матерей. Методами исследования явились клинико-биографический, психодиагностический, методы статистической обработки данных.
Результаты исследования. Испытуемых всех групп отличают сходные свойства личности: неуверенность в себе, ранимость, неустойчивость, что можно рассматривать как возрастную особенность. Младшие школьники группы ММД-СДВГ, по сравнению с младшими школьниками группы риска, более замкнуты, имеют менее высокую степень сформированности интеллектуальных функций, менее послушны. В структуре межличностных отношений детей всех групп наиболее выражены «отношение к родителям, воспринимаемым как родительская чета» и «отношение к матери». В межличностных отношениях доминируют такие личностные особенности, как любознательность, конфликтность. Все дети демонстрируют активно-агрессивную реакцию на фрустрацию. Взаимосвязи характеристик конкретно-личностных отношений детей с МММ-СДВГ, их поведенческих характеристик с особенностями материнского воспитания показывают, что отношение к другу как к эмоционально значимой фигуре связано с гипопротекцией со стороны матери, неразвитостью ее родительских чувств, чрезмерностью запретов и санкций, проекцией на ребенка собственных нежелаемых качеств; отношение к учителю положительно взаимосвязано с недостаточным удовлетворением матерью потребностей ребенка и отрицательно — с ее воспитательной неуверенностью; вынесение матерью супружеского конфликта в сферу воспитания прямо взаимосвязано с конфликтностью детей, их активно-агрессивной реакцией на фрустрацию и обратно — с любознательностью.
Выводы. Результаты проведенного с позиции биопсихосоциального подхода исследования расширяют и уточняют представления современной медицинской психологии об особенностях личности, в том числе копинг-поведения и учебной мотивации детей с ММД и СДВГ, специфики их межличностных отношений, характеристик материнского воспитания. Показано, что проявления гипопротекции со стороны матери взаимосвязаны с компенсаторной значимостью для детей с ММД и СДВГ отношений с учителем и другом. Обнаружено, что детей, не имеющих симптомов невнимательности и импульсивности, отличают более высокая личностная напряженность и фрустрированность, большая значимость отношений с матерью.
Литература:
1. Быков, С. В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков монография / С. В. Быков; под общ. ред. В. А. Якушина; М-во образования Рос. Федерации. Волж. ун-т им. В. Н. Татищева. — Тольятти, 2003. — 170 с.
2. Девиантное поведение подростков: гендерное измерение: теорет. и приклад. аспекты работы с несовершеннолет. правонарушителями. — Рязань, Ряз. гос. пед. ун-т С. А. Есенина, 2003. — 163 с.
3. Девиантность, преступность, социальный контроль (Deviancy, criminality, social control) избр. ст. / Я. И. Гилинский. — СПб; Изд-во Р.Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004: ГУП Тип. Наука. — 320 с.
4. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление Я. Гилинский, В. Афанасьев, Н. Бараева; отв. ред. Я. И. Гилинский; — СПб.: Алетейя, 2000. — 384 с.
5. Журавлев, Д. Н. Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект) Д. Н. Журавлев, А. В. Ковальчук // Ярославский педагогический вестник. — 2003. — № 3. — С.82–85.
6. Заверткина, Е. Г. Коррекция девиантного поведения подростков [Текст]: учебно — методическое пособие / Е. Г. Заверткина, М. Н. Миронова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. — 112 с.