Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Жарикова, О. А. Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан / О. А. Жарикова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9208/ (дата обращения: 27.04.2024).

 

 

В статье сделан анализ практико-ориентированной направленности системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан, а также дано описание форм, методов и средств производственного обучения.

Ключевые слова: производственное обучение, профессиональная практика, среднее профессионально образование.

 

В настоящее время система среднего технического и профессионального образования Казахстана, как и сама казахстанская экономика, переживает процесс глубокого реформирования и адаптации к новым экономическим условиям. Рыночные отношения в экономике РК существенно повышают требования к профессиональной подготовке специалистов среднего звена [1].

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» [2], техническое и профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности. Этот уровень образования является одной из ступеней среднего образования и осуществляется на базе профессиональных лицеев, училищ, колледжей и высших технических школ, а также на базе основного среднего и (или) общего среднего образования [3].

При этом, специфика учебного процесса в организациях технического и профессионального образования заключается в фактически паритетном соотношении между теоретическими и практическими занятиями, причем практические занятия, по большому счету, составляют основу производственного обучения и отражают его специфику [4].

Исходя из этой специфики, следует отметить, что полноценное производственное обучение должно быть практико-ориентированным, в связи с чем, оно не может быть ограничено только рамками учебного заведения. В обязательном порядке большая часть учебного процесса по приобретению профессиональных знаний, умений и навыков должна проходить непосредственно на реальном производстве, в учебно-производственных комбинатах, в учебных центрах, на курсах, в учебно-производственных структурах, осуществляющих подготовку рабочих, при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан [5].

Таким образом, система технического и профессионального образования в Казахстане является практико-ориентированной учебной деятельностью, направленной на удовлетворение запросов современного производства, т. е. на формирование достаточно большой по численности профессиональную группу рабочих и организаторов производства среднего звена, от уровня профессионализма которых зависят порядок и стабильность любого производства.

В соответствии с имеющимися нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность среднего профессионального образования в части производственного обучения, особое место занимает профессиональная практика студентов. Из общего объема учебного времени отводимого на подготовку специалистов среднего звена профессиональная практика студентов в рамках производственного обучения должно составлять не менее 40 % [6].

В соответствии с этим производственное обучение проводится на предприятиях и в организациях на самостоятельных рабочих местах, предоставляемых работодателями на договорной основе, и направлено на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение практических навыков и освоение передового опыта производства.

Следует отметить, что в ГОСО РК «Система образования РК. Профессиональная практика. Основные положения» [7], утвержденном приказом Министра образования и науки Республики Казахстан, сказано, что производственная практика организуются после завершения изучения цикла специальных дисциплин, по которым предусмотрена производственная практика, или теоретического обучения в целом. Производственная практика на выпускном курсе организуется после полного завершения теоретического обучения. Обучающиеся вечерней и заочной форм обучения при условии их работы по специальности освобождаются от производственной практики. В данном случае обучающиеся должны представить в учебное заведение справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность [6].

В соответствии со спецификой производственного обучения, оно имеет свои, специфические организационные формы и методы обучения. Под формами производственного обучения понимают способы построения всего учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучаемых и руководство этой деятельностью, а также структуру учебных занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности студентов. Так как в условиях учебно-производственных мастерских невозможно в полной мере смоделировать полноценный процесс по производственному обучению, производственное обучение студентов включает в себя два этапа подготовки: в учебно-производственных мастерских; непосредственно в условиях производства [5].

Преимущественно в организации занятий по производственному обучению используется классно-урочная форма обучения. Как правило, такие занятия длятся шесть академических часов. В зависимости от дидактических целей в рамках классно-урочной формы обучения выделяют несколько типов уроков производственного обучения: урок по освоению трудовых приемов и операций; урок упражнений; урок по комплексной теме; смешанный урок (комбинированный урок).

В соответствии со спецификой форм обучения, своеобразной спецификой обладают и методы производственного обучения, под которыми подразумеваются способы совместной деятельности мастера и обучаемых, при помощи которых достигается приобретение студентами практических умений и навыков, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются интеллектуальные, физические и творческие способности.

В процессе производственного обучения, преимущественно применяются методы, классифицируемые в педагогической литературе по источникам получения знаний на словесные (объяснение, беседа, письменный и устный инструктаж) наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдение за технологическим процессом и т. д.) и практические (упражнения, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, решение производственно-технических задач.

Кроме того, в настоящее время мастерами производственного обучения профессионально-технических учебных заведений активно используются такие методы обучения, в основе классификации которых, лежит характер познавательной деятельности студентов: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Таким образом, мы можем констатировать, что функционирование системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан существенно отличается от систем других уровней образования практико-ориентированной направленностью, спецификой форм и методов обучения.

 

Литература:

 

  1.                Гершурский Б. C. Компьютеризация в сфере образования. М.: Высшая школа, 1987–324 с.
  2.                Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года, п. 25 статья 5.
  3.                Бахарев, Н. П. Теория и практика реализации многоуровневой системы профессионального образования: монография / Н. П. Бахарев. -Тольятти: Центр медиообразования, 2000. — 205 с.
  4.                Живойкин Ю. М. Деятельностный подход при производственном обучении. М.: Специалист, 2001, № 10, С.34–36.
  5.                Жиделев М. А., Производственное обучение в рамках ПТУ. М. А. Жиделев Мн.: 2000. — 346с.
  6.                Костина Т. А. Взаимосвязи теоретического и производственного обучения основа качества профессиональной подготовки. / Региональная научно-практическая конференция «Развитие региональной системы образования» Тезисы. — Мурманск: МОИМЦ, 1993. — С. 21 -22.
  7.                ГОСО РК 5.03.005–2009. «Система образования Республики Казахстан. Профессиональная практика. Основные положения», Алматы.2009.

Основные термины (генерируются автоматически): производственное обучение, Казахстан, профессиональное образование, производственная практика, метод обучения, учебный процесс, классно-урочная форма обучения, профессиональная практика, теоретическое обучение, учебное заведение.

Ключевые слова

производственное обучение, профессиональная практика, среднее профессионально образование

Похожие статьи

Особенности организации практического обучения в колледже

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Система и содержание профессионального образования...

практическое обучение, производственное обучение, компетенция, производственная практика, процесс, данные, полугодие, положительная динамика, мастер, специалист среднего звена. Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Дуальное обучение – залог качественного образования

В этой статье говорится о преимуществах дуальной системы и проектной деятельности на практике студентов. В ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального, технического и профессионального образования.

Применение исследовательско-поисковых методов обучения...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество... Индивидуализация обучения в профессиональных...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.

Похожие статьи

Особенности организации практического обучения в колледже

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика, практический опыт, умение.

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Система и содержание профессионального образования...

практическое обучение, производственное обучение, компетенция, производственная практика, процесс, данные, полугодие, положительная динамика, мастер, специалист среднего звена. Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Дуальное обучение – залог качественного образования

В этой статье говорится о преимуществах дуальной системы и проектной деятельности на практике студентов. В ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального, технического и профессионального образования.

Применение исследовательско-поисковых методов обучения...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество... Индивидуализация обучения в профессиональных...

Роль учебной практики в формировании общих...

учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, знание, компетенция, практическое обучение, задача, профессиональное образование, будущий специалист.