Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Стебакова, Т. Г. Особенности оптимизации методов обучения студентов в системе высшего образования / Т. Г. Стебакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 698-701. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36050/ (дата обращения: 27.04.2024).



В настоящее время необходимость в инженерах, способных свои знания и возможности воплотить в реальность, возрастает. Текстильная и легкая промышленность в сфере малого бизнеса «начинает новую жизнь». При этом объем информации, сложность учебного материала при изучении инженерных дисциплин в вузах увеличивается, в то время, как время на его освоение ограничено объёмом часов.

В настоящих условиях привычные методы обучения студентов необходимо совершенствовать. Для этого, с целью полноценного и качественного усвоения студентами знаний, получения навыков, а также умения эффективно и творчески их использовать, возникла необходимость создания комплекса технических дисциплин, позволяющего регулировать организацию внеаудиторной работы студентов, предполагающую самостоятельную работу. Преподаватель должен не только трактовать известные постулаты науки, но и подходить творчески, используя современные методы образования, исходя из совместного общения — «преподаватель — наука (теория + практика) — студент», таким образом можно прийти к общему решению поставленных целей и задач. При этом, также, необходимо создать максимально доступные и комфортные условия для самостоятельной работы студентов, в том числе для профессионального развития и образования.

Организация учебного процесса подготовки студентов в системе высшего образования, в частности в области швейного производства, несомненно, должна быть систематизирована. Помимо формирования у студентов общего комплекса знаний, умений и навыков профессиональной подготовки соответствующего направления, следует уделить непосредственное внимание на овладение методами и принципами самостоятельной работы по интеграции получаемых в процессе обучения знаний. Таким образом, привычная модель обучения в рамках групповой аудиторной работы студентов под руководством преподавателя в большей мере должна быть ориентирована на реализацию и подкрепление полученных знаний путем самостоятельного поиска.

Учитывая специфику профессиональной деятельности инженеров швейного производства, необходимо организовать учебный процесс подготовки таким образом, чтобы при изучении известных научно-исследовательских проектов существовала постоянная возможность реализовывать все более современные технологии обучения. Непосредственное взаимодействие ВУЗа с действующими предприятиями отрасли с целью улучшения качества подготовки студентов является одним из этапов эффективного освоения программы подготовки. Как известно, теоретическое обучение должно быть неразрывно связано с практическим. При этом, в процессе практического применения полученных знаний представляется возможность самореализации, воплощения инженерно-творческих идей в реальность и т. д.

Специфика обучения студентов дисциплинам технического направления подготовки от гуманитарного в большей степени отличается насыщенностью работы с различными формулами, таблицами, схемами, графиками, диаграммами, чертежами и т. д. В этом случае не станет лишним дополнительная графическая подготовка будущих инженеров. Учитывая сокращение аудиторного времени занятий с преподавателем в рамках учебного процесса, актуальным будет сочетание самоподготовки с применением освоенного материала и полученных знаний в практическом применении.

В последнее время для оптимизации учебного процесса с целью доступности получения знаний максимально высокого уровня большую часть текстовой информации заменяют на графическую с использованием мультимедийного оборудования. Такой способ имеет преимущественные показатели качества обучения инженеров, т. к. в графическом виде предоставленная студентам информация усваивается более эффективно в силу своей ясности, точности и лаконичности. Тем более, что в условиях современных компьютеризированных способов общения и передачи информации создание мультимедийных учебных пособий не представляет особых трудностей.

Учитывая, что для передачи информации с использованием графических средств необходимо активизировать процессы мышления, позволяющие оценить сущность изучаемого материала, способы применения его в практической деятельности, используя инженерно-творческий рациональный подход. В этом случае, анализируя образное мышление студента, логику его восприятия, можно добиться полного понимания представленного материала. Такая форма обучения является доминирующей при подготовке студентов инженерных направлений.

В последние годы среди молодежи отмечается повышенная активность совмещения трудовой деятельности с учебной. В этом случае немаловажным фактором является способность студента, не пренебрегая ни одной из форм проявления своих возможностей, достичь поставленных целей. В этой связи, как одной из форм обучения является дистанционное общение, предполагающее замену прямого личностного общения между преподавателем и студентом на индивидуальную деятельность обучающегося, учитывая возможность саморазвития и самообучения, согласно графика учебного процесса по направлению профессиональной подготовки. Используя современные средства взаимной передачи информации и ее обмена, студент может самостоятельно изучить учебный материал, сам себя проверить, при этом у преподавателя существует реальная возможность для оценки теоретических знаний, а также оценить умения и навыки в практической деятельности. Этому способствует неразрывная связь администрации ВУЗа с потенциальными работодателями, предлагающими широкий спектр деятельности студентов для прохождения производственной практики.

Для самостоятельного обучения в настоящее время широко применяются контрольно-измерительные тесты по различным направлениям подготовки, в том числе техническим. Эта форма позволяет интенсифицировать процесс обучения, не снижая, при этом, качества приобретенных знаний.

Следует отметить, что авторы работ [1, 23] при разработке тестовых заданий ограничиваются четко определенной областью знаний, которые не в полной мере могут оценить общий профессиональный уровень подготовки студента.

Большинство используемых форм тестовых заданий не позволяют проверить уровень инженерного мышления, а лишь только производят контроль знаний. Специфика тестов по техническим дисциплинам состоит в том, что они составляются на своеобразном «языке техники». Они предполагают использование широкого инженерного кругозора, решения проблем технического характера, при этом способствуют развитию профессионально-творческого мышления. При этом, существует реальная связь между воображением и реальной действительностью. Таким образом, тестирование предполагает соединить воедино сознание, мышление и творчество.

На наш взгляд, целесообразно использовать в процессе обучения и проверки знаний системный многоуровневый подход, включающий объединение специальных (профильных) дисциплин с обобщающими.

Например, в процессе подготовки студентов по направлению «Технология изделий легкой промышленности» (технические науки) изучаются специальные дисциплины: «Технология изделий легкой промышленности», «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности», «Конструирование изделий легкой промышленности», «Конструктивное моделирование одежды», «Муляжирование» и т. д. Этому должно предшествовать изучение большого количества общепрофессиональных инженерных и художественных дисциплин, называемых базовыми курсами. Такими, в первую очередь, являются: «Математика», «Физика», «Инженерная графика», «Рисунок», «Основы композиции» и т. д.

В результате у обучаемых должно сформироваться целостное восприятие направления их дальнейшей профессиональной деятельности с учетом полученных знаний и навыков. При этом для профессионального становления личности нельзя исключать возможность повышения квалификации за счет собственного опыта и личных творческих и инженерных способностей студента.

Таким образом, для оценки знаний тестирование должно подразумевать комплекс проверки таких составляющих личности, как сознание, мышление, творческий подход к решению поставленных задач. Решение тестовых заданий позволяет оценить полученные знания, а также выявить возможности для использования профессиональных навыков в дальнейшей деятельности студента.

Немаловажным является и то, что в настоящее время широко используются методики обучения с использованием современных информационных технологий. Они позволяют повысить эффективность обучения, предоставляя возможность, производить расчеты с максимально приближенными параметрами, снижая необходимость в реальном технологическом оборудовании [1]. При этом, студент изучает строение технологического оборудования, основными узлами, механизмами, их характеристиками и функциями, знакомится с режимами его работы.

С этой целью для создания интерактивных учебных пособий для освоения технических дисциплин с использованием компьютерной техники необходимо учитывать технические характеристики и параметры технологического оборудования, техническую и рабочую документацию для использования существующего оборудования. Возможно, также, использование профессионального пакета трехмерной графики программы 3D StudioMax компании Autodesk, позволяет реализовать расширенные возможности создания и управления моделей и их анимации, получать разнообразные световые эффекты, создать полную реалистичность изображения [4].

С учетом всех современных технологий обучения хочется отметить, что для формирования личности специалиста в профессиональной деятельности необходимо осуществить переход к высоким технологиям и интенсификации процесса обучения.

Использование в учебном процессе по техническим дисциплинам самостоятельной работы, контрольных тестов, интерактивных и мультимедийных учебных пособий для всех видов учебных занятий, является актуальным.

Литература:

  1. Потемкин А. Н., Викулов А. С., Романовский Б. В. Использование интерактивных учебных пособий в условиях непрерывного профессионального образования. Современные научные исследования. Выпуск 1. — Концепт. — 2013.
  2. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. М.: МИСиС. 1991.
  3. Васильев В. И., Демидов А. Л., Малышев Н. Г., Тягунова Т. Н. Методологические правила конструирования компьютерных тестов. М., 2000.
  4. Потемкин А. Н., Викулов А. С., Крупнова А. В. Особенности преподавания специальных технических дисциплин в условиях современного высшего профессионального образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): легкая промышленность, учебный процесс, дисциплина, практическая деятельность, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, современная технология обучения, технологическое оборудование, учебный материал, швейное производство.


Похожие статьи

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

техническое средство обучения, студент, высшее образование, учебный процесс, дисциплина, график ВАХ, виртуальная лабораторная работа, высокий эмоциональный тонус, иллюстративный материал, интерактивная доска.

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения...

Особенности организации практического обучения в колледже

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по...

Обучение учащихся проектной деятельности при...

практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа, выбор методов обучения, изделие, учащийся.

Совершенствование процесса подготовки преподавателей...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество...

Индивидуализация обучения в профессиональных колледжах...

Ключевые слова: легкая промышленность, профессиональное образование, педагог, ученик, учебно-дидактические материалы, коучинг технология.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения, профессиональная...

Вопросы модернизации процесса подготовки... | Молодой ученый

трудовое обучение, учебный материал, дисциплина, план, учитель, навык, подготовка учителей, учебный процесс, профессиональная подготовка, математический аппарат.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Похожие статьи

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

техническое средство обучения, студент, высшее образование, учебный процесс, дисциплина, график ВАХ, виртуальная лабораторная работа, высокий эмоциональный тонус, иллюстративный материал, интерактивная доска.

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения...

Особенности организации практического обучения в колледже

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по...

Обучение учащихся проектной деятельности при...

практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа, выбор методов обучения, изделие, учащийся.

Совершенствование процесса подготовки преподавателей...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество...

Индивидуализация обучения в профессиональных колледжах...

Ключевые слова: легкая промышленность, профессиональное образование, педагог, ученик, учебно-дидактические материалы, коучинг технология.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения, профессиональная...

Вопросы модернизации процесса подготовки... | Молодой ученый

трудовое обучение, учебный материал, дисциплина, план, учитель, навык, подготовка учителей, учебный процесс, профессиональная подготовка, математический аппарат.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Задать вопрос