Методы профессионального обучения | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методы профессионального обучения / Л. С. Прохасько, М. Б. Ребезов, Д. Р. Тазеддинова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2219/ (дата обращения: 06.10.2024).



Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний и предмет изучения сформировалась и развивается на основе глубокого анализа и обобщения передового педагогического опыта. В научном плане методика профессионального обучения является частной дидактикой и опирается на профессиональную педагогику, педагогическую психологию и физиологию, раскрывающих закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков. Она раскрывает общие вопросы процесса профессионального обучения, характерные для практической профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в любой отрасли, является основой осуществления процесса практического профессионального обучения по конкретным профессиям, основой подготовки частных методик обучения. Входя в состав психолого-педагогических дисциплин, методика профессионального обучения выступает одной из ведущих при подготовке преподавателей профессионального обучения. Она позволяет подготовить будущих педагогов к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях профессионального образования. Отличительными особенностями структуры этой дисциплины являются содержательный и процессуальный компоненты. Содержательный компонент предусматривает дидактическую, диагностическую и концептуальную составляющие. Процессуальный — мыслительную деятельность обучаемых и обучающего по приобретению и усвоению знаний и умений, а также руководство этим процессом [1].

Сегодня методика профессионального обучения развивается в двух главных направлениях. Первое касается развития методики профессионального обучения, второе — относительно независимое развитие частных методик, применяемых при изучении технических дисциплин: технической математики, черчения, электротехники и пр. Владение методикой — требование, предъявляемое к профессиональной деятельности преподавателя. Методические знания связаны со способами и приемами, а также личностью и творческим подходом самого обучающего. Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения, которые помогают регулировать образовательную деятельность преподавателя и познавательную деятельность обучаемых по развитию и приобретению профессиональных знаний, а также умению применять эти знания практически. Объекты познания технических наук — технические системы и устройства, но методика профессионального обучения не ставит своей задачей изучать эти системы и устройства, формировать методы их исследования. Объектом ее познания является сам общественный образовательный и воспитательный процесс средствами той науки, которая изучается [2].

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателей профессиональной школы, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством [3].

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов [4].

Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении (например, если речь идет о методике обучения дизайну, то объектом методического познания является процесс обучения дизайна, т. е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения). В то же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем отличие методики от педагогики? Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога как преподавателя определенной дисциплины и как преподавателя, сочетающего в своей педагогической деятельности деятельность методиста (что по сути конечно же взаимосвязано) [5]. Предметом деятельности преподавателя определенной дисциплины является организация процесса обучения по предмету — показано на рисунке 1.

Преподаватель организует когнитивную (учебную) деятельность обуучащихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами обучающей деятельности являются обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности [6].

Рис. 1. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения

В то же время преподаватель свою профессиональную деятельность организует как взаимодействие деятельности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков. В центре внимания педагогики находятся диалектическое единство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: «Как обучать?», «С помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?» [7].

В настоящее время существует несколько классификаций профессиональных методов обучения. Ниже, на рисунке 2 приведена одна из таких классификаций.

Владение методическими знаниями обеспечивает результативную профессиональную деятельность педагога. Они тесно связаны с приемами и методами этой деятельности, а также с индивидуально-типологическими особенностями педагога, уровнем его компетентности, жизненным и педагогическим опытом и интуицией. Характеризуя эти основы, можно констатировать, что выбор методики должен вытекать из самой сущности учебной дисциплины. Кроме того, он должен базироваться на изучении истории развития соответствующей отрасли знаний, определяться миссией учебного заведения, основываться на современных достижениях в области философии образования педагогики, психологии, социологии и других наук, на всестороннем знании интеллектуальных возможностей обучающихся, их возрастных особенностей и на том, как эти особенности проявляются в данных конкретных условиях [8].

Рис. 2. Классификация профессиональных методов обучения

Современное развитие общества требует, чтобы решение задач профессионального обучения осуществлялось с учетом характера системообразующих связей между компонентами инновационной образовательной системы. Поиск решений выполнения научно-исследовательских работ для получения профессиональных компетенций [9–14]. Найти звено, за которое можно вытащить всю цепь, т. е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать интегрированные технологии, построенные на современной базе информационных и коммуникационных средств. Реализация таких технологий в процессе обучения позволит сформировать способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру обучающихся в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее [1–3].

Выбранная методика призвана обеспечивать качественные образовательные услуги и учитывать потребности общества и рынка труда.

Литература:

  1. Алексеева Л. П. Методика профессионального обучения: краткий курс лекций. Челябинск: Цицеро, 2013. 139 с.
  2. Зайцев В. С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2013. 198 с.
  3. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студентов учреждений ВПО. М.: Издат. центр «Академия», 2013. 314 с.
  4. Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: монография / под общ. ред. Е. Ю. Никитина. — М.: Владос, 2013. — 489 с.
  5. Теория и методика профессионального образования монография / под общ. ред. Е. Ю. Никитина. М.: АПК и ПРО, 2011. 341 с.
  6. Беликов В. А., Валеев А. С., Гришин А. В. Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной деятельности. Магнитогорск, 2011. 244 с.
  7. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 636 с.
  8. Степанова-Быкова А. С., Дулинец Т. Г. Методика профессионального обучения: курс лекций. Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 300 с.
  9. Аптрахимов Д. Р., Боган В. И., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства макаронных изделий» // Педагогика высшей школы. 2015. № 3 (3). С. 57–60.
  10. Ребезов М. Б., Прохасько Л. С., Попова М. А., Максимюк Н. Н., Канарейкина С. Г. Сетевое планирование научно-исследовательской работы по разработке йогуртных продуктов // Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 43–45.
  11. Ребезов М. Б., Прохасько Л. С., Гаязова А. О., Максимюк Н. Н., Нургазезова А. Н. Сетевое планирование научно-исследовательской работы по разработке полуфабрикатов мясорастительных рубленых // Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 40–43.
  12. Пирожинский С. Г., Лукин А. А., Ребезов М. Б. Основы бизнес-процесса инновационной деятельности предприятий перерабатывающей отрасли // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С. 141–144.
  13. Третьяк Л. Н., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Методологические основы обеспечения качества пива и пивных напитков // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12–1. С. 84–85.
  14. Третьяк Л. Н., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Явкина Д. И., Набиева Ж. С. Внутренний контроль качества в аналитических и испытательных лабораториях // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7–0. С. 187–188.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное обучение, процесс обучения, знание, учебное заведение, методика, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.
Задать вопрос