Применение исследовательско-поисковых методов обучения в профессионально-политехнической подготовке учащихся среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.12.2015

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Кадушкин, С. А. Применение исследовательско-поисковых методов обучения в профессионально-политехнической подготовке учащихся среднего профессионального образования / С. А. Кадушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 960-963. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23936/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

Статья посвящена проблеме обучения учащихся исследовательско-поисковым методам в профессионально-политехнической подготовки среднего профессионального образования.

Ключевые слова: профессионально-политехническая подготовка, средне-профессиональное образование, техника, технология, исследовательско-поисковый метод.

 

The article is devoted to the problem of teaching research and retrieval methods in vocational and Polytechnic training of secondary vocational education.

Keywords: vocational polytechnic training, vocational education, technique, technology, research and retrieval method.

 

Объем знаний, умений и навыков, необходимых квалифицированному рабочему для работы на новейшем оборудовании и по новым технологиям, на современном этапе развития техники и технологии резко возрастает. При этом труд становится более разнообразным, интеллектуальном, творческим, рабочий получает большую самостоятельность в управлении производственным процессом. Анализируя проблему подготовки кадров для современного производства, Г. И. Кругликов отмечает, что необходимо перенести центр тяжести с передачи готовых знаний на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, на формирование у них навыков самостоятельного приобретения знаний [3].

Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов, приемов и форм обучения. Задача заключается в том, чтобы творчески, рационально использовать в учебном процессе, методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

Методы обучения обеспечивают деятельностную сторону усвоения содержания профессионально-политехнической подготовки. Если главной характеристикой профессионально-политехнической подготовки является ее цель, соответствие современному уровню производства, от которой зависит выбор учебного материала о новой технике и технологиях как содержательной характеристике обучения, то этому содержанию должны соответствовать и методы его изучения, реализуемые взаимосвязанной деятельностью преподавателя и учащихся в условиях определенных форм обучения, с использованием соответствующих методов и средств обучения.

На этой основе выделяется пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод.

Наиболее последовательно решил проблему классификации методов обучения Ю. К. Бабанский, положив в ее основу деятельностный подход, а конкретно — компоненты деятельности. Он выделяет три большие группы методов обучения [1]:

  1.                Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  2.                Методы стимулирования и мотивации учения.
  3.                Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Первая группа разделяется в свою очередь на четыре подгруппы, в третьей из которых в зависимости от степени самостоятельности мышления учеников при овладении знаниями все методы обучения разбиваются на репродуктивный и поисковые.

В связи с тем, что данный вопрос ведущими дидактами решался неоднозначно. Нами в данном исследовании было использовано обобщающее название одной из групп методов обучения «исследовательско-поисковые».

Для выбора оптимального метода обучения, позволяющего эффективно изучать новую технику и технологии в процессе профессионально-политехнической подготовки, рассмотрим каждую группу методов на основе разработанной Ю. К. Бабанским методики рационального применения методов обучения.

Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) характерны тем, что и их помощью учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем. Их применение обеспечивает ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстрое формирование практических умений и навыков. Но вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности, политехнической ориентации, слабо способствуют развитию мышления. При преимущественном применении они ведут к формальному усвоению знаний, а порой и к зубрежке учебного материала. Одними репродуктивными методами невозможно развивать и такие качества личности. Как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность. Их целесообразно применять тогда, когда содержание учебного материала слишком сложно или весьма просто.

Поисковые методы предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач. В процессе которого они активно усваивают новые знания и умения. Применение поисковых методов позволяет успешно развивать навыки творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному усвоению знаний. Вместе с тем они не могут стать единственными, применяемыми в практике учебного процесса. С применением поисковых методов изучают, как правило, материал, связанный с выявлением причинно-следственных и других связей между явлениями, процессами, фактами. Они могут использоваться только в тех случаях, когда изучаемый материал является принципиально новым и его содержание имеет определенный уровень сложности, т. е. доступно для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся. Следовательно, при изучении новой техники и технологий научно-техническую информацию необходимо педагогически адаптировать применительно к конкретным целям урока, используясь критерием доступности учебного материала.

Одной из актуальных задач в современных социально-экономических условиях является повышение профессиональной мобильности квалифицированных рабочих. Значение профессиональной мобильности, как фактора социальной защищенности, с созданием рынка труда значительно возрастает. Один из путей реализации принципа профессиональной мобильности состоит в формировании у учащихся знаний, умений и навыков обобщенного характера, а также способности к быстрому переносу сформированных навыков в новые условия работы.

К знаниям, умениям и навыкам обобщенного характера мы в первую очередь относим профессионально-технические знания и умения, характерные для деятельности рабочих разных профессий.

Среди поисковых методов обучения наиболее отвечающим задачам профессионально-политехнической подготовки в современных условиях мы считаем исследовательско-поисковую работу с научно-технической информацией и исследовательско-поисковые лабораторные работы.

Иследовательско-поисковая работа с научно-технической информацией как метод обучения в среднем профессиональном образовании используется достаточно давно и успешно. Для совершенствования профессионально-политехнической подготовки мы рекомендуем применять данный метод обучения в следующих формах:

          подготовка сообщения о достижениях науки, техники и технологии в области машиностроения, с последующим выступлением на уроке;

          написание реферата на соответствующую тему;

          включение раздела о последних достижениях науки, техники и технологи производства в письменную работу;

          выполнение выпускной квалификационной работы (разработка и изготовление оригинальных приспособлений, режущего и измерительного инструмента, способов обработки и т. п.);

          выполнение исследовательского задания при выходе на технологическую практику;

          привлечение рационализаторской и изобретательской деятельности в процессе работы научно-технического кружка.

Не разработанность ряда дидактических и методических аспектов применения исследовательско-поисковых лабораторно-практических работ в среднем профессиональном образовании вызывает необходимость более подробного рассмотрения этого вопроса.

Включение в содержание профессионального образования рабочих современного производства целого ряда специальных и общетехнических дисциплин, связанных со все большим условием производственных процессов, внедрения многокомпонентных технологических схем контроля и регулирования, включая информационные технологии, вызывает необходимость проведения лабораторно-практических работ по содержанию связанных с этими предметами. В то же время высокая ответственность будущих рабочих за дорогостоящее и сложное оборудование, насыщенное микропроцессорной техникой, станками с ЧПУ, промышленными работами, заставляет искать такие формы организации теоретического обучения, которые наиболее полно отвечают максимальной индивидуализации подачи информации и контроля ее усвоения. Таким требованиям, на наш взгляд, в настоящее время отвечает проведение исследовательско-поисковых лабораторно-практических работ в форме лабораторного практикума [6].

Лабораторный практикум предполагает, что выполняя лабораторные работы, учащиеся проведут учебно-исследовательский эксперимент по выявлению оптимальных режимов обработки материалов зависимости от характеристики рабочей среды, электрических параметров, времени воздействия инструмента на деталь и так далее. Это означает, что каждый учащийся должен достаточно чётко понимать цель лабораторной работы и отчётливо представлять назначения, принцип работы и основные характеристики исследуемой установки. Поэтому перед выполнением каждой работы необходима предварительная подготовка, в процессе которой учащийся повторяет необходимые для лабораторной работы теоретический материал по физике, химии, технологии конструкционных материалов, подготавливает таблицы наблюдений, знакомится в соответствии с приведёнными выше планами изучения технических объектов с устройством и работой используемых приборов и устройств. Лабораторные работы выполняются бригадами по 2–3 человека. Учащийся должен иметь отдельную рабочую тетрадь для записи данных, используемых затем для составления отчёта.

Работа считается законченной в том случае, если результаты в виде записей, графиков, схем представлены преподавателю, им проверены, после чего студенты приводят рабочее место в исходное состояние.

В процессе проведения лабораторного практикума учащимся предлагается на основе повторения физических свойств явления (процессов), на котором основан принцип действия перечисленных выше установок, провести научно-исследовательский эксперимент, при соблюдении основного дидактического принципа — связи теории с практикой. Это означает, что каждый учащийся должен достаточно четко понимать цель лабораторной работы и отчетливо представлять назначение, принцип работы и основные характеристики исследуемой установки, устройство прибора. Поэтому перед выполнением каждой работы необходима предварительная подготовка, в процессе которой учащиеся повторяют необходимый для выполнения лабораторной работы теоретический материал по физике, химии, технологии конструкционных материалов, изучают устройство установки, предназначенной для обработки материалов, после чего они проводят экспериментальное исследование [9].

В одной из лабораторных работ, в которой используется установка для электроискровой обработки конструкционных материалов [7], учащимся предоставляется возможность исследовать влияние рода рабочей диэлектрической среды (керосин, дистиллированная вода, минеральное масло и т. п.) на качество обрабатываемой поверхности детали при неизменных параметрах: величины искрового промежутка между инструментом и обрабатываемой деталью, величины подаваемого на инструмент и обрабатываемую деталь напряжения. Установка позволяет изменять электрические параметры технологического процесса (величины электрического напряжения между инструментом и обрабатываемой деталью). Сопоставив время обработки заготовки (сверление отверстия) с использованием традиционного механического способа сверления с временем обработки заготовки (пробивки отверстия) методом электроискровой обработки при использовании заготовок из алюминия, меди, конструкционной углеродистой и легированной стали и др., учащиеся выясняют, для каких заготовок целесообразно воспользоваться механическим способом сверления отверстий, а для каких — электроискровым. Для оценки качества обрабатываемых изделий (шероховатость поверхности) предлагается использовать микроинтерферометр [8].

Изучая принцип действия и устройство электротермической установки для поверхностной закалки заготовок с помощью индукционных токов высокой частоты [2], учащиеся, поместив в индуктор установки образцы, изготовленные из конструкционной углеродистой и легированной стали и варьируя время выдержки их, определяют температуру нагрева образца. Согласно этой температуре, студенты определяют структурные составляющие фазовых превращений по диаграмме железо-углерод, которые происходят в этих образцах при их нагреве.

Помещая нагретый образец в закалочную среду (вода, трансформаторное масло, керосин и др.), учащиеся, используя методы измерения твердости по Бринелю, Роквеллу, Виккерсу практически определяют глубину закаленного слоя и величину частоты индукционного тока, между которыми существует обратно пропорциональная зависимость, теоретически оценивают (имея паспортные данные о величине частоты индукционного тока) величину, глубину закаленного слоя.

В заключение студенты делают вывод о том, какие стали лучше всего подвержены поверхностной закалке токами высокой частоты.

Участие учащихся в опытно-экспериментальном исследовании является средством практического приложения усвоенных знаний и умений. Таким образом, он является связующим звеном между теорией и практикой в профессионально-политехнической подготовке учащихся.

Применение исследовательско-поисковой работы с научно-технической информацией как метода обучения позволяет учащимся научиться свободно ориентироваться во всем возрастающем потоке научно-технической информации, активизировать познавательную деятельность, способствовать развитию творческих способностей, что повысит качество профессионально-политехнической подготовки учащихся среднего профессионального образования.

 

Литература:

 

  1.      Бабанский, Ю. К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов [Текст]/ Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1988.-479с.
  2.      Гоферберг, А. В. Теоретическое обоснование обучения будущих учителей технологии и предпринимательства современным технологиям способов производства как потребность социально-экономического развития общества [Текст]/ А. В. Гоферберг, О. В. Сидоров. Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2012. № 4 (4). С. — 4–12.
  3.      Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Г. И. Кругликов. — 3-е изд., стер. — М.: Изд-во Издательский центр «Академия», 2008. — 288с.
  4.      Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд-во Издательский центр «Академия», 2004. — 368с.
  5.      Теория и практика профессионально-педагогического образования [Текст]: коллектив.моногр./под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. — пед. ун-т», 2007. Т. 1. 305с.
  6.      Тихонов, А. С. Естествознание и техника [Текст]/ А. С. Тихонов, О. В. Сидоров. Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2012. № 4 (4). С. — 58–64.
  7.      Сидоров, О. В. Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов: учеб. пособие [Текст]/ О. В. Сидоров, А. С. Тихонов; под ред. А. С. Тихонова. — 2-е изд. и доп. — Ишим: Изд-во ИГПИ, 2009. — 184С.
  8.      Сидоров, О. В. Новые способы в обработке металлов. [Текст]/ О. В. Сидоров, Л. В. Яковлева. Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2014 № 6 (18). С. — 113–119.
  9.      Сидоров, О. В. Организация самостоятельной работы студентов технологического образования по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» [Текст]/ О. В. Сидоров, М. С. Прохоров. Проблемы и перспективы физики — математического и технологического образования: сб. материалов Всероссийской научно — практической конф. с. международным участием (19–20 ноября 2015г.)/ отв. ред. Т. С. Мамонтова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2015 — С. — 204–214
Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, профессионально-политехническая подготовка, научно-техническая информация, учащийся, лабораторная работа, профессиональное образование, работа, учебный материал, лабораторный практикум, профессиональная мобильность.


Ключевые слова

технология, техника, профессионально-политехническая подготовка, средне-профессиональное образование, исследовательско-поисковый метод., исследовательско-поисковый метод

Похожие статьи

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Учебно-исследовательская работа студентов технологического...

лабораторный практикум, студент, будущий учитель технологии, метод обучения, учебно-исследовательская работа, индивидуальное задание, самостоятельная работа, учебный процесс, научный поиск, техническая задача.

Об организации занятий по учебному проектированию студентами...

Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психологии творческой деятельности, владеть методами активизации (методы поиска научно-технических решений: метод анализа, метод...

Об интеграции естественно-научных, общетехнических...

3) профессиональной направленности содержания, форм и методов обучения. Наибольшей эффективностью лабораторный практикум обладает при использовании элементов учебно-научно-исследовательской работы.

Технологический и процессуальный подходы обучения на...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Компьютерные технологии как инструментарий обучения физике...

лабораторная работа, инструментальный эксперимент, военный вуз, курсант, компьютерное моделирование, компьютерное обучение, гравитационный пол Земли, лабораторный практикум, решение задач, учебный материал.

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология...

Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования.

Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного...

Проблемы обучения естественнонаучным дисциплинам...

- виртуальный лабораторный практикум

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, обратная связь, учебная деятельность, учебный материал

Алгоритмический метод обучения математике с использованием новых информационных...

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности...

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах». Ключевые слова: учебный план, электротехника, лаборатория, эффективность...

Похожие статьи

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Учебно-исследовательская работа студентов технологического...

лабораторный практикум, студент, будущий учитель технологии, метод обучения, учебно-исследовательская работа, индивидуальное задание, самостоятельная работа, учебный процесс, научный поиск, техническая задача.

Об организации занятий по учебному проектированию студентами...

Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психологии творческой деятельности, владеть методами активизации (методы поиска научно-технических решений: метод анализа, метод...

Об интеграции естественно-научных, общетехнических...

3) профессиональной направленности содержания, форм и методов обучения. Наибольшей эффективностью лабораторный практикум обладает при использовании элементов учебно-научно-исследовательской работы.

Технологический и процессуальный подходы обучения на...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования. Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Компьютерные технологии как инструментарий обучения физике...

лабораторная работа, инструментальный эксперимент, военный вуз, курсант, компьютерное моделирование, компьютерное обучение, гравитационный пол Земли, лабораторный практикум, решение задач, учебный материал.

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология...

Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования.

Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного...

Проблемы обучения естественнонаучным дисциплинам...

- виртуальный лабораторный практикум

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, обратная связь, учебная деятельность, учебный материал

Алгоритмический метод обучения математике с использованием новых информационных...

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности...

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах». Ключевые слова: учебный план, электротехника, лаборатория, эффективность...

Задать вопрос