Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Системный характер и специфика содержания школьного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 132-134. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/81/ (дата обращения: 15.12.2017).

Прежде чем обратиться к структуре и содержанию школьного образования для начала необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие образование вообще. В том виде, в котором оно употребляется в настоящее время, было приобретено «в конце XVIII века, под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей» [6; с.311].

Не менее известный немецкий философ Х.Г. Гадамер в свой книге «Истина и метод» проводит более детальный анализ понятия образования. По его мнению, понятие образование зарождается в средневековой мистике, далее развивается в мистике барокко, и в итоге превращается в «возрастание гуманности». Поясняя, что применительно к практическому значению понятия важен отход к XIX веку, когда были сохранены глубинные параметры этого слова, «и наше понятие об образовании происходит именно отсюда» [2; с.27]. Х.Г. Гадамер подчеркивает, что процесс образования должен усваиваться целиком и полностью, в тоже время образование не может являться только средством развития способностей, «в образование входит все, к чему оно прикасается», так как «ничто не исчезает, все сохраняется» [2; с.28]. Таким образом, можно говорить о том, что с точки зрения философов понятие образования в то время не имело четкого определения и рассматривалось как синоним слова воспитание.

В настоящее время эти два педагогических понятия четко разделяют. В словарях русского языка мы можем найти следующие определения понятий образования и воспитания. В энциклопедическом словаре понятие образование трактуется как: «усвоение общих и специальных знаний, умений и навыков и развитие на этой основе познавательных способностей учащихся; формирование их мировоззрения и подготовка к практической жизни» [8; с.527], а «воспитание» – «определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого с целью привить ему качества, желательные воспитателю» [8; с.343]. В «Толковом словаре русского языка» образование – это «совокупность знаний, полученных в результате обучения» [4; с.436], а воспитание – «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [4; с.98]. «Философский энциклопедический словарь» определяет образование как – «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, т.е. процесс формирования облика человека» [6; с.311], тогда как воспитание – это «воздействие общества на развивающегося человека» [6; с.76]. Итак, образование является частью более обширного понятия как воспитание, которое включает и процесс постижения действительности, и формирование отношения к ней.

Если же мы обратимся к государственным документам, то увидим, что в Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [5]. В данном определении образование рассматривается с точки зрения государственной значимости и необходимости. Обобщая все выше сказанное, можно констатировать, что существует четкое разделение понятий образования и воспитания. Вызвано это тем, что образование соотносится с предметной (знаниевой) стороной миропонимания, тогда как воспитание с эмоциональной, чувственной стороной. Под воспитанием в широком смысле понимается передача опыта старшим поколением младшему, а в узком – процесс систематического целенаправленного воздействия на человека с целью подготовки его к дальнейшей жизни, а образование – это результат усвоения учащимися знаний, умений и навыков и применение их на практики (в жизни, труде, работе). Сам же процесс образования не начинается только в рамках учебного заведения, он намного шире: в семье, в обществе сверстников и взрослых, а также в любой другой деятельности. Рассмотренные выше особенности содержания и условий образования объясняют нам всю сложность содержания понятия образование. В зависимости от того, с какой позиции рассматривается образование, меняется и содержание понятия. Когда об образовании говорят в общественно-политическом аспекте, то имеется в виду чаще социальный феномен, в социально-педагогическом аспекте, прежде всего, образование выступает как процесс и результат. Если рассматривать образование как процесс, то оно ориентированно на освоение знаний, на способ мышления и поведения. Наибольший интерес представляет образование как система, в которой осуществляется учебный и воспитательный процесс.

Следовательно, образование – это процесс, способствующий вхождению в культуру и самоопределению в ней, к адаптации в условиях постоянно меняющегося социума, а также развитию собственной субъективности и творческого потенциала. Таким образом, образование следует рассматривать как целостную, органически единую и взаимосвязанную социальную систему.

Обратимся к анализу значимых компонентов школьной образовательной системы, таким как:

образовательный процесс;

цели образования;

содержание образования;

учитель;

учащиеся;

средства обучения;

организационные формы организации обучения и др.

Рассмотрим каждый элемент более подробно. Образовательный процесс – это «целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов» [3; с.56]. Образовательный процесс является одним из основных компонентов школьной образовательной системы. В нем в наибольшей степени выражена суть образования, т.е. целенаправленный процесс взаимодействия между учителем и учащимся.

Цели образования задаются государством, обществом, и определяются потребностями учащихся, учителей и самим учебным заведением. А.Е. Бахмутский писал о том, что «цели образования определяются как внешними по отношению к образовательной системе факторами, так и свойствами ее элементов. Они должны быть достаточно конкретны и допускать проверку степени их достижения» [1; с.11]. Возможно и изменение целей образования в связи с изменением социальной структуры общества и уровня его развития.

Содержание образования является важнейшей составляющей образовательной системы. До конца 80-х годов XX века еще в советской школе содержание образования менялось очень медленными темпами. Связано это было исключительно с распорядительными (директивными) документами, которые строго контролировались в школах. Следует отметить, что содержание образования в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день, мало соответствует закономерностям личностного развития учащегося. Содержание образования тесно связано с целями образования, с возможностями учителей, а также со способностями и желанием учащихся обучатся. По мнению А.Е. Бахмутского содержание образования «должно непрерывно меняться вместе с состоянием общества, уровнем его развития, состоянием образовательной системы и ее элементов» [1; с.12]. Непосредственное овладение учащимися содержанием образования осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности. Задача учителя же состоит в том, чтобы формировать содержание образования, а сделать это возможно, опираясь на результаты учащихся с учетом их возможностей и возрастных особенностей.

А.В. Хуторской считает, что содержание образования «представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков» [7; с.194]. Далее автор поясняет, что «образование и его содержание становится атрибутом ученика, его личностным качеством. Такое образование невозможно «дать», оно наполняется содержанием только в процессе образовательной деятельности ученика» [7; с.195]. Содержание образования представляет «перечень разделов и тем предметов, а также… знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в результате обучения» [1; с.12]. В настоящее время мы можем говорить о том, что педагогическая наука едина во взглядах на содержание образования, оно формирует научные взгляды и мировоззрение, а также соответствует индивидуальным способностям и потребностям учащихся.

Фигура учителя весьма значима в учебном процессе. Он является непосредственным участником образовательного процесса. В процессе школьного образования учитель является носителем содержания образования и воспитания, организует учебный процесс, передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся. Результат деятельности учителя в конечном итоге мы можем наблюдать в деятельности учащихся. Деятельность учителя можно прировнять к искусству. Для успешной организации учебной деятельности учителю необходимо обладать знаниями по данному предмету, а также техникой организации учебного процесса. Учитель по своему усмотрению может корректировать объем и последовательность изложения учебного материала. В процессе обучения методы и приемы преподавания выбираются учителем самостоятельно.

Неотъемлемой часть учебного процесса являются учащиеся. В системе школьного образования учащиеся рассматриваются с точки зрения их участия в самом процессе обучения. Но уже на первом году обучения в школе у учеников пропадает интерес к восприятию знаний. С чем это связано? Почему наступает пассивность в учебе? Чтобы понять это явление, необходимо выявить его происхождение. При таком подходе нетрудно понять, что в дошкольном возрасте у ребенка отсутствуют какие-либо ограничения, чем старше ребенок становится, тем больше у него появляется обязанностей. В школе он изучает предметы, которые требуют дополнительной подготовки дома, что для ребенка является ограничением в действиях. Вместо того чтобы заниматься любимым делом, ему и вне школы приходится заниматься учебой. Таким образом, теряется интерес к учебе, урокам и эта деятельность становиться одной из нелюбимых. В психолого-педагогической науке этому явлению есть четко объяснение, все зависит от познавательных процессов, которые свойственны каждому школьнику.

В связи с активным развитием информационных технологий, неизбежное влияние сказалось и на средствах обучения. Средства обучения «определяются уровнем развития общества, содержанием образования, возможностями учащихся и учителей по их использованию, организационными формами образовательного процесса» [1; с.13]. Таким образом, использование разнообразных средств обучения зависит как от требований образовательного процесса, так и от возможностей учителя.

Следует отметить общепринятые в учебном процессе средства обучения:

• печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, книги для чтения, хрестоматии);

• наглядные (доска, плакаты, стенды);

• электронные (презентации, слайды);

• аудиовизуальные (показ фильмов, прослушивание аудио записей, т.е. использование аудио и видео аппаратуры).

Перечисленные выше средства обучения оказывают эффективное воздействие на учащихся, способствует более глубокому запоминанию учебного материала. Выбор и использование тех или иных средств обучения на уроках зависит от учителя и желания учащихся.

Основной формой организации обучения является урок. Не одно десятилетие классно-урочная система предметного обучения является основной в образовательном процессе. В рамках этой системы осуществляется планирование учебного процесса, организована работа учителей – т.е. все то, без чего не мыслим учебный процесс. По сути, учитель в образовательном процессе имеет дело не с одним учащимся, а с группой учеников, которые в процессе обучения получают знания, а в итоге каждый достигает свой результат. Цель и задача учителя заключается в такой организации процесса обучения, когда все учащиеся усвоят необходимые знания, приобретут умения и навыки.

Таким образом, мы можем говорить о том, что школа – это единая образовательная система, которая включает в себя образовательный процесс, цели и содержание образования, имеет свои условия и участников, т.е. учащихся, учителей и администрацию школы. Именно этот процесс определяет качество образования в целом.


Литература:
  1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. –СПб.: КАРО, 2007. – 176 с.

  2. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Пер. с немец. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.

  3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании. Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2006. – 357 с.

  4. Толковый словарь русского языка под. ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. – М.:Азбуковник, 1999. – 944 с.

  5. Федеральные законы и кодексы РФ. Закон РФ «Об образовании». Код доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html дата обращения (24.01.2011 г.).

  6. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.

  7. Хуторской А.В. Содержание образования как деятельность // Новые ценности образования. Вып. 1-2 (25-26). 2006. – 194 - 210 с.

  8. Энциклопедический словарь // Под ред. Б.А. Введенского. – М.: Большая советская энциклопедия, 1954. Том 2. – 719 с.


Основные термины (генерируются автоматически): содержание образования, школьного образования, процесс образования, Содержание образования, понятие образование, системе школьного образования, процессе обучения, процесс образования должен, понятий образования, образовательной системы, содержанием образования, процесс формирования, процесс воспитания, содержанию школьного образования, образовательный процесс, содержания школьного образования, средства обучения, процессе школьного образования, учебный процесс, анализ понятия образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос