Библиографическое описание:

Ахвердиев К. Н. Применение систем понятий в обучении химии для активизации учащихся // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 244-246.

Изучена активизация учащихся с применением систем понятий при обучении химии, определены факторы, влияющие на активизацию и возможности их применения в обучении химии.

Необходимость активизации учащихся способом применения знаний, а не просто оценка учителем конечного результата их действий очевидна, опыт передовых учителей показывает возможность осуществления этой методической идеи. Однако при ее реализации в практике преподавания возникают трудности, определяющиеся следующими обстоятельствами [1]:

1. Учителя не всегда точно представляют, активизация каких умений должна быть сформирована у учащихся и какая именно доведена до навыка в процессе обучения. Работа по формированию некоторых активизаций умений проводится эпизодически. Поэтому активизация умения не всегда достигает уровня, который предусмотрен в программах по химии.

2.Ссылаясь на уплотненность школьных программ, учителя нередко планируют небольшое число тренировочных упражнений. Поэтому сформированная у учащихся активизация умения иногда недостаточно совершенствуется либо вообще «угасает».

3.Целенаправленная работа по активизации умений учащихся не всегда осуществляется. Поэтому даже старшеклассники иногда применяют знания на уровне их восприятия, а их действия в различных видах учебного труда часто бывают недостаточно самостоятельными и точными.

В старших классах не всегда удается на одном уроке объяснить учебный материал, повторить его существенную часть и написать в форме конспекта изложенное. Учителю необходимо тщательнее отбирать материал для изложения, не перегружая его, продумывать текст записей на доске, их объем и расположение. Хорошо подготовленная и выполненная учителем запись на доске, сохраненная в течение всего объяснения, облегчает учащимся составление конспекта. Необходимо рассматривать с учащимися учебный материал с разных точек зрения и в разных связях и не требовать от них, чтобы составленный ими конспект урока точно повторял содержание и последовательность расположения записи, сделанной на доске во время объяснения. Более того, учителю надо поощрять учащихся, если сделанную на доске запись они по своему усмотрению перестроят, «свернут» или дополнят [2-4].

Целесообразно полнее использовать методический аппарат учебника и в старших классах. Трудоемкие записи уравнений реакций в органической химии можно предложить учащимся сначала рассмотреть по учебнику, затем воспроизвести.

При конспектировании материала старшеклассниками учитель в основном оказывает помощь в систематизации и обобщении ими знаний, контролирует их умения. При проверке конспектов следует обращать особое внимание на правильность и полноту отбора опорных знаний и установление взаимосвязей между ними. Порядок расположения материала в конспекте может быть произвольным.

Достижение в ходе обучения химии качественных знаний основ науки и творческого мышления у учащихся стало социальной необходимостью.

Это в значительной степени зависит от эффективности формирования основных химических понятий. Существующая методика, ориентированная преимущественно на индуктивно-эмпирическую схему образования понятий и результаты обучения химии, не удовлетворяют современным требованиям. Необходима ее коренная перестройка.

В качестве основы для перестройки данного учебно-воспитательного процесса мы предлагаем концепцию интенсивного формирования и продуктивного функционирования общих теоретических систем понятий в развивающем обучении химии.

 Составной частью этой концепции являются следующие принципы [5]:

1.Повышение обобщенности, системности и функциональности основных химических понятий курса химии средней школы в процессе обучения:

2.Интенсификация процесса формирования систем понятий и личности учащихся;

3.Активизация и самоорганизация понятийно-теоретической деятельности учащихся в условиях усиления сотрудничества с учителем и друг с другом.

Концепцию раскрывают следующие методические положения:

1.Основы химии, составляющие главную часть учебного предмета, включают в себя важнейшие теоретические системы знаний, адекватные научные и отражающие в своем содержании основные объекты и проблемы химии, ее диалектику, способы решения ее непереходящей задачи-производства веществ с заданными свойствами. Их раскрытие в обучении химии позволяет выделить в качестве главных и связать в один узел понятия о веществе, химической реакции и химической технологии. Эти знания передаются учащимся не в готовом завершенном виде, а формируются в активной деятельности и усваиваются в форме открытых развивающихся теоретических систем.

2.Обобщение отдельных понятий в общие теоретические системы рассматриваются как необходимое условие комплексного решения задач образования, воспитания и развития учащихся, поскольку они составляют главное содержание учебного предмета, укрупненную единицу его усвоения, объект напряженной умственной деятельности учащихся. Обладая высоким познавательным и развивающим потенциалом, вследствие присущих этим системам продуктивных функций и способности минимальными средствами проецировать максимум новых знаний, концентрировать и интегрировать их, общие системы понятий о веществе, химической реакции и химической технологии ускоряют процесс обучения и формирования в нем творческой деятельности, научно-диалектического мышления и мировоззрения учащихся.

3.Формирование общих теоретических систем понятий в предметном обучении строится на основе системного, концептуального и деятельного подходов, широкой реализации метода восхождения от абстрактного к конкретному, что соответствует их химической и познавательно-логической природе.

4.Проявление в обучении двуединой сущности общих теоретических понятий, способности отражать концептуально химическую природу и быть одновременно мыслительной деятельностью, возможно лишь при условии соответствующего структурирования их содержания, так как именно структура отражает инвариант системы и обеспечивает ее познавательные и методологические функции; при условии отражения в структуре важнейших систем химических понятий адекватной их природе структуры умственной деятельности учащихся по овладению этими знаниями, при условии полноценного моделирования и функционирования этих систем понятий.

5.Формирование теоретических систем понятий в обучении химии возможно лишь на основе «видения» целостности этого процесса и перспектив развития основных химических понятий. Это облегчается использованием содержательных и процессуальных моделей обучения, служащих ориентировочной основой организации процесса обучения и синхронной деятельности учителя и учащихся.

6.Важным средством концентрации содержания и обзорного предъявления структуры общих понятий, методом формирования и инструментом оперирования понятиями являются символико-графические обозначения и их различные конструкции, которые существенно ускоряют развитие мышления учащихся. Активное их применение в процессе формирования систем химических понятий возможно лишь после того, как учащиеся осознают их значение и смысл, приобретут умения знаковой деятельности.

7.Подлинно творческая понятийная деятельность возможна после того, как у учащихся будут сформированы абстрактные инварианты основных систем понятий курса химии, а следовательно, они смогут использовать в обучении продуктивные функции этих знаний. Добиться этого на более ранних этапах обучения можно при условии интенсификации процесса обучения и рационализации его методического обеспечения.

8.Системное и функциональное усвоение химических понятий служит основой формирования научного мировоззрения и мышления учащихся. Механизмом включения понятий в структуру мировоззрения является категориальный синтез, мировоззренческое, методологическое осмысление учащимися его результатов, а итогом конкретное проявление и применение знаний, умений, убеждений на практике.

Таким образом, важнейшими направлениями практического воплощения данной концепции формирования систем понятий являются:

1.Полноценная реализация выбранных методологических подходов.

2.Ориентация на современные требования общества и общие теоретические системы понятий как укрупненные единицы обучения и на диалектической метод их формирования.

3.Повышение роли и расширение функций теории и символико-графических средств в процессе формирования систем химических понятий.

4.Интенсификация процесса формирования систем понятий в обучении химии в целях повышения их функциональность и развития личности учащихся.

5.Мотивация потребностей учения и активизация понятийно-теоретической деятельности учащихся.

Цели формирования систем химических понятий:

1.Системное раскрытие содержания и усвоения учащимися основных химических понятий и адекватных им обобщенных умений.

2.Развитие в процессе формирования и функционирования систем понятий диалектического подхода и специфических способов.

3.Создание на основе этих знаний химической картины природы.

4.Выработка у учащихся ценностно-ориентировочных и методологических основ учения, необходимых норм отношений к окружающей действительности.

Особенностью реализации целей является применение комплексного подхода обеспечивающего в единстве с формированием химических понятий интеллектуальное развитие и воспитание учащихся, а также единство целей преподавания к учению.

Для формирования систем понятий существенное значение имеет понятийное содержание. Оно придает предметность всему процессу обучения и познавательной деятельности учащихся. В целях системного усвоения понятий надо представить системы в виде содержательно-логических моделей, отражающих их существенные признаки, связи и отношения, структура определяет функции понятий и деятельность. В свою очередь, функции понятий и их систем служат звеном, связывающим содержательную и процессуальную стороны формирования этих знаний.

Интенсивное формирование систем понятий – значительная часть такого учебно-воспитательного процесса.

Интенсификация и эффективность – категории взаимосвязанные, но не тождественные. Интенсификация отражает тип и уровень обучения преимущественно в качественном плане, являясь одновременно предпосылкой и средством повышения его эффективности. Эффективность обучения является одним из критериев интенсификации этого процесса. Термин «технология обучения» также утвердился в международной дидактике. Он отражает три взаимосвязанных аспекта; совокупность знаний, нужных учителю для конструктивного решения вопроса относительно организации учебно-воспитательного процесса, сам процесс обучения и его технологию его техническое оснащение.

Анализ литературы, обобщение передового опыта и экспериментальное преподавание химии позволяет выделить следующие пути интенсификации обучения химии и формирования в нем систем понятий.

Активизация формирования систем понятий в обучении химии выражает также особое отношение учителей и учащихся к выбору и применению путей, средств и методов изучения учебного материала, к организации учебно-познавательного процесса и их сотрудничеству.

 

Литература:

1.    Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: Просвещение, 1997г, с. 41-42.

2.    Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1999г., с. 37-38.

3.    Байдалина О. В. О прикладном аспекте химических знаний. //Химия в школе, 2005г., №:5, с. 45-46.

4.    Сурин Ю. В. Проблемно-развиваюший эксперимент в обучении химии. //Химия в школе, 2005г., №:5, с. 53-54.

5.    Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии. //Химия в школе, 2004г, №:3, с. 16-22.

6.    Добротин Д.Ю. О формировании приемов познавательной деятельности. //Химия в школе, 2004г, №:10, с. 23-29.

Основные термины (генерируются автоматически): систем понятий, обучении химии, химических понятий, формирования систем понятий, систем химических понятий, основных химических понятий, теоретических систем понятий, деятельности учащихся, понятий курса химии, формирования систем химических, системы понятий, обучения химии, функции понятий, применением систем понятий, Применение систем понятий, процесса формирования систем, умственной деятельности учащихся, понятийно-теоретической деятельности учащихся, химических понятий курса, систем понятий курса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос