Библиографическое описание:

Ивченко Е. Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 759-760.

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, даёт возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы.

Ключевые слова:обучение, наглядный, учебный, вербальный, средство, аудиовизуальный, контроль, эффективность, знания.

 

Средства обучения предназначены для формирования знаний, умений, управления познавательной деятельностью учащихся.

С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании учащихся запоминаются образы этих явлений и объектов, что связано с абстрактным мышлением.

Применение средств обучения способствует повышению качества обучения, воздействует на эмоции учащихся, служит стимулом деятельности, источником уверенности. С помощью средств обучения решаются задачи укрепления интересов к учебной работе.

Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учебного материала.

Виды средств обучения разнообразны, на них влияет развитие науки и техники.

Получили распространение такие новые средства обучения, как тренажёры, учебное телевидение, автоматизированные системы, компьютерная техника.

Выделяют следующие группы средств обучения:

1)        Учебные наглядные пособия предназначены для формирования у учащихся конкретных образов предметов и явлений действительности, для иллюстрации дополнения, детализации учебного материала, обобщения усвоенной информации. Они делятся на натуральные (гербарии, коллекции, минералов и детали, приборы, инструменты), изобразительные (плакаты, рисунки, фотографии, модели, макеты, муляжи, стенды) и знаковые (чертежи, схемы, формулы, графики, диаграммы).

2)        Вербальные (словесные) средства обучения — учебная и методическая литература, словари, дидактические материалы. Они применяются для углубления знаний и умений, для самостоятельного изучения учебного материала.

3)        Специальное оборудование — предметы, ориентирующие учащихся на практическую деятельность. Это лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных работ. Они используются для формирования практических профессиональных умений.

4)        ТСО — технические устройства, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Информация находится в слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах. ТСО делятся на аудиовизуальные, информационно контролирующие, и тренажерные. ТСО используют для формирования новых знаний.

Наиболее универсальными являются учебные наглядные пособия, вербальные аудиовизуальные средства.

Учебные наглядные пособия это натуральные объекты, технические модели, фотографии и рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы.

Эти пособия используются при объяснении учебного материала, закреплении, проверке усвоенного материала.

Классная доска используется для объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся.

Вербальные средства обучения — учебная литература для учащихся предназначена для самостоятельной работы, дидактические материалы позволяют осуществлять контроль знаний (карточки, вопросы, задачи, упражнения).

Аудиовизуальные средства — экранные, звуковые, автоматизированные обучающие системы (диафильмы, кинофильмы, радиопередачи, магнитофонные записи, учебное кино).

Выбор средств обучения — процесс индивидуально творческий. Каждый преподаватель осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета. При создании комплекса средств обучения нужно учитывать задачи, объем учебной информации, уровень развития учащихся.

В целом о рациональности и эффективности применение средств обучения можно судить в следующих случаях:

-          если оно позволило сделать доступным для восприятия материал, который нельзя было дать иным способом;

-          дало возможность расширить представления учащихся;

-          активизировало познавательную деятельность учащихся;

-          способствовало преодолению утомления;

-          позволило увеличить объем тренировочного материала;

-          помогло оперативно осуществлять текущий контроль за усвоением знаний;

-          способствовало развитию познавательных интересов учащихся.

Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, даёт возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы.

 

Литература:

 

1.                            Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие / Л. Г. Семушина. Н. Г. Ярошенко. — Москва: Мастерство, 2001. — 272 с.

2.                            Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие / — Москва: Академия, 2001. — 272 с.

3.                            Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие /– Москва: Мастерство, 1990. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): средств обучения, учебного материала, изучения учебного материала, наглядные пособия, Учебные наглядные пособия, средства обучения — учебная, средств обучения даёт, и выборе средств обучения, место средств обучения, средств обучения разнообразны, самостоятельной работы, Роль средств обучения, Применение средств обучения, помощью средств обучения, группы средств обучения, комплекса средств обучения, новые средства обучения, учебном процессе, повышению качества обучения, процессе обучения иностранным.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос