Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Байбаева М. Х., Юлдашева Н., Хайдарова Д. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 746-749. — URL https://moluch.ru/archive/108/25654/ (дата обращения: 25.09.2018).



 

В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора, способствующие повышению результативности воспитательной системы современного вуза в процессе профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: обучения, процесс, образование.

 

В настоящее время в мире происходят стремительные изменения, затрагивающие все наиболее важные сферы общественной жизни. Начавшийся процесс модернизации поставил перед педагогами новые цели и задачи, от успешного решения которых зависит успех проводимой реформы. Очевидно, что предъявление новых требований к уровню образования и развития личности, изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых концепций, технологий и методов обучения, главная цель которых состоит в повышении качества высшего образования.

Обучение — самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение — это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика — учением. Термин преподаванием следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами. [2]

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки. [1]

Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

Познавательная деятельность учащихся протекает также в общении со сверстниками. На базе этого создаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

          цель (общая как приспособление к жизни), задачи;

          совместная деятельность учителей и учащихся;

          преподавание (руководство со стороны учителя);

          чтение (самостоятельная работа учащихся);

          организация процесса;

          соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

          сочетание технологичности и творчества учителей и учащихся;

          соответствие требованиям жизни;

          одновременное осуществление воспитания, развития, формирования учащихся. [2]

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлению к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Научные знания — главный компонент образования включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания для получения новых, также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция. Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств к личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления. [3]

Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности:

          планирование;

          организация деятельности учащихся;

          регулирование (стимулирование) процесса обучения;

          контроль (стимулирование активности и самостоятельности);

          оценивание;

          анализ результатов решения педагогической задачи. [5]

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы — постановкой вопроса учитель возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, в поисках ответа на него вёл мысль ученика по пути познания. Догматическое учение — первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание. Объяснительно — иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения — формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

Самостоятельное добывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной. [2]

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования применяются педагогические технологии. Внедрение педагогической технологий в учебный процесс-требование времени. Основным требованием применения педагогических технологий является повышение эффективности образовательного процесса, достижение учебного результата студентами за установленный срок. В вузах по направлениям бакалавриата студенты изучают общеинженерские, технические и специальные предметы.

Образование как целостное явление — одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы — это продукт внутренней самоорганизации. Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматривается как результат совокупного действия множества законов. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом. [7]

В обучении находят свое применение законы диалектики:

          закон единства и борьбы противоположностей;

          закон переход количественных накоплений в качественные изменения;

          закон отрицания отрицаний. [4]

Большое значение для организации и осуществления процесса обучения имеет категория меры:

          категории сущности и явления;

          единство содержания и формы;

          категория необходимости;

          категории случайности;

          категории времени. [5]

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических). К числу значимых условий обучения относится профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремления к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. [4]

Основными структурными типами управления в вузах выступают преподаватель-студент, преподаватель-учебная группа, кафедра-учебная группа. В данной структуре студент всегда будет исполнителем. Сложившимися организационными формами обучения в высшей школы является лекции, семинары, самостоятельная работа, которым соответствуют групповые или коллективные и индивидуальные формы обучения. Взаимоотношения участников учебного процесса осуществляется через общения и коммуникации в обучении. Общение-это не только информационный процесс, но и процесс взаимодействия, в котором люди выступают друг относительно друга как объекты и субъекты воздействия. В ходе такого взаимодействия происходит формирование учащегося как личности. Поэтому общение в обучении становится также факторами воспитания, и главная задача педагогов состоит в том, чтобы организовать общение и коллективные формы обучения. [6]

 

Литература:

 

  1.    В. М. Кларин. Педагогическая технология в учебном процессе. М.; Знание, 2009.
  2.    И. П. Саченко. Психология творчества, 2009.
  3.    Т.Гулбоев. Новые педагогические технологии и использование их в процессе обучения. Навоий, 2001.
  4.    А. Р. Радугина. Педагогика и психология. Учебник М.: Прогресс 2009.
  5.    А. Х. Аминов. Организационно-педагогические основы совершенствования системы повышения квалификации работников народного образования. Самарканд, 2001.
  6.    Ш. А. Амонашвили. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвеўение.-1984
  7.    В. К. Бондаренко.Технические средства обучения. М.: 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.


Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Классификация методов активного обучения применительно...

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык.

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения.

Психологические теории обучения организации учебной...

Процесс обучения детей не является главным предметом психологии обучения, точнее, данная наука не может претендовать на монопольное владение им. Есть другая область науки, которая играет в его изучении ведущую роль. Это педагогика.

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Проблема активизации познавательной деятельности студентов...

В условиях интенсивного внедрения информационных технологий в образовательный процесс особую значимость приобретает проблема активизации познавательной деятельности в дидактике гуманитарных дисциплин к условиям компьютерного обучения.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. К числу новых методов, средств и приемов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Классификация методов активного обучения применительно...

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык.

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения.

Психологические теории обучения организации учебной...

Процесс обучения детей не является главным предметом психологии обучения, точнее, данная наука не может претендовать на монопольное владение им. Есть другая область науки, которая играет в его изучении ведущую роль. Это педагогика.

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Проблема активизации познавательной деятельности студентов...

В условиях интенсивного внедрения информационных технологий в образовательный процесс особую значимость приобретает проблема активизации познавательной деятельности в дидактике гуманитарных дисциплин к условиям компьютерного обучения.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение)...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. К числу новых методов, средств и приемов...

Задать вопрос