Автор: Парпиев Отабек Тиллаевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1344 раза

Библиографическое описание:

Парпиев О. Т. Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 127-129.

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

К числу новых методов, средств и приемов, способствующих эффективному освоению навыков профессиональной деятельности будущих специалистов, можно с полным основанием отнести все шире применяемые в высших учебных заведениях методы активного обучения, в частности игровые занятия. Опыт показывает, что они существенно влияют на формирование качеств, очень нужных современным специалистам. Успешно участвовать в таких же занятиях, особенно в деловых играх, может лишь обучающийся, хорошо овладевший специальными дисциплинами, а в процессе игр он значительно пополняет свои практические навыки, у него развивается самостоятельное мышление, проявляются и формируются организаторские способности.

Игровые занятия – это по сути комплекс методов, включающий деловые игры, имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей а также игровые проектирование. Все эти активного метода обучения, в равной мере необходимые для совершенствования учебного процесса, и они сегодня находят свое место в различных дисциплинах, преподаваемых в инженерно-педагогических институтах [2: 4].

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, обладающих по сравнению с традиционными методами следующими основными особенностями.

Все методы активного обучения делятся на неимитационные, реализуемые на традиционных видах занятий, и имитационные, игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процессе новых форм занятий.

Проведением игровых занятий достигаются весьма важные педагогические цели:

  1. Расширение, углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, а также в процессе выполнения практических и лабораторных работ, курсовых проектов, на семинарах, в период производственной практики.

  2. Приобретение умений и навыков выработки рациональных производственных и проектных решений посредством самостоятельного определения стратегии, привлечения необходимой информации, быстрой реакции на различного рода сбои, оценки эффективности предпринятых действий с помощью обратной связи.

  3. Развитие практических навыков работы в коллективе, понимания условий и принципов коллективной деятельности, связанной с разделением труда, иерархическим построением структуры управления, эффективным взаимодействием со смежниками [2: 23].

Практически каждая игра рассчитана на реализацию не какой-нибудь одной, а нескольких педагогических целей.

Использование педагогических игр в учебном процессе является как таковыми компонентами действующими, как средство повышения эффективности обучения. Для того чтобы использовать педагогические игры в учебном процессе мы должны с начала определить его сущность, что представляет собой.

Учёные занимающиеся данной проблемой дают следующие определения: игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение это “процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков”, можно сказать, что игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Понимание сущности педагогической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

  • деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности;

  • развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;

  • условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.

Деятельность в игре — не цель, а средство. А занимательность - это цель. В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

Исходя из вышеуказанного подхода можем определить следующие задачи игры:

  • игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры;

  • образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий - содержанием деятельностного компонента.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Участники, действуя по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности), непосредственно будут вовлечены в сам процесс обучения.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором участники совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Результативность педагогических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

В связи с этим характеризуем учебную деловую игру, применяемую в профессиональной подготовке специалистов в инженерно-педагогических институтах.

Учебные деловые игры (цель которых – сформировать определенные навыки и умения обучающихся и их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности [3].

  1. Имитационные упражнения – они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например: кто лучше может пользоваться едиными нормами – расценками?). Цель имитационных упражнений – предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

  2. «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» - обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

  3. «Разыгрывание ролей» - обучающихся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

Деловую игру, как форму контекстного обучения, следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

- формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

- приобретение проблемно-профессионального опыта и принятия индивидуальных и коллективных решений;

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации [3:146].

Игровые методики обучения, служащие открытию и осознанию будущим преподавателям специальных дисциплин своих собственных смыслов профессиональной деятельности, обеспечивают диалогический характер педагогического взаимодействия (студента и преподавателя, студента и студента, студента и другого текста). Для организации диалога в содержание игр преподавателю института необходимо включать материал, предполагающий нравственно смысловой поиск, который касается вопросов определения своей позиции в отношении концептуальных вопросов педагогической деятельности (что? как? зачем? Я в состоянии и буду реализовывать, вступая на путь профессиональной деятельности?). Игровые методики обучения при изучении курса «Методика профессионального обучение» результативны, если средства достижения педагогической цели организованы в систему, а комплекс методик включает в себя набор игровых занятий, направленных на реализацию, личностно-развивающая обучение.

Положительное в применении учебных деловых игр:

- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

- происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания умения, т.е. учащиеся учатся применять свои знание;

- после игровое обсуждение способствует закреплению знаний;

- достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе учебной деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Таким образом, использование метода деловых игр при подготовке инженерно-педагогических кадров может служит постепенному, последовательному формированию профессиональных качеств у будущих преподавателей специальной дисциплины.


Литература:
  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.

  2. Игровые занятия в строительном вузе: методы активного обучения / Под. ред. проф. Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского. – К.: Выcш. шк, 1985. – 303 с.

  3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

  4. Черноштан Е.В. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами игровых методик обучения: на примере учреждения среднего профессионального образования: Дис…. канд. пед. наук. – Тобольск: 2007. – 203 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности, педагогических игр, активного обучения, повышения эффективности обучения, Использование педагогических игр, методы активного обучения, учебном процессе, Похожая статья, Игровые методики обучения, навыков профессиональной деятельности, методами активного обучения, игровой ситуации, активного метода обучения, педагогические цели, фактор повышения, деловые игры, инженерно-педагогических институтах, эффективного обучения возможна, Результативность педагогических игр, фактор повышения эффективности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос