Современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся
Автор: Нарышкина Варвара Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 03.05.2015
Статья просмотрена: 6862 раза
Библиографическое описание:
Нарышкина, В. С. Современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся / В. С. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8075/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одним из основных условий организации эффективного учебного процесса в школе является решение проблемы повышения качества современных школьных учебников.
На сегодняшний момент существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Школьные учебники являются ведущим дидактическим средством организации учебной деятельности учащихся и преподавательской деятельности учителя, главным — одобренным государством — инструментом учения, материальной основой построения образовательно-воспитательного процесса на конкретном уроке. В силу этого они должны создаваться на общих теоретических и методических основах, принятых как представителями предметной и педагогической науки, так и обществом в целом.
Так каким же должен быть современный учебник, чтобы выполнить возложенные на него функции образования, развития и воспитания школьников, удовлетворить потребности учащихся и оправдать надежды родителей, чтобы стать средством организации успешной и эффективной учебной и педагогической деятельности?
Традиционное представление об учебной книге по истории воспроизводится в определении учебника как: «массовой учебной книги, излагающей предметное содержание образования и определяющей виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и иных особенностей» [4, с. 41].
Для практического исследования вида и роли учебника в образовательном процессе был выбран Учебник по Всеобщей Истории для 5 класса (С. В. Колпаков, Н. А. Селунская) [2]. Данный учебник входит в учебную линию «Вертикаль» издательства «Дрофа». Он соответствует ФГОС [5], одобрен РАО и РАН и включен в Федеральный перечень учебников [3].
Данный учебник написан с позиций цивилизационного подхода. Он повествует о первых людях на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций.
Настоящий учебник — составная часть комплекта учебников Образовательной программы `Школа 2100`, созданного в рамках единой концепции современной общеобразовательной школы.
Проводя анализ структуры учебника истории, была взята за основу схема [1, с.39–40], включающая:
1. Текстовый компонент
- Основной текст
- Дополнительный текст
- Пояснительный текст
2. Внетекстовый компонент:
- Иллюстрации
- Методический аппарат
- Аппарат Ориентировки
Изложение материала учебника начинается с вводного текста. В нём представлены основные правила и приёмы работы с учебником, а также дан ответ на вопрос «Для чего мы изучаем историю?». Вводный текст имеет существенное значение — он помогает учащимся быстро сориентироваться в учебнике и в дальнейшем использовать весь его потенциал.
Учебный компонент представляется собой лаконично изложенную историческую информацию, соответствующую темам по истории Древнего мира в пятом классе. Текст содержит повествовательный, описательные, объяснительные приёмы изложения. Он написан доступным для пятиклассника стилем и лаконично отображает необходимый для изучения материал.
Заключительный текст представлен кратким обзором развития цивилизаций Древнего мира. Он не только отражает основные вехи развития, указывает на отдельные особенности и помогает вспомнить основные понятия, но также, что немаловажно показывает связь античной культуры с российской. В итоге, заключительный текст учебника помогает ещё раз учащимся осознать значимость изучения истории, проследить её влияние на современность и даёт стимул для дальнейшего изучения.
Дополнительный текст в учебник представлен редким цитированием выражений известных философов и видных деятелей древности, а также вставками отрывков художественного текста в параграфах по изучению мифологии древности. В учебнике не представлен дополнительный текст в виде документов.
Пояснительный текст представляет собой словарь в конце каждого параграфа, подписи к иллюстрациям и картам.
Внетекстовый компонент представлен многообразием иллюстрация, карт, документальными изображениями. Со стороны методического аппарата учебник содержит ключевые вопросы, вопросы и задания. Аппарат ориентировки отображен в виде оглавления, рубрикации, системы символов, словарей и указателей с использованием основных дат, понятий и персоналий по всеобщей истории.
Роль данного учебника в образовательном процессе можно проследить в процессе проведения уроков истории.
В течение педагогической практики мною были проведены уроки в классе, следующему по программе данного учебника.
Составление плана урока и подготовка к нему начинались с прочтения и анализа текста учебника. В большинстве случаев текст учебника использовался источником нового материала на уроке. Термины и даты, приводимые в тексте и конце параграфа, использовались в качестве ключевых. Большая часть вопросов к уроку, была составлена на основе текста учебника. Были использованы и ключевые вопросы, представленные в тексте параграфов.
Подготовка опорной презентации также осуществлялась на основе учебника и в процессе урока синхронно выделяла особо значимые аспекты темы.
Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.
Ход урока был построен на представленной в параграфе логике изложения исторической информации. Работу с текстом вёл как учитель — аудиальное воспроизведение информации параграфа, так и учащиеся — чтение текста, работа с текстом в парах и группах, анализ текста, поиск ответа на поставленные вопросы, краткий пересказ.
Недостатком текстового компонента я считаю отсутствие исторических документов. Такой навык работы, как работа с историческим документом важно и нужно развивать в учащихся с самого начала работы по курсу истории. Исторические документы не только развивают навыки работы с текстом, но также учат критически мыслить, находить и обрабатывать необходимую информацию.
Кроме работы с текстовым компонентом, велась активная работа с иллюстративным аппаратом и картами.
Параграфы 29 (Древние Афины), 31 (Появление греческих колоний), 32–33 (Греко-Персидские войны) сопровождаются картами по изучаемому материалу, с помощью которых, я как учитель-практикант, без затруднений отработала навык работы с картами. Учащиеся же, активно работали с картами как на уроке — это индивидуальная работа, работа у доски, так и дома — при выполнении заданий в рабочей тетради. С помощью представленных карт учащиеся хорошо усвоили географическое положение Аттики, направления Греческой колонизации и смогли проследить ход греко-персидских войн. Карты, представленные в данных параграфах, использовались при работе и с другими темами, т. к. давали широкий круг информации для логического размышления учащихся на уроке во время обобщения уже известной и новой информации.
Иллюстративный аппарат, который представлен основными изображениями по теме, являлся хорошим объектом для размышлений. Иллюстративный аппарат включает: изображение рельефов, реконструкции архитектурных объектов и памятников, изображение монет и рельефов, модели кораблей, фотографии сохранившихся фрагментов культурной среды, картины и мозаики. На его основе учащиеся могли самостоятельно делать выводы и отвечать на проблемные вопросы. Например, изучая ход греко-персидских войн, учащиеся, не изучая раздел о битве при Саламине, с помощью проблемных вопросов и изображения греческой триеры смогли объяснить причины победы греков. Нехватка иллюстративного материала в учебнике, стала заметна при переходе к параграфу 35 (Религия древних греков) — столь обширный материал, с большим количеством персоналий, по-моему, мнению должен сопровождаться большим количеством иллюстраций. В целом иллюстрации в учебнике несут в себе важную смысловую нагрузку. Они помогают образно усвоить материал, развивают мышление учащихся. Иллюстративный материал частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.
Одним из минусов данного учебника — является отсутствие текстовых таблиц, планов-схем, опорных схем. В условиях начала работы с таким массивом информации, как всеобщая история в рамках урока, я считаю необходимым наличие обобщённого и наглядного материала, который можно использовать на уроках, при выполнении учащимися домашних заданий, а также при подготовке к промежуточным формам контроля.
Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели. Он помогает учащимся полнее овладеть знаниями по истории и наиболее эффективно использовать учебник в процессе обучения. Также аппарат ориентировки имеет свои недостатки — отсутствие ссылок на интернет ресурсы, библиографии и справочников.
В обобщение полученного мною опыта работы с данным учебником истории мне хотелось бы сказать, что учебник под редакцией С. В. Колпакова и Н. А. Селунской по Всеобщей Истории для 5 класса, как и все современные учебники по истории, имеет свои плюсы и минусы. В целом, учебник даёт полное, последовательное, а главное доступное представление о всеобщей истории для учеников 5 класса. С помощью него учащиеся могут освоить основной материал по курсу истории, научиться работать с текстом, иллюстративным аппаратом, а также освоить навыки работы с аппаратом ориентировки. Учебный комплекс, включающий рабочие тетради и электронное пособие, является дополнительным источником знаний. Однако, ведущая роль на уроке и в процессе выполнения домашних заданий остаётся за учебником. И учитель, и учащиеся могут эффективно построить свою деятельность, используя представленный учебник.
Литература:
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2015. — 77с.
2. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 272 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. — 240 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)