Использование современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему — это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.
Отличительной чертой развития современного высшего образования является изменяющееся содержание образования и технологии преподавания, поскольку большое развитие получают новые информационные технологии. Огромное значение в информационных образовательных технологиях имеют электронные средства сопровождения учебного процесса. Существует большое количество электронных обучающих программных продуктов учебного назначения, электронные учебники, тесты, программы — симуляторы разнообразных ситуаций или приборов, интерактивные модели различных процессов и систем, электронные справочные пособия, публикации учебного материала на веб-сайте.
Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном и вузовском обучении.
Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.
Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большое использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют научные сотрудники и преподаватели при создании методических пособий.
Электронный учебник — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоритический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно — поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Электронный учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоритического материала, организацию применения первично полученных знаний, контроль уровня усвоения, задание ориентиров для самообразования. Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы существенно упростит организацию учебного процесса, сократит затраты времени студентов на обучение и автоматически обеспечит целостность дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с электронным учебником. Процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне, так как электронный учебник дает возможность многократных повторений и диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае компьютером. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что студента легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Также компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность оценить свои способности, проявить оригинальность, предлагать любые варианты решения без риска получить за это неудовлетворительную оценку.
Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношеният к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.
В условиях информатизации образования учебно-воспитательный процесс претерпевает значительные изменения как в определении основных направлений развития содержания деятельности обучаемого и обучающего при использовании ИКТ, так и в использовании новых форм, методов и средств обучения. Причем ИКТ играют существенную роль во всех видах учебной деятельности в вузе.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: студента и преподавателя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует студента к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
Литература:
- Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft: Учеб. пособие. — 5-е изд., — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция» — 2006. — 368 с. + СD.
- Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003, 688 с.
- Макарова Н. В. и др. Информатика — М.: Финансы и статистика, 1997.
- Берман Б. И. и др. Основы компьютерной грамотности — М.: Мир, 1989.