Технология электронного обучения в образовательном процессе
Авторы: Хаустова Светлана Александровна, Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 22.08.2016
Статья просмотрена: 134 раза
Библиографическое описание:
Хаустова, С. А. Технология электронного обучения в образовательном процессе / С. А. Хаустова, В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10958/ (дата обращения: 16.12.2024).
Электронные ресурсы, все чаще используемые в образовательном процессе, на рынке учебников начинают успешно конкурировать с традиционными печатными учебными изданиями. Среди инновационных средств, эффективно формирующих профессиональную компетентность, большие возможности представляют электронные учебные пособия (ЭУП). Электронный учебник (ЭУ) — это не электронная версия бумажного учебника, а обучающая среда, содержащая в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений.
Анализ научной литературы позволил нам выявить два вида ЭУ:
1) учебник с высокой динамикой иллюстративного материала, представляющий собой уже ставший традиционным учебник по предметной области, которой является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM;
2) Internet-учебник, учебник, открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети. [2]
К достоинствам электронного учебника можно отнести систематизацию представления всего комплекса учебного предмета. ЭУ позволяет быстро проверить знания учащихся по изученной теме. Содержательная часть учебного материала представляется в виде текста, звука, анимации, видео и графики, что существенно повышает запоминание новой информации. Кроме того, только в ЭУ можно показать в динамике изучаемые объекты, используя эффекты анимации интерактивные модели, диаграммы и схемы, что влияет на эмоциональное восприятие учебного материала, а также повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. ЭУ — психологически удобный вариант усвоения (темп работы и сложность), при необходимости возврат к ранее изученному или предложенному, то есть идет процесс самообразования, экономически выгодное издание, вариативно в хранении, не боятся износа и старения.
Есть и недостатки: текстовая информация в электронном виде читается очень тяжело, учащийся быстро устает; разобщение учитель-ученик. [2]
При создании электронного учебника в первую очередь должны быть определены цели его создания, то есть, для кого будет создан учебник, и кто им будет пользоваться. Затем нужно составить тщательно продуманный, последовательный и обоснованный план деятельности по его созданию. Нужно придерживаться следующей последовательности:
- Определение целей и задач разработки.
- Разработка структуры электронного учебника.
- Разработка содержания по разделам и темам учебника.
- Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
- Реализация.
- Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.
- Подготовка методического пособия для пользователя.
В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения — чувственному восприятию изучаемых объектов. Независимо от способа реализации электронного учебник представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет: гипертекста — многообразия систем связей между фрагментами учебного материала, обеспечивающего семантическое единство курса в рамках предметной области, включающего глоссарий и справочный аппарат; мультимедийное — использования эффективных средств представления учебного материала (реалистичного или синтезированного); интерактивности (включая виртуальный практикум), позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций; самоконтроля знаний и навыков; системы поиска информации, обеспечивающей удобство работы с курсом. [1]
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Во- первых, каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. Во-вторых, наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п. В-третьих, электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. В-четвертых, электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. В- пятых, доступность ЭУ выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети. В- шестых, для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронный учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала. [2].
Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий. Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники сегодня активно разрабатываются и используются в образовательном процессе.
Литература:
- Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
- Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. — 363 с.