Варианты методики построения занятий с использованием электронного учебника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 18.04.2017

Статья просмотрена: 506 раз

Библиографическое описание:

Муродова, Г. Б. Варианты методики построения занятий с использованием электронного учебника / Г. Б. Муродова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 471-473. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42358/ (дата обращения: 16.11.2024).



Компьютер и информационные технологии неотъемлемая часть нашей жизни, особенно в образовании. Одним из основных направлений формирования перспективной системы образования в Узбекистане, наряду с повышением качества образования, обеспечением большей доступности образования для всех групп населения, повышением творческого начала в образовании, является обеспечение нацеленности обучения на новые педагогические технологии, в первую очередь на современные ИКТ.

Интеграция новых ИКТ в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования.«Развивается информационное обеспечение образовательного процесса на базе современных информационных технологий, компьютеризации и компьютерных сетей». (Национальная программа по подготовке кадров Р.Уз. 4.10. Создание информационного пространства образовательной системы) [1]. Знание основ информатики, ее возможностей и перспектив развития становится актуальным практически для всех членов современного общества. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу.

Одной из форм современных информационных технологий являются электронные ресурсы. В образовательной сфере широко используются электронные учебники.

Электронные учебники начинают занимать все большее место в нашей жизни. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников и их внедрения в учебный процесс. Электронный учебник можно, например, определить как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети. [2]

В условиях информатизации образования учебно-воспитательный процесс претерпевает значительные изменения как в определении основных направлений развития содержания деятельности обучаемого и обучающего при использовании ИКТ, так и в использовании новых форм, методов и средств обучения. Причем ИКТ играют существенную роль во всех видах учебной деятельности в вузе.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют соединить процессы изучения, закрепления и контроля усвоения учебного материала, которые при традиционном обучении чаще всего являются разорванными. ИКТ дают возможность в большой степени индивидуализировать процесс обучения, уменьшая фронтальные виды работы и увеличивая долю индивидуально — групповых форм и методов обучения. Также ИКТ способствуют повышению мотивации обучения, развитию креативного мышления, позволяют экономить учебное время; интерактивность и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению информации и, соответственно, лучшему усвоению материала. [3]

Электронный учебник при грамотном использовании может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

Для использование электронного учебника на занятиях предлагаются некоторые варианты:

  1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении. Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включая его и начинают работать со структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
  2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном занятии новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
  3. В рамках комбинированного занятия с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для занятий итогового повторения, когда по ходу занятия требуется “пролистать” содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
  4. Отдельные занятия могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся. В заключении занятия учащиеся обращаются к электроной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на занятии, начиная с младшего школьного возраста.
  5. Электронный учебник используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методичесскими службами и админкими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт учащимуся представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии доработать этот материал. Таким образом, учащийся в какой-то мере может управлять процессом учения. [4]

Несмотря на то, что технические средства обучения активно используются в учебном процессе, они являются вспомогательным дидактическим средством. Определяющая роль в традиционном обучении принадлежит преподавателю — интерпретатору знаний. Общение преподавателя со студентом составляет основу передачи информации, важной особенностью которой является наличие опреативной обратной связи.

Следующим важным следствием применения компьютерных средств является использование инновационных методов обучения, которые носят коллективный исследовательский характер. Эти методы принимают активную форму, направленную на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, форма обучения с применением компьютерных средств отличается от существующих как по организации учебного процесса, так и по методам обучения.

Литература:

  1. Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан. Ташкент — 1997.
  2. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. — 1994. — № 4. — С. 89‑96.
  3. Сергеев Т. Новые информационные технологии и содержание образования// Информатика и образование. — 1991. — № 1. — С. 21‑24.
  4. Удалов С. Р., Воронина О. В. Информационные технологии обучения: Учебное пособие. — Омск: ОмГПУ. — 2004. — 67 с.
  5. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. —СПб.: Питер, 2005. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, образовательный процесс, учебный процесс, занятие, изучение нового материала, ИКТ, метод обучения, традиционное обучение, учащийся, учебный материал.


Задать вопрос