Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование метода проектов на уроках иностранного языка

Методика преподавания учебных дисциплин
03.06.2016
39
Поделиться
Библиографическое описание
Чижова, Ю. А. Использование метода проектов на уроках иностранного языка / Ю. А. Чижова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1004/.


 

В настоящее время актуальной проблемой в преподавании иностранного языка у среднего звена является необходимость применения полученных знаний непосредственно на практике. Для решения этой проблемы нужны инновационные методы и приемы обучения. Одним из таких актуальных и результативных методов является метод проектов.

Е. С. Полатопределяет метод проектовкак способдостижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемымпрактическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.[3, с. 31]

По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку, поскольку позволяет сосредоточить внимание школьников не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный: самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке [6, с. 468].

На наш взгляд, метод проектов — это творческая работа школьника, позволяющая ему проявить свои исследовательские навыки, которая соответствует его возрасту и учитывает требования государственного стандарта.

Обращаясь к истории возникновения метода проектов, мы видим, что он появился в 1920-е годы в Америке. Интерес российских преподавателей-новаторов он притянул в начале 20 столетия, а в 1931 году был запрещен в связи с непродуманностью. Однако за рубежом он продолжал динамично развиваться. В настоящее время метод проектов представляется одним из самых популярных в мире, в том числе и в России, так как он дает возможность целесообразно совмещать теоретические знания и их практическое применение. В этом, безусловно, проявляется его преимущество над другими методами.

Так же, как и к любому другому методу обучения, к методу проектов предъявляются определенные требования, которые необходимо соблюдать в процессе его использования.

Е. С. Полатвыделяет следующие основные требования к использованию метода проектов в школе:

1)        наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного значения» исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах; St. Patriск's Dау, Тhаnks giving Dау, Наllоwееn, Christmas, Mothers Daу и т. д.; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями; проблема организаций спортивных мероприятий и т. п.);

2)        практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, которые прослеживаются в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка, участка; планировка и обустройство квартиры и т. д.);

3)        самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4)        структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5)        использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов, анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода мозговой атаки, круглого стола, творческих отчетов, защиты проекта и т. п.) [3, с. 75].

Кроме того, ученый рекомендует наиболее исчерпывающую систематизацию проектов согласно следующим типологическим особенностям:

1)        доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т. п.;

2)        предметно-содержательная область: моно-проект и межпредметный проект;

3)        характер координации проекта: непосредственный — с открытой (явной) координацией и скрытый — с неявной координацией;

4)        характер контактов: внутренний, региональный, международный;

5)        количество участников проекта: личностные, парные, групповые;

6)        продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный [4, с. 71].

Применение разных видов проектов на уроке иностранного языка смогут помочь педагогу сделать проектное обучение увлекательным и разнообразным для учеников всех возрастов, повысить их интерес и мотивацию к изучению языка.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Т. В. Душеиной, которая считает, что язык — это только составная часть всего проекта и ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации. [1, с. 40]

Проектная деятельность представляет собой четко структурированную работу, а именно этапы ее проведения. Обучение детей с соблюдением каждого этапа работы над проектом в школе имеет немаловажное значение. Ученики должны уметь не только правильно формулировать цели и задачи, подбирать материал, работать с различными источниками информации, но и уметь адекватно оценивать свой проект, иными словами, видеть результат своей работы, что удалось сделать, а что нет, плюсы и минусы.

Н. Ю. Пахомова выделяет следующиеэтапы работы над проектом:

1-й — погружение в проект;

2-й — организация деятельности;

3-й — осуществление деятельности;

4-й — презентация результатов [2, с. 31].

Как правило, первый этап проекта самый короткий по длительности, но имеет немаловажное значение, ведь именно на этом этапе предлагается тема, обсуждаются ее формулировки, выдвигается проблема исследования, цель и задачи. Метод проектов позволяет учащимся самостоятельно выбирать тему, источники и способы ее представления публике. Учащийся волен решать сам, ограничиваться ему учебником по английскому языку, либо искать дополнительные полезные источники информации, которые помогут ему в полной мере раскрыть тему исследования.

Второй этап — организационный. Если это групповой проект, то класс делится на группы, у каждой группы свое поле деятельности, свои цели и задачи, своя роль. Педагог может по-разному включаться в процесс, в зависимости от организаторских умений детей.

После организационного этапа происходит непосредственное осуществление задуманного. Ученики на данном этапе самостоятельны и свободны в творчестве. Однако совсем пускать все на самотек нельзя, учитель, безусловно, должен контролировать процесс, помогать детям, если возникнут затруднения. В данном случае учитель выступает как некий консультант.

На этапе презентации проекта происходит анализ проделанной работы, самооценка и демонстрация результатов.

Пахомова Н. Ю. предлагает рассматривать структуру проектной деятельности следующим образом [2, с. 16]:

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы, мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов,планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

 

Наиболее интересными и распространенными темами проектов по английскому языку в школе являются такие, как: American and Russian holidays (Американские и российские праздники), ChristmasintheUSAandinRussia (Рождество в США и в России), Mydreamhouse (Дом моей мечты), Myfavoritefilm (Мой любимый фильм), Myfavouritesingerorgroup) (Мой любимый певец или группа), Myhobby (Мое хобби), Myfavoriteholiday (Мой любимый праздник) и другие.

Постепенно школа отходит от традиционных методов обучения, в учебный процесс включаются новые методы, построенные на принципе саморазвития и активности личности. Проектное обучение именно такой метод. Оно способствует раскрытию, развитию, реализации творческого потенциала учащихся. Однако проектный метод на сегодняшний день не применяется в школах настолько широко, как он того заслуживает, а используется в основном на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Проектный метод в школе сегодня рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но эксперты из разных стран, имеющие довольно большой опыт в этом вопросе, предостерегают, что проектное обучение не должно вытеснить традиционную классно-урочную систему и заменить другие методы обучения. Таким образом, мы видим, что обучение иностранному языку перестало ограничиваться только лишь заучиванием правил и языковых единиц. Наоборот, оно стало обладать практической направленностью, воздействующей в первую очередь на всестороннее развитие личности, способной в полной мере принимать участие в межкультурной коммуникации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод проектов является достаточно эффективным проблемным личностно ориентированным методом обучения. Он учитывает индивидуальные свойства и способности учащихся, тем самым позволяет формировать у школьников мотивацию и познавательный интерес к иностранному языку, а значит, и активизировать их самостоятельность.

 

Литература:

 

  1.      Душеина, Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5. — С. 40.
  2.      Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-e изд. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
  3.      Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. –С. 31–36.
  4.      Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Академия, 2009. — 272 с.
  5.      Рындина, Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) // Молодой учёный. — 2013. — № 9. — С. 467–469.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный