Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Педагогика
16.10.2017
4086
Поделиться
Библиографическое описание
Акинина, Л. И. Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся / Л. И. Акинина, И. А. Емельянова, Е. В. Игумнова, Т. А. Секишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45901/.


Сегодняшний уровень требований к выпускнику школы значительно вырос. Для него важно адаптироваться к быстро меняющимся экономическим, социальным, психологическим реалиям, добывать, усваивать, перерабатывать информацию, эффективно действовать в новых, неожиданных условиях, творчески решать возникающие задачи. В связи с этим особенно важна направленность обучения на развитие личности ученика.

В новых образовательных стандартах в качестве одной из ключевых позиций заявлена личностная компетенция, что предполагает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Этому подходу соответствует предложенная А. В. Хуторским в иерархии ключевых компетенций компетенция личностного самосовершенствования, направленная на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку [2, с. 55].

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Деловые, предприимчивые, мыслящие личности формируются через познавательный интерес, исследовательскую деятельность, занятия самоанализом. Поэтому одно из направлений в школе — развитие научно-исследовательской деятельности учащихся.

Одна из форм — научное общество учащихся, целью которого является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. Деятельность школьников в научном обществе определяет развитие способности к исследовательскому типу мышления и активизацию личностной позиции, социализацию учащихся и их профессиональное самоопределение.

Современные образовательные технологии помогают ученикам в определении основополагающих задач. Огромные возможности, компьютерные технологии способствуют формированию творческой, думающей, организованной, самостоятельной личности. Создание проблемной ситуации на научно — практических конференциях, дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, самостоятельная работа с литературой, выполнение доступных работ исследовательского характера — все это можно рассматривать как средства и методы развития творческих способностей учащихся.

Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего — выполнения самого исследования.

Принципиальное значение для всех, занимающихся исследованиями, имеет планирование деятельности. Поиск правильного решения способствует «самоопределению, самоидентификации учащегося» [1, с. 34].

Приобретенный учебный опыт обучающийся переносит на свои поступки в повседневной жизни, данный опыт оказывает влияние на формирование личностных качеств. Наконец, работа предполагает рефлексию деятельности, то есть оценку того, что лично каждому дало выполнение того или иного задания, что удалось, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. Значит, формируется состоятельность речемыслительной деятельности будущего специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес: умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

В исследовательской работе выбор и его аргументация занимают не последнее место. Критерий личностного интереса был поставлен на первое место, учитывались интересы и увлечения, особенности характера и воспитания. Учащиеся, которые работали над выбранными темами, составили единую группу.

Работа в научном объединении учащихся объединила учащихся в дружный коллектив, связала общими интересами и увлечениями, позволила формировать некоторые личностные качества. В первую очередь это относится к таким волевым качествам, как умение брать ответственность за выбор и решение идти до конца, преодолевая трудности.

О вполне осознанном выборе при определении ориентиров своей исследовательской деятельности и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют такие ответы учащихся на вопрос «что дает научно-исследовательская деятельность»: полученные знания и умения помогут сориентироваться в дальнейшей жизни и могут повлиять на выбор профессии; работа над исследованием помогает самореализоваться; в процессе исследовательской деятельности возможно общение с интересными людьми, участие в научных конференциях.

Диагностические наблюдения показали, что исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности, является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества учителей и учащихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.

Занятие исследовательской деятельностью в рамках научного объединения учащихся создает предпосылки для успешной социализации личности учащегося и его адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающего мира. Только такая личность способна жить и творить в информационном обществе.

Литература:

  1. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — С.33–37.
  2. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование. — 2003. — № 5. — С.55–61.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный