Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Акинина, Л. И. Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся / Л. И. Акинина, И. А. Емельянова, Е. В. Игумнова, Т. А. Секишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45901/ (дата обращения: 24.11.2024).



Сегодняшний уровень требований к выпускнику школы значительно вырос. Для него важно адаптироваться к быстро меняющимся экономическим, социальным, психологическим реалиям, добывать, усваивать, перерабатывать информацию, эффективно действовать в новых, неожиданных условиях, творчески решать возникающие задачи. В связи с этим особенно важна направленность обучения на развитие личности ученика.

В новых образовательных стандартах в качестве одной из ключевых позиций заявлена личностная компетенция, что предполагает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Этому подходу соответствует предложенная А. В. Хуторским в иерархии ключевых компетенций компетенция личностного самосовершенствования, направленная на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку [2, с. 55].

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Деловые, предприимчивые, мыслящие личности формируются через познавательный интерес, исследовательскую деятельность, занятия самоанализом. Поэтому одно из направлений в школе — развитие научно-исследовательской деятельности учащихся.

Одна из форм — научное общество учащихся, целью которого является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. Деятельность школьников в научном обществе определяет развитие способности к исследовательскому типу мышления и активизацию личностной позиции, социализацию учащихся и их профессиональное самоопределение.

Современные образовательные технологии помогают ученикам в определении основополагающих задач. Огромные возможности, компьютерные технологии способствуют формированию творческой, думающей, организованной, самостоятельной личности. Создание проблемной ситуации на научно — практических конференциях, дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, самостоятельная работа с литературой, выполнение доступных работ исследовательского характера — все это можно рассматривать как средства и методы развития творческих способностей учащихся.

Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего — выполнения самого исследования.

Принципиальное значение для всех, занимающихся исследованиями, имеет планирование деятельности. Поиск правильного решения способствует «самоопределению, самоидентификации учащегося» [1, с. 34].

Приобретенный учебный опыт обучающийся переносит на свои поступки в повседневной жизни, данный опыт оказывает влияние на формирование личностных качеств. Наконец, работа предполагает рефлексию деятельности, то есть оценку того, что лично каждому дало выполнение того или иного задания, что удалось, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. Значит, формируется состоятельность речемыслительной деятельности будущего специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес: умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

В исследовательской работе выбор и его аргументация занимают не последнее место. Критерий личностного интереса был поставлен на первое место, учитывались интересы и увлечения, особенности характера и воспитания. Учащиеся, которые работали над выбранными темами, составили единую группу.

Работа в научном объединении учащихся объединила учащихся в дружный коллектив, связала общими интересами и увлечениями, позволила формировать некоторые личностные качества. В первую очередь это относится к таким волевым качествам, как умение брать ответственность за выбор и решение идти до конца, преодолевая трудности.

О вполне осознанном выборе при определении ориентиров своей исследовательской деятельности и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют такие ответы учащихся на вопрос «что дает научно-исследовательская деятельность»: полученные знания и умения помогут сориентироваться в дальнейшей жизни и могут повлиять на выбор профессии; работа над исследованием помогает самореализоваться; в процессе исследовательской деятельности возможно общение с интересными людьми, участие в научных конференциях.

Диагностические наблюдения показали, что исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Значит, организация учебно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности, является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества учителей и учащихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.

Занятие исследовательской деятельностью в рамках научного объединения учащихся создает предпосылки для успешной социализации личности учащегося и его адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающего мира. Только такая личность способна жить и творить в информационном обществе.

Литература:

  1. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — С.33–37.
  2. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование. — 2003. — № 5. — С.55–61.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, качество, научное объединение учащихся.


Задать вопрос